Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня


xxxxx

Поступить на журфак,

или Заработай как журналист

сегодня

Выпуск 20 от 6 марта 2006
xxxxx


Телевидение новостей

Здравствуйте, многоуважаемые читатели рассылки!

Считается, что главные функции телевидения (как и масс-медиа в целом) – информировать, развлекать, просвещать. Мы ограничимся в рассылке информационным вещанием, поскольку новости – наиболее подходящее поле, где начинающий может начать работу на ТВ.

Создание новостного телесюжета состоит из ряда этапов:

  • подготовка к съемке;
  • съемка;
  • написание текста сюжета;
  • монтаж сюжета.


Подготовка к съемке

Предположим, тема сюжета определена (задание получено от редактора).

Первым делом, нужно получить как можно больше информации по теме из разных источников (по телефону, из справочников, из Интернета). Разумеется, если вас не «бросили» на пожар или автокатастрофу.

Годятся все доступные журналисту источники информации. Правда, с Интернетом желательно быть настороже: в Сети немало устаревших или недостоверных сведений.

Нужно предупредить героев сюжета о приезде съемочной группы, согласовать с ними время встречи.

Журналист Ирина Кемарская: «До появления мобильных телефонов в журналистской среде бытовал такой тест-анекдот на профпригодность (из американской жизни): «Вы едете на важное интервью, времени впритык, и у вас сломалась машина. Что вы сделаете?» Обычно отвечали, что будут ловить такси, искать метро и т. д. Хотя ответ другой: немедленно найти телефон и позвонить с сообщением, что вы задерживаетесь. Это действие снимает стресс не только с тех, кто опаздывает, но и с тех, кто ждет».

Необходимо постараться заранее определить (представить себе) выразительные кадры репортажа. Быть может, мысленно «увидеть» сюжет. При минимальном опыте это возможно.

Журналист определяет, с кем потребуется сделать синхроны (интервью перед камерой). В ходе предварительного сбора информации формулируются вопросы интервью. Правила подготовки телевизионного интервью, пусть даже блиц-интервью, те же, что и в случае печатной прессы.

Наконец, перед выездом стоит посоветоваться с редактором. Старший товарищ, как правило, знаком с бэкграундом (контекстом события), знать который полезно.


Съемка

Главное на ТВ – изображение, «картинка». Зритель запоминает только картинки, нет картинок – нет сюжета. Поэтому журналист на ТВ должен мыслить визуально.

Его задача – собрать на месте элементы сюжета: «картинки», интервью (синхроны), интершум (естественные шумы на месте съемки), стэндап (появление в кадре журналиста и его прямое обращение к зрителю).

Журналист на месте съемки мыслит монтажно, он думает, из чего сложатся монтажные фразы. Нужны как минимум три плана разной крупности, которые рассказывают историю, имеют сюжет. Должен получиться монтажный «аттракцион» (термин С. Эйзенштейна). Необходимо снимать планы: общий, крупный, средний, чтобы потом было из чего монтировать.

Оператор снимает жанр – действие. Должно быть движение в кадре, так интереснее смотреть. Оператор ловит движение в кадре; нередко приходится просить героев двигаться в кадре, что-то в кадре делать.

Держать кадр 5-6 секунд, пока движение в нем не закончится (при монтаже лишнее будет отрезано).

Не возить камерой в кадре туда и сюда, как это принято в любительской съемке! Правильнее просто сопровождать объект до конца его движения.

Позади героя должен быть антураж – не голые стены. Задача журналиста и оператора – по максимуму использовать натуру, выжать из нее все.

Официальные лица любят сниматься у себя в кабинете, сидя за рабочим столом. Трудно придумать что-либо скучнее! Пытайтесь вывести босса на улицу, на природу, в крайнем случае, пусть говорит на фоне фикуса или аквариума.

Следует учесть, что большой сюжет снимать на одной натуре нельзя. Надо предусмотреть несколько мест съемки.

Замечать и записывать интершум – естественный звуковой фон места съемки.

Стэндап (stand up) закрывает информационную брешь в сюжете и одновременно является опорной точкой сюжета, как правило, сильным финалом.

Стэндап должен быть:

  • максимально коротким;
  • легко произносимым;
  • литературно правильным;
  • по возможности передающим ту информацию, которую не передать другими средствами;
  • обладающим мощным эффектом присутствия.

