Бизнес Клуб Результат представляет собой сообщество людей, деятельность которых направлена на построение и развитие собственного бизнеса. Построение бизнеса таким образом, чтобы оставалось время на себя, на своих близких и любимых людей, на познание замечательного мира вокруг нас.
В конце 90-х годов, когда мы оставались наедине с директором первого во Владивостоке маркетингового агентства «МАРК-А», то часто спорили о креативе и его месте в рекламном бизнесе Владивостока. К согласию приходили редко. Я «За», Сан Саныч Ардашов «Против».
Какой креатив? Зачем? Сырые были времена, дремучие - народ рубил деньги с плеча. Вагон сигарет улетал за день прямо в железнодорожном тупике.
Сегодня ситуация иная. Остались, конечно, «ещё не освоенные отрасли народного хозяйства», но, по большому счёту, без активной рекламы бизнес движется с трудом. И креативу, ох, есть, где развернуться.
Но, чёрт побери, где он? Где Креатив в рекламе? Где яркая, звучная, взрывная и интересная реклама, за которую цепляется взгляд?
Несколько дней назад мы приехали в родной Владивосток, чтобы провести здесь время в подготовке к следующему путешествию. Город «известен» высокой плотностью рекламных щитов 3 на 6 метров. Стоят через каждые 50 метров по всем центральным дорогам.
В этот раз, пока ехали из аэропорта, отметили, что около 70% щитов стоят пустые. Понятно, кризис. Рекламная отрасль рушится, как и многие другие – халява вечной не бывает.
Редкая местная реклама на щитах заставила меня вспомнить разговоры с Сан Санычем. Заметной искрой на местном рекламном рынке выделялись федеральные работы, которые пришли сюда вместе с «московским» бизнесом. Местный же бизнес до сих пор болтается в хвосте креатива, являя глазу убожество воображения заказчика рекламы.
Да, да, именно заказчика. Так как я сам в некоторой степени вышел из среды местной рекламной индустрии, то не понаслышке знаю – талантов здесь предостаточно. Многие, правда, разъехались по столицам, но крови разной во Владике намешано много, поэтому генофонд регулярно выдаёт людей с искрой божей в умах.
Но заказа на интересную и креативную рекламу здесь очень мало. Даже если рекламодатель понимает, что Креатив - это, прежде всего, конкурентное преимущество, к сожалению, мало кто на самом деле осознает, ЧТО это такое на самом деле. По большей части это выражается во фразах: «Хочу, чтобы радуга была над бухтой» или «Хочу, чтобы, э-э-э-х, все у меня покупали».
Разговор на днях с одним из знакомых бизнесменов очень наглядно продемонстрировал затхлость местных рекламных болот.
Игорь - хозяин учебного центра. Его фирма обучает бухгалтеров работе в «Один-эске», учит разных администраторов кафе-баров-ресторанов, проводит курсы для логистов, менеджеров ВЭД и тому подобное. Конкурентов масса.
Рекламная тактика простая. Реклама сайта на высокопосещаемом приморском интернет-портале, блочные объявления в газетах типа «Из рук в руки», бегущая строка по двум каналам ТВ и два щита 3х6 метров.
Доход в месяц этого учебного центра около 400 000 рублей.
Расходы на рекламу 130 000 рублей.
ФЗП - 150 000 рублей.
Налоги, аренда и чай с печеньем снимают ещё около 80 000 рублей.
В итоге чистая прибыль, которую Игорь снимает ежемесячно с этой фирмы, составляет примерно 30-40 тыс. рублей. Ничтожная сумма при таком обороте и затратах времени. Да еще с учетом того, что Игорь работает в своем учебном центре наравне с другими тремя штатными сотрудниками.
Вот такой вот малый частный бизнес или, по-другому, – среднеоплачиваемая по местным меркам работа. В офисе как штык в 9 утра и домой только часов в 7-8 вечера. Месяц назад Игорь сделал первую попытку нанять исполнительного директора... и весь месяц провёл в офисе, добиваясь с ним взаимопонимания.
И за месяц эти двое, помимо прочего, пришли к единодушному мнению о необходимости продолжать экономить на рекламном креативе. Вот как это выглядит:
Исполнительный директор самостоятельно пишет новые тексты для сайта, что в итоге не приводит к качественным изменениям. Он, хоть и филолог по образованию, а с основами рекламного копирайта не знаком и опыта не имеет. Результат – с уверенностью с сайта можно снять только телефоны и адрес учебного центра. Всё остальное – вещь в себе.
Запланировав арендовать новый рекламный щит 3х6 метров, они договорились отдать заказ на изготовление макета знакомому дизайнеру, который «должен» Игорю за бесплатно посещенный семинар. Бриф к заданию выглядит весьма прозаично: «Витя, сделай нам макет щита 3 на 6 с указателем в сторону офиса».
- А кто придумывает композицию макета, текст и элементы, рекламный слоган, наконец? - спрашиваю я у Игоря.
- Витя, - отвечает он, довольный собой, - прикинь: и слоган, и макет - всё бесплатно. Я его в мае пустил на три занятия по фотошопу, а он мне уже год макеты делает.
- Жлоб ты, Игорь, так ты ещё пару лет будешь себе тридцатку зарплатой платить, а потом запор станет твоим хроническим заболеванием. У жлобов запоры – это профессиональная болезнь...
- Не понял? – Игорь поднимает на меня круглые глаза.
- А что непонятного-то? Помнишь, в октябре 98-го мы с тобой спорили - платить или не платить фотографу за слайды его авторских работ, которые мы метили на свою серию календарей? Ты был против, предлагая воспользоваться клипартами, и я предложил сделать и так, и так. Тираж с клипартами пылился на складе два года и был сожжён торжественно на рубеже веков, а Креатив Мастера окупил всё, включая и твою жадность. Ты проспорил мне тогда «босса».
- Да, босс, помню, - с улыбкой соглашается Игорь.
- То-то. Не жадничай, брат, денег на таланты, которых у тебя нет. Реклама должна быть креативной, а не жлобской, типа «Вам туда и учиться тута». Ты вот на рекламу почти половину дохода своего тратишь, так сделай так, чтобы она была эффективной. Глядишь, и рекламный бюджет сократить сможешь, - подмигиваю я.
Игорь сказал, что всё понимает и согласен. Но я знаю его. Чёрта с два он заплатит кому за Креатив и копирайт его рекламы. Это та порода людей, которые всё читали и всё знают, но нифига по-настоящему не понимают.
Таких людей, к сожалению, большинство среди бизнесменов. Потому и нет так называемого социального заказа на рекламный Креатив.
Владивосток-то не единственный такой бедный на системные проявления творчества город. Мы почти всю страну исколесили, и везде одна и та же беда – реклама чуть выше уровня Лёни Голубкова из тех времен, когда душой народа владел Мавроди. Только качество технического воплощения стало значительно выше.
Что делать?
Начинайте с самих себя. Прямо сейчас. Вот показательный пример:
На курсе «Реклама и PR» в нашем Клубе сейчас учится только три человека. При этом запись на рекламный курс для членов Клуба бесплатна, а слова «Реклама – двигатель торговли» стары как мир.
Понятно, что бизнес не у всех есть. Так он и не должен быть у всех. Более того, и не всем нужно через него пройти для собственного развития. Но творчество в себе лелеять надо каждому.
Работаешь на работе? Оглянись вокруг и подумай, что и как можно улучшить. Есть рекламный текст под рукой? Попробуй сочинить нечто более интересное на твой взгляд. Попытка – это ещё не Креатив, но уже Шаг.
Правда, существует обязательное условие для успеха в креативе. Дело должно быть любимым! На постылой работе и в до слёз надоевшем бизнесе нет толку креативить – всё равно сдуется.
Так что, начинайте с себя, друзья. Занимайтесь тем, что по душе, учитесь быть креативными и жить с творчеством в обнимку.
С уважением, Алексей Романенко
P.S. В завершение один сюжет. Помните вторую часть отличного голливудского фильма «Пираты Карибского моря»… Там двое, прозванные Джеком «злобный гомункул» и «одноглазый», плывут в шлюпке. Гомункул загребает и говорит, уткнувшему нос в книгу одноглазому:
- Эй, что ты делаешь?
- Библию читаю. А что?
- Болван, ты же читать не умеешь.
- Ну и что! Это Библия! Здесь старания в счёт идут!
Так и бизнес без креатива в рекламе - можно конечно стараться, но толку мало :).