Школа Нового Предпринимателя - Бизнес-проектирование. Зачем это нужно?
Школа
Нового Предпринимателя (ШНП)
Выпуск N 6
Концепция, идеи, новости,
письма читателей, отзывы учащихся
Бизнес-проектирование. Зачем это нужно?
Не буду рассказывать, насколько бизнес-проектирование
важно, и как высока в этом деле цена малейшей ошибки. Я думаю, с этим вряд ли
кто будет спорить.
Я специально использую термин
"бизнес-проектирование" вместо "бизнес-планирования",
поскольку тот слишком затаскан и имеет плохую репутацию. Ну, типа, в
бизнес-планах пишут всякую фигню для того, чтобы всеми правдами и неправдами
получить от инвестора деньги.
Бизнес-проектирование совсем про другое.
Оно нужно для того, чтобы СОЗДАТЬ УВЕРЕННОСТЬ В УСПЕХЕ
ПРОЕКТА.
Прелесть бизнес-планирования в том, что в ходе него Вы
можете продумать все нюансы проекта. Когда Вы приступите к реализации, Вы уже
не будете первооткрывателем. Вы пойдете по Вами же ранее проторенной
тропинке.
Если Вы делаете подобный проект уже в сотый раз, то Вам
бизнес-планирование не нужно. Вы уже точно знаете, что надо делать, с какими
трудностями столкнетесь и как их обходить. И, главное, Вы уверены, что
справитесь со всеми неприятностями по ходу. Поэтому, Вам достаточно только
самых общих прикидок.
Если же Вы собираетесь нырнуть в незнакомую реку, то лучше
заранее все продумать, изучить течение, дно и подводные камни. Так Вам будет
гораздо легче двигаться, и у Вас будет больше уверенности в результате.
Вообще, УВЕРЕННОСТЬ - это необходимое и достаточное
условие для успеха любого проекта. Уверенность дает силы Вам. Свою
уверенность Вы можете транслировать другим людям - клиентам, сотрудникам,
партнерам, инвесторам.
Вроде бы как все просто! Можно сказать себе "Я
уверен!", разбежаться, набрать побольше воздуха и без подготовки нырнуть
в незнакомую реку.
Некоторые люди именно так и поступают. Но мы не будем
следовать их примеру.
Настоящая уверенность опирается на ДОСТОВЕРНОЕ ЗНАНИЕ.
Это когда Вы точно знаете, что дело обстоит только так
и никак иначе. В этом случае Вы можете на такое знание опираться и
извлекать из него пользу.
Например, когда Вы ходите по земле, Вы не беспокоитесь о
том, что можете провалиться (если, конечно не гуляете в Шатурском районе,
там, где горят торфяники). Вы точно знаете, что не провалитесь, просто,
потому что прошли в своей жизни уже не одну сотню километров.
Поэтому, Вы можете бегать, на ходу разговаривать и
заниматься другими важными делами. Вам не нужно каждый раз прощупывать почву
перед собой, перед тем как сделать шаг.
Получается, что задача бизнес-проектирования - получить
достоверное знание, которое нужно для успеха проекта, и которого у Вас пока
нет.
Достоверное знание состоит из ПРАВИЛЬНЫХ МЫСЛЕЙ.
Это мысли о том, ЧТО я хочу сделать, ЗАЧЕМ мне это нужно и
ПОЧЕМУ у меня это получится.
Правильные мысли отличаются от неправильных тем, что
первые создают достоверное знание, а вторые порождают сомнения (а вдруг не
получится?) или иллюзии (мы думали так, а на самом деле все иначе).
Сомнения и иллюзии - это главные враги любого
бизнес-проекта. Нам они не нужны.
Получается, что бизнес-проектирование - это такой насос,
который накачивает Вас уверенностью. Только качает он не воздух, а правильные
мысли.
А это гораздо лучше.
Мысли - они, с одной стороны, легче воздуха, поскольку,
как птицы, умеют летать, а с другой стороны - тяжелее и тверже. Сильные мысли
бывают крепче скалы (наверняка, Вы сами в этом могли убедиться).
Красивая картина получилась, неправда ли?
Тщательно все продумали, не спеша навели и выстрелили
точно в цель.
Но только в жизни так не получается. Нужно быть Богом для
того, чтобы заранее продумать все до мельчайших деталей и предвидеть все
последствия.
Вы можете промахнуться с выбором цели.
Вы можете не иметь 100% достоверных знаний.
Часто Вы даже не знаете, какие знания Вам могут
потребоваться, и как их получить.
Поэтому приходится заполнять все эти пробелы по ходу
методом проб и ошибок.
Очевидно, что цена ошибки высока. Но не надо этого боятся.