Стэндап может быть забавным, так, например, журналист может напялить на себя водолазный костюм или взять в руки орудие труда. В стэндапе совсем не обязательно загораживать собой весь экран; лучше встать вполоборота, чтобы позади просматривалось место события.

Перед съемкой стэндапа автор должен решить, зачем ему появляться в кадре. Стэндап должен развивать сюжет. В стэндапе достаточно высказать одно, но достаточно важное соображение. Натура должна дополнять слова. Слова должны обогащать картинку. Не повторять словами, что видно в кадре, а объяснить, почему мы это показываем.

Необходимо делать дубли.

Зрителям прежде всего интересны лица героев, их реакции. Необходимы портреты героев сюжета.

Интервью следует снимать на крупных и средних планах – опять же в интересах монтажа. Перед съемкой интервью, как правило, необходима некоторая подготовка собеседника: нужно поговорить с человеком без камеры, разговорить его, наметить темы. Но не следует полностью выслушивать то интересное, что собеседник готов рассказать – повтор перед камерой будет не таким эмоциональным.

Интервьюируемый должен смотреть на журналиста рядом с камерой. Менять крупность плана можно только тогда, когда в кадре находится вопрошающий журналист (так при съемке и при монтаже).

При записи синхронов лучше всего избрать тон человеческой беседы (если в центре внимания не катастрофа или сугубый официоз).

Одна из самых полезных привычек журналиста – четко записывать имена и должности. Это и уважительно, и избавляет от звонков героям при подготовке титров, например (а как вы позвоните, если ваша монтажная смена ночью?)

При производстве телевизионных новостей за все – и за картинку тоже! – отвечает журналист, а уж потом оператор.


Написание текста

Закадровый текст, который станет пояснять сюжет, автор создает, как правило, по дороге в студию или сразу по прибытии. (Благо, новостные ролики, не бывают длинными – чаще всего до 100 секунд.)

Предварительно полезно набросать на бумаге сценарный план сюжета.

При создании текста журналист прежде всего думает, какие у него есть картинки, поскольку картинка на ТВ – главное. И уж затем он решает, какую добавить информацию за кадром, чтобы зрителям легче было понять существо дела.

Конечно, сообщать следует только относящуюся к делу информацию.


Монтаж

Монтажу предшествует предмонтажная подготовка, проще говоря, расшифровка записанных кассет.

«Идеальный» предмонтаж выглядит примерно так:

  • отснятые материалы полностью отсмотрены;
  • на бумаге прописаны тайм-коды и содержание всех значимых кусков записи (там, где «пусто», тоже прописано!);
  • как можно более точно записаны коды и слова в начале и в конце нужных фрагментов, чтобы можно было быстро найти точки входа и выхода;
  • сценарный план сюжета, т. е. порядок выбранных планов и синхронов, составлен на бумаге.

Вроде бы работы много, но этот труд не расходует, а экономит ваше время. После такой предварительной подготовки вы безошибочно монтируете сюжет (при линейном монтаже). Вы быстро закачаете в компьютер материал (при нелинейном монтаже), выбирая его полностью с каждой кассеты и больше к ней не возвращаясь.

В службах новостей вначале записывается текст, потом он «закладывается» картинками. (При подготовке сложных монтажных программ порядок обратный.) Либо же куски текста стыкуются с «картинкой» без комментария.

В закадровый текст обычно включается информация, которую трудно донести зрительными образами: названия, даты, имена и т. д. Текст дает интерпретации, сравнения. Не надо говорить словами то, что и так понятно зрителю. Оставьте для текста только то, что «невидимо».

Планы в новостях склеиваются встык – никаких «плавных переходов», «перетеканий» и т. п.!

Структура новостного сюжета, как правило, следующая:

  • вначале идут 2-3 секунды интершума (больше не надо): интершум превосходно создает эффект присутствия на месте события;
  • затем следует главная новость – сенсация, «гвоздь»;
  • затем подробности, пояснения, живописные детали;
  • завершает сюжет стэндап автора с прогнозом развития событий, иной важной информацией.

Первые кадры должны «зацепить» зрителя! Телевидение – это не пресса, где все должно быть на своем месте, потому что такая предсказуемость удобна читателю. На телевидении (и на радио) нужно сражаться за внимание, чтобы зрители «не уснули», не ушли на другой канал.

Главное для тележурналиста – знать, когда замолчать. Пусть рассказывает картинка! Высокий пилотаж журналиста – не занимать словами все пространство сюжета. (Хотя на практике чаще всего автор говорит весь сюжет без умолку – пытается втиснуть максимум информации в короткое время.)

Практикум:
Возьмите газеты. Выберите хроникальную заметку и представьте, что снимаете на данную тему телесюжет. Необходимо «отделить мух от котлет» – решить, что вы как тележурналист скажете словами, а что доверите картинке. Наконец, выберите из текста или сочините фраза, которая у вас прозвучит в стэндапе.


Круто, ты попал на ТВ!

Спору нет, начинающему «попасть на ТВ» труднее, чем напечататься в местной газете или прозвучать по местному радио. Но не невозможно. Сегодня, когда чуть ли не во всех районных центрах есть телевидение, когда растут локальные кабельные сети, когда телестудии возникают в домах творчества детей и юношества, – ТВ уже не журавль в небе.

В новостях многих местных студий можно видеть совсем молодых корреспондентов, старшеклассников. Они попали в эфир разными путями:

  • победили в конкурсе на замещение вакансий корреспондентов, которые (конкурсы) время от времени устраивают местные студии;
  • предложили свои услуги летом, когда штатные корреспонденты стараются взять отпуск, попробовали, получилось, стали работать;
  • устроились на студию секретарем, курьером, оператором эфира, монтажером и т. п., интересовались работой журналистов, заменили собой заболевшего корреспондента, получилось, стали работать;
  • принесли на студию свое «хоум видео», оно понравилось, попробовали сделать новостные сюжеты, получилось, стали работать;
  • посещали телевизионный кружок Дома творчества детей и юношества, предложили себя местному ТВ, получилось, стали работать;
  • были устроены по блату (но совсем тупому придется худо – экран не обманешь).

Все эти варианты мною не выдуманы, а реально сработали в моем городе Сергиеве Посаде (правда, в нашем районном центре действуют целых две студии – «Радонежье» и «Тонус»).

Тому, кто будет поступать этим летом, может, и поздновато торить дорожку на ТВ, но если у вас год в запасе – попробуйте! Не боги горшки обжигают. Впрочем, имейте в виду, наличие ТВ-сюжетов не дает особых преимуществ при поступлении на журфак по сравнению с газетными и радийными текстами.

В заключение сегодняшнего выпуска приведу случай из американской практики. Рассказывает один из основателей новостной службы CNN Тэд Кэвин.

«Один из тех, кто работал на меня в Нью-Йорке в качестве репортера, был человек по имени Джон Миллер. Мы с ним встретились следующим образом: один из репортеров отправился в штат Нью-Джерси, чтобы сделать сюжет на определенную тему, но вернулся с совсем другим сюжетом. На вопрос, откуда он взял этот сюжет, он ответил: мне подсказал парнишка, который на велосипеде ехал, у него еще радиоприемник болтался на руле. Я его отправил назад в Нью-Джерси найти этого пацана и привезти его сюда. Так в отдел новостей привели 14-летнего мальчишку. Это был Джон Миллер.

Я спросил Джона, сможет ли он работать у нас после занятий в школе. Мы получили согласие у его матери, и Миллер начал работать. Ему давали разные поручения. А буквально через несколько месяцев стали уже отправлять на самостоятельные задания. Единственное, чего мы никогда не делали, это не показывали лицо Джона. То есть он задавал вопросы, вел интервью, но мы никому ни разу не дали понять, что репортажи делает 14-летний мальчишка.

Сейчас Джону Миллеру далеко за 30, и он один из самых известных репортеров Соединенных Штатов, безусловно один из наиболее уважаемых и лучше всех зарабатывающих. Сейчас он, по-моему, работает на Эй-би-си. Даже по меркам хорошо зарабатывающего журналиста, он делает большие деньги, примерно полмиллиона долларов в год».



Дистанционно ваш,
Игорь Николаевич Борисов,
журналист, копирайтер
inborisov@mail.ru


Все выпуски рассылки живут на моей веб-страничке http://voxfree.narod.ru/


Письма читателей могут быть использованы в рассылке, если обратное не запрещено отправителем.


xxxxx


В избранное