Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Электронный бизнес для избранных Выпуск 13. Первые шаги при открытии е-магазина: ПЛАНИРОВАНИЕ


продолжение...


Теперь хочу рассмотреть вопрос выбора товаров для «классического» интернет-магазина.
Бесспорно, торговать в интернете можно практически всем, и конечно, у каждой группы товаров есть своя специфика, тем не менее, существует статистика популярности товаров, которые потребители готовы покупать наиболее часто.
Пальма первенства уже много лет принадлежит книгам и канцтоварам – 56% пользователей, делающих покупки в интернете, их приобретали хотя бы один раз. На втором месте – бытовая техника (40%), на третьем месте - компьютеры (37%). Далее популярность товаров распределилась таким образом:
- Музыкальные диски (28%)
- Программное обеспечение (28%)
- Фильмы (24%)
- Косметика, парфюмерия (20%)
- Билеты в театр, кино, на концерты (20%)
- Другое (20%)
- Карты для оплаты доступа в интернет/мобильной связи (14%)
- Продукты питания (9%)


Список довольно наглядно показывает группы товаров, которые оптимально подходят для продажи через сайт магазина, однако это не значит, что нужно выбирать именно их. Многих товаров нет в этом списке лишь потому, что нет соответствующих интернет-магазинов, и, соответственно, нет статистики по ним. Это означает лишь то, что многие ниши еще не заняты и конкуренция в них минимальна. Поэтому, выбор в первую очередь должен остановиться на тех товарах, в которых вы хорошо разбираетесь, и торговля которыми будет вам
по душе.

Итак, в разделе бизнес-плана «Продукция и услуги» необходимо подробно обосновать ваше решения о том, почему именно эту группу товаров или услуг вы выбрали для вашего магазина, а также какие сопутствующие товары и услуги могут быть предложены вами в будущем.

Анализ рынка и отрасли

В этом разделе необходимо представить статистическую информацию для обоснования вашего выбора товарной группы. Для простенького бизнес-плана будет достаточно статистической информации от аналитических и статистичеких ресурсов. Вот некоторые из них:
- www.fom.ru – огромное количество бесплатной аналитики
- www.gemius.com.ua - крупнейшее агентство по онлайн исследованиям региона Центральной и Восточной Европы. Есть как бесплатные так и платные отчеты.
- www.ukrstat.gov.ua – государственный комитет статистики Украины. Здесь только статистика.
- www.pro-consulting.com.ua – уже готовая платная аналитика, 12000 аналитических обзоров и более 450 маркетинговых исследований
- http://www.apitu.org.ua/ - Ассоциация предприятий информационных технологий Украины. Аналитика и прогнозы рынка.
- www.kontrakty.ua – бизнес-портал с аналитическими статьями

Можно, конечно, заказать индивидуальное маркетинговое исследование рынка для вашей группы товаров, но оно выльется в кругленькую сумму и такой шаг необходим лишь для масштабных бизнес-проектов, в остальных случаях достаточно хорошо проработать аналитические отчеты приведенных выше, либо других интернет-ресурсов.

Учитывая статистику за последние три года, необходимо спрогнозировать тенденции на будущее и оценить перспективы развития рынка, провести анализ потеребителей, анализ конкуренции в выбранной нише, а также SWOT-анализ. Теперь немного подробней о каждом.

Анализ конкуренции осуществляется в несколько этапов:
1. Определение конкурентов. Необходимо составить выборку потенциальных и реальных конкурентов на рынке. Учитывая тот факт, что собрать информацию по абсолютно всем конкурентам задача крайне сложная, нужно учитывать лишь действительно значимых на вашем рынке прямых конкурентов.
2. Сбор сведений о конкуренте. Систематизированный обзор сведений о конкурентах должен содержать следующую информацию: название, URL-адрес, реальный адрес, товарная ниша, в которой работает магазин, финансовое положение, маркетинговые стратегии, формы оплаты товаров, регионы доставки.
3. Анализ конкурентов. На основании этой информации нужно составить анализ, в виде двухколоночной таблицы: «конкурентные преимущества», «слабые стороны».
4. Анализ конкурентоспособности магазина. Это сводная таблица, в ячейках которой занесены оценки (по десятибалльной шкале) факторов, определяющих успех предприятия для каждого анализируемого магазина, включая и ваш.

Анализ потребителей поможет понять демографические характеристики ваших клиентов. Для его описания следует проанализировать группы людей, которым необходим ваш товар, по таким факторам как: возраст, социальное положение, финансовое положение, регион проживания и др.

SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны), Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы). Если описать кратко, то его сущность заключается, в постоянном пересмотре ответов на следующие вопросы:
- где сейчас находится организация?
- в каком направлении она должна развиваться в будущем?
- как она собирается попасть в то положение, где ее хочет видеть руководство?
Другими словами, это краткий стратегический план развития вашего магазина в зависимости от векторов развития рынка. Очень полезная штука, особенно при основательном подходе к ее составлению.

Пожалуй, это минимальные, но в то же время в большинстве случаев абсолютно достаточные, требования к этому разделу вашего бизнес-плана на первоначальном этапе.

продолжение следует...

В избранное