Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психология влияния

  Все выпуски  

Психология влияния


ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ

психолог Марина Морозова

ВЫПУСК N8

"РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ" Подписать друга:
Рассылки Subscribe.Ru
Психология влияния
ДОБРЫЙ ДЕНЬ, ДОРОГИЕ ПОДПИСЧИКИ!!!

ВЫПУСК 8.
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ.
В прошлом номере рассылки мы с вами изучали влияние программирующих вопросов. Надеюсь, вы потренировались в их использовании и увидели результаты их влияния. 
Даже если человек вам не отвечает на вопрос, он отвечает мысленно. Ведь, когда кто-то разговаривает, хотим мы того ил нет, у нас активизируются речевые рецепторы, и хочется говорить. Если человек не отвечает на ваш вопрос вслух, он отвечает мысленно. «Спать хочешь? А в сауну сходить?»
Когда вы задаете человеку вопрос, он уже это представляет в голове.  «Как насчет мороженого?»
Когда задаете программирующий вопрос, важно его замаскировать обычным вопросом – отвлечь внимание.  «Завтра ребенка из сада заберешь? Картошечки еще положить?».  Один вопрос – важный для влияния, а другой (тоже программирующий) – маскировка.
Или: «Завтра этот список клиентов обзвоните? (важный вопрос). Бумаги эти заберете? (маскировка)».
Существуют еще так называемые риторические вопросы.
Они не требуют ответа, так как он слишком очевиден. На них и не ждут ответа, и не хотят его получить. Такие вопросы задаются с целью задать вопрос и заставить человека о чем-то подумать, внушить что-то, а не получить ответ.
Здесь опять срабатывает механизм нашей психики: когда вы задаете человеку вопрос, он это мысленно представляет и отвечает на него.  «Если человек всем доволен, он приходит к психологу?», «В каких ситуациях люди мечтают о переменах?», «Бывает ли у вас, что вы советуете друзьям что-то прочитать в Интернете?».  Как только человек начал об этом задумываться, надо тут же уводить разговор в сторону.    Тренируйтесь на простых вопросах (простых действиях).
Например, «Бывают ли ситуации, когда хочется кофе?». Как только человек задумался на секунду, переводите разговор.  
Поскольку ответ на риторический вопрос заранее известен, люди на него отвечает про себя (это для внушения предпочтительнее, чем ответ вслух). Наша