Мы говорим о качестве, но качество теснейшим
образом связано с маркетингом. Я говорю - качества в России нет, как нет и
маркетинга, но нужны факты и доказательства. Я готов их вам представить.
Когда можно утверждать, что,
маркетинг, несмотря на некоторые огрехи, на предприятии все-таки есть, или,
наоборот, несмотря на активное применение фирмой многих элементов маркетинга,
фактически же его нет?
Как научиться
управлять маркетингом
(впервые было опубликовано в еженедельнике
нижегородских предпринимателей "Биржа")
Говорят, что существует около 2000
различных определений сущности маркетинга, зафиксированных в печатных изданиях.
Сколько людей - столько мнений. А с чего начинается маркетинг?
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ
МАРКЕТИНГ?
Трудно представить себе песню без
мелодии, картину без замысла художника. А без чего работа отдела маркетинга
будет "велосипед без колес"?
История первая: про
летний отдых.
В прошлом году в период августовских
дождей мы отдыхали с женой в одном еще недавно считавшимся престижным
пансионате. Питание было нормальное, удобства в корпусе нас тоже вполне
устраивали, море той осенью практически не цвело. Российская природа не имеет
себе равных, ну что еще нужно отдыхающим для полного счастья?
В дождик тянет поспать. Ах, эти
милые дети! Они не были виноваты в том, что во время проливного дождя им негде
было порезвиться, как только в спальном корпусе. Топот, который они поднимали в
коридоре, разбудил бы и мертвого.
А вечером наступало время "телеманов",
которые врубали "ящик" на полную катушку и не понимали никаких слов на чистом
русском языке.
Спрашивается, что должно было сделать
руководство пансионата, (у которого в штате есть зам. директора по маркетингу),
если бы оно руководствовалось в своей деятельности концепцией маркетинга?
Во-первых, в процессе отдыха нас должны
были спросить о качестве предоставляемых услуг, тогда бы мы всё сказали, что
думаем по поводу орущего вечером телевизора. Несложно поговорить с отдыхающими и
при расставании с ними.
Маркетинг начинается с того момента, когда продавец товаров
или услуг начинает серьезно интересоваться, что думает по поводу их качества
потребитель.
А поскольку руководство пансионата ни о
чем нас не спрашивало, то в нашем лице и в лице тех, кто при принятии решения о
месте отдыха учитывает наше мнение, он навсегда потерял своих клиентов.
Во время нашего отдыха в пансионате
полным ходом шел ремонт одного из корпусов, инвестировались огромные средства, и
не представляло сложности изолировать холл с телевизором хорошей дверью. А вот
хороший пример реальной заботы о потребителе - этим летом мы плавали на одном из
теплоходов, где ровно в 23-00 желающие потанцевать отправлялись на удаленную
танцплощадку, а в остальной части корабля наступала тишина для любителей
детективов.
Если у предприятия имеется отдел
маркетинга, рекламы, и имеется даже помощник директора по паблик-рилейшенз, если
фирма тратит кучу денег на рекламу, а иногда даже проводит глубокие исследования
рынка, но при этом не интересуется текущим мнением покупателя о своей работе, на
таком предприятии маркетинга ... пока еще нет.
История вторая:
учитель-маркетолог.
Как-то мне повезло поучиться у
французов центра СЕФРИ, они нас обучали маркетингу. А в конце трехнедельного
семинара, прежде чем выдать нам красивые сертификаты, они собирались провести
экзамен по изученному материалу. Мы все очень серьезно готовились. И вот,
наконец, время экзамена настало. Я боялся больше, чем обычный студент, хотя сам
читаю курс маркетиинга: мне особенно было бы стыдно, если бы я, обучаясь у
французских специалистов вместе с бизнесменами, которые не имели специальной
подготовки, допустил ошибки. Однако в назначенное время нам раздали листочки и
сказали: "Экзамен будет очень сложным, каждый должен ответить на целых два (!)
вопроса - что вам понравилось в нашем курсе, а что не понравилось ... Мы, -
сказали нам французы, - будем вам очень признательны, все ваши советы будут
обязательно использованы для дальнейшего улучшения нашего курса".
Лишь по прошествии нескольких лет,
когда я стал работать консультантом по вопросам менеджмента и маркетинга, я
понял, что экзамен был на самом деле очень важным этапом нашей подготовки. Из
него мы должны были вынести, что нельзя рассказывать о маркетинге, если сам не
используешь его принципы. Маркетинг в любой сфере начинается с получения
обратнойсвязи от ваших клиентов.
Выходит, обычный учитель в школе, если
он интересуется мнением о своей работе у своих слушателей, является
первоклассным маркетологом, хотя, возможно, не только не имеет ни малейшего
представления о психологических тонкостях рекламы, но, быть может, даже никогда
и не брал в руки учебник Филиппа Котлера "Основы маркетинга"?
Именно так! Хорошо бы, чтобы этот урок
усвоили те, кто производит и продает в Российском
Дейтройте автомобили и запчасти к ним, тогда скоро бы нам в автомобилях не было
бы равных.