Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Поступить на журфак, или Заработай как журналист сегодня Выпуск 2


Информационный Канал Subscribe.Ru


Поступить на журфак,

или Заработай деньги как журналист

сегодня

Выпуск 2


Ответы на классические шесть вопросов – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и «перевернутая пирамида» – не единственный способ подачи хроники. Этот выпуск познакомит вас с двумя типами новостей – «жесткой» и «мягкой». Кроме того, мы научимся начинать наши тексты так, как это делают профессионалы – с лида.

«Жесткая» и «мягкая» новость. Лид

 

Вы наверняка обратили внимание, что практически любой газетный или журнальный материал начинается с вводной части, которая выделена гарнитурой (типом шрифта), кеглем (размером шрифта), абзацем, «плашкой» (заливкой фона).

 

Это – лид (lead; отсюда: «лидер», «лидировать»). Лид важен по ряду причин:

  1. он вовлекает читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес
  2. он сообщает наиболее важную информацию по теме
  3. он устанавливает тон повествования

 

Лид – один из основных раздражителей для читателя, просматривающего газетную полосу. Именно после прочтения лида многие решают, читать ли им материал или лучше перейти к другому.

 

Сам текст, идущий за лидом, в англоязычной журналистике называют body (корпус), а в России чаще всего просто «текст». 

 

В журналистской практике различают «жесткое» и «мягкое» информирование.

 

«Жесткая» новость

 

Приятный сюрприз состоит в том, что с «жесткой» новостью (hard news) мы уже знакомы. Это как раз и есть четкие ответы на классические вопросы – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и построение текста в виде «перевернутой пирамиды». При этом самую важную информацию журналист выносит в лид, остальные сведения помещает в текст (body).

 

Важно не загромождать «жесткий» лид второстепенными деталями и излишними подробностями, отвлекающими внимание от основного содержания.

 

Вот какой текст написал начинающий журналист провинциальной американской газеты: Парк-Отель был полностью уничтожен вчера пожаром, начавшимся после шести вечера на кухне ресторана. Никто из тех, кто жил в его 18 номерах, не пострадал. Это был каркасный двухэтажный дом в северо-восточной части города. Владелец считает, что его нынешняя стоимость составляет примерно (названа сумма) долларов.

 

Все, казалось бы, правильно в этом лиде, но он хаотичный и читать его скучно. Некоторые детали безболезненно могли бы быть перенесены подальше от начала. Подобные вступления называют лид-«вешалка»: практически исчерпывая в первом абзаце весь новостной материал, автор «навешивает», нагромождает ответы сразу на все вопросы.

 

По требованию и при помощи редактора журналист переписал лид, и в печать пошел гораздо более удачный вариант: Пожар уничтожил вчера 18-комнатный Парк-Отель в северо-восточной части города. Владелец оценивает убытки примерно в (названа сумма) долларов. Человеческих жертв, к счастью, нет.

 

Для конструирования жесткого лида надо найти гвоздь новости. Говоря словами одного учебника по журналистике, «новость должна быть на носу, а не на корме корабля».

 

Повторимся: что «поместить на нос», а что «отнести ближе к корме» во многом решает журналист. Рейтинга шести вопросов не существует. Журналист сам решает, с какого захода, т. е. с ответа на какой вопрос ему начать, как композитор свободно выбирает любую нужную ему ноту из семи.

 

Заход ЧТО? – это важность происшествия или результата. Начав свою новость Загорелись торфяники Подмосковья… журналист выделяет один, определенный, результат. Но другой журналист может начать сообщение об этом же событии с другого ЧТО: Жители ряда населенных пунктов Подмосковья страдают от удушливого дыма… Третий напишет: Убытки областного бюджета… Четвертый отметит: Сорван уикенд на природе многих москвичей… и тем самым подчеркнет социальный аспект происшедшего, чувствительный для жителей столицы.

 

Заход КАК? хорошо подчеркивает привлекательность или необычность происшествия: Прослезившись… Хроника конфликтов часто начинается с ответов на вопрос КАК? Этот заход часто используется в спортивной журналистике, где важно показать «преодоление»: Забив на последних секундах гол…

 

Заходы ГДЕ? и КОГДА? – это не просто «вчера», «сегодня в мэрии» и прочие расхожие штампы. Они оправданы в определенных случаях, именно тогда, когда в ответе на эти вопросы концентрируется смысл новости. Например: Сегодня в шесть часов сорок минут тридцать секунд по среднеевропейскому времени все колокола и гудки Хиросимы напомнили о том, что именно в этот час на город была сброшена атомная бомба. Или: Пекин был назван столицей Олимпиады.

 

Весьма популярен заход КТО? Он указывает на главное действующее лицо и необходим в случае особого интереса к центральной фигуре события: поп-звезде, знаменитому актеру или спортсмену, ученому, эксперту.

 

Заход ПОЧЕМУ? в новости не предполагает обширного анализа причин. Как правило, это конструкции типа По причине… или Ввиду того, что…

 

«Мягкая» новость

 

В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, мягкая новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать постепенным знакомство с ним.

 

Поскольку надо переключить внимание с итога на обстоятельства, выделить занимательные подробности, структура новости меняется. Композиция по принципу «перевернутой пирамиды» тут не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение самого интересного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее – по принципу убывающего интереса.

 

Для интригующих заходов мягких новостей используются так называемые «специальные лиды», которые в отличие от лида «перевернутой пирамиды», не излагают содержание вкратце, но подводят к нему.

 

В коллективной копилке опыта репортеров таких заходов множество. Ниже приведены примеры некоторых из них. Но для сравнения сначала изложим новость-пример в «жестком» ключе: Вчера муниципальный совет минимальным перевесом голосов утвердил городской бюджет в размере 100 млн долл. Бюджет превышает прошлогодний на 10 млн. Таким образом, средний налог с домовладельцев увеличится на 142 долл.

 

(Для понимания молодежи: проект бюджета вносит мэр, т. е. глава исполнительной власти города, утверждает совет местная законодательная власть. Формируется бюджет из налогов, которые платят все жители территории. Так и в России.)

 

А теперь примеры «специальных» лидов:

 

«Единичный» лид, выделен только один важный аспект: Если вы рядовой домовладелец нашего города, ваш налог на недвижимость в следующем году возрастет на 142 долл.

 

Драматический лид: Сегодня утром член муниципального совета Дэвид Джонс долго медлил, когда настала его очередь голосовать по вопросу о предложенном 100-миллионом бюджете города. Голоса разделились поровну три к трем, и его голос решал дело. В притихшем зале его было едва слышно, когда он сказал: "Я за".

 

Цитатный лид: Город нуждается во многом, сказал член муниципального совета Дэвид Джонс, объясняя, почему он проголосовал за принятие предложенного городского бюджета. Другого пути не было. Я должен был голосовать "за".

 

«Затяжной» лид. Он персонифицирован или основан на случае из жизни: Уильям и Дороти Смит присутствовали вчера на заседании муниципального совете, когда был утвержден 100-миллионный бюджет на будущий год. Они отлично понимали, чего следует ожидать налог повысится, и покупку нового покрытия для пола придется отложить.

 

Лид «реакция – последствия – что дальше?» Пример: Вчера собирали подписи под петицией, призывающей к перевыборам и смещению мэра Брауна спустя всего несколько часов после утверждения муниципальным советом нового городского бюджета, который приведет к повышению налогов.

 

Аналитический лид: Мэр Браун выиграл битву за новый бюджет, но может потерять свой пост.

 

Вопросительный лид: Что произошло бы, если бы член совета Дэвид Джонс проголосовал против предложенного городского бюджета?

 

Лид – «одиночный выстрел»: Налоги рванули вверх.

 

Кроме того, вы встретите в газетах и сами можете написать лид-сюрприз, контрастный, дразнящий, статистический, знакомящий с грядущим событием, анекдотический, ретроспективный...

 

В отличие от «единственности» лида жесткой новости (есть ощущение, что конкретная заметка и должна начинаться именно так, а не иначе), специальные лиды выглядят менее обязательными, игровыми, сочиненными журналистом. «Затяжки» и «сенсации» в качестве заходов все чаще стали употребляться со второй половины XX века как альтернатива «перевернутой пирамиде», которой хроникеры по мнению читающей публики чересчур увлеклись.

 

Репортер, работая в стиле мягкой новости, особенно внимателен к «нужным длиннотам», это могут быть ценные авторские находки. К примеру, корреспондент польского информационного агентства, оказавшийся на месте происшествия вместе с советскими коллегами оповестил о взятии имперской канцелярии в Берлине не так, как другие, начал сообщение «лишними» словами: Я пишу эти строки на письменном столе Гитлера…

 

В принципе любую новость можно изложить, по желанию, в жесткой или в мягкой форме. Возьмем сообщение: Михаил Мень назначен заместителем мэра Москвы… «Мягкий» вариант этой же новости: Мог ли предположить бас-гитарист рок-группы, что он будет устанавливать правила игры для культуры всей столицы?..

 

Если жесткий вариант крепко скручен, то мягкая новость разворачивается постепенно, как бы строится на глазах у читателя. Журналисты шутят, что жесткую новость надо писать так, чтобы ее можно было удобно проглотить, а мягкую – так, чтобы читатель посмаковал сообщение.

 

Подведем итоги. Журналистский текст начинается с вводного абзаца – лида. За ним следует собственно текст (body). Лиды и сами новости делятся на жесткие и мягкие. «Жесткая» новость «только фиксирует» факты, она нацелена на мгновенное проникновение в сознание читателя. Мягкие заходы оттягивают знакомство читателя с новостью, плетут интригу.

 

Выбор зависит от темы, от стиля издания и его ориентации на деловую, общественно-политическую или развлекательную информацию. Так, например, глянцевые журналы стремятся заинтриговать своих читательниц, в газетах соседствуют как жесткие, так и мягкие лиды, в Интернет-изданиях доминирует жесткая подача информации, без «сантиментов».

 

Но даже и при мягкой подаче новости лучше избегать умничанья и чрезмерной живописности. Пусть лид будет скорее информативным, чем сенсационным.

 

Теперь вы можете написать вашу новость довольно разнообразно. Не хватает лишь заголовка. Но это тема следующего выпуска.

 

 

Дистанционно с вами,

Игорь Николаевич Борисов,

журналист, копирайтер

inborisov@mail.ru

 

Пожалуйста, сообщите, помогли ли вам Выпуски 1 и 2 написать новость и опубликовать ее в местной газете.

 

Все выпуски рассылки публикуются на моей веб-страничке http://voxfree.narod.ru



Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.shsd.journalist
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное