Секреты создания и развития бизнеса: Особенности узкой специализации
В поселке есть 10 частных деревенских домов.
Каждый дом роет собственный колодец или бурит скважину и вынужден тратить на это деньги (допустим, для примера, 5 000 рублей). Плюс каждый дом обрабатывает свой огород и вынужден тратить на это время. Допустим, что каждый дом, собирает урожая на 30 000 рублей в год.
Если теперь рассматривать поселок как отдельную производственную единицу, то будет видно, что на колодцы в целом потрачено 50 000 рублей. Собрано урожая на 300 000 рублей.
А теперь представим ситуацию, что хозяева 10 домов объединяются и выкапывают один колодец на всех. Один, но глубокий и достаточный. За 10 000 рублей. Дальше, они объединяют свои огороды и обрабатывают не каждый свой огород, а единое поле. При этом по максимум используют специализацию: кто-то хорошо выращивает картофель, а у кого-то получаются отменные помидоры и огурцы. По итогам года собирают урожай уже на сумму 500 000 рублей. При тех же временных
и материальных затратах труда.
Кстати, примерно из таких же соображений (политические цели опустим) в советское время были созданы колхозы — коллективные хозяйства, позволившие в массе резко повысить производительность и результативность.
Примерно по такой же схеме можно повысить производительность труда в бизнесе — заменой сотрудников широкого профиля на специалистов с узкой специализацией. Речь идет только про рядовых сотрудников на рядовых должностях. У менеджмента своя специфика.
Почему повышается производительность? Да потому что два узкоспециализированных сотрудника, как правило, лучше, чем один спец. широкого профиля по соотношению результат/цена. Т.е. хороший дизайнер и хороший программист сделают сайт гораздо лучше и быстрее, чем это бы сделал программист-дизайнер в одном лице.
Конечно же, два специалиста стоят дороже, чем один. Но если взять зарплату специалиста за X, то программист-дизайнер будет стоить 1.5X, а два отдельных специалиста 2X. При этом два специалиста в целом будут результативнее как минимум в 1.5 раза.
Получается, увеличив фонд зарплаты всего на 30%, вы получите прирост результата на 50%.
Другой пример: столяр и продажник продадут гораздо больше стульев, чем универсальный столяр-продажник.
Собственно в этом и заключается смысл: команда узкоспециализированных специалистов выдает на-гора результат лучший (иногда даже в разы), чем это сделают одиночки (даже гениальные).
Именно поэтому, специалист, который швец, жнец и на дуде игрец нужен, обычно, как раз малому бизнесу на этапе стартапа, чтобы обеспечивать работу целого отдела. Дальше работу специалиста либо надо узкоспециализировать, либо переводить его в менеджеры. Именно поэтому, навыки супер-специалиста в компаниях среднего и большого бизнеса становятся невостребованными.
Напомню, речь идет только о рядовых должностях.
Конечно, есть огромная куча второстепенных нюансов: это и правильная организация работы в команде, это и внутренние коммуникации, распределение обязанностей, контроль и мотивация. Ну и личностные качества игроков команды играют не последнюю роль.
Кстати, в США есть даже такое понятие — overqualified — то есть специалист, обладающий намного большей квалификацией, чем это требуется для вакансии. Таких сотрудников стараются не брать на работу в средние и крупные компании, поскольку прекрасно знают, что такой сотрудник в будущем, скорее всего, потеряет стимул работать.
Однако, на практике, работодатели все-таки предпочитает получить спеца-все-в-одном. Например, программиста, который и программировать умеет, и сервер настраивать, а в случае чего еще и сеть протянет. Причина обычно не только в экономии денег за зарплате, но также еще в слабых административных качествах менеджеров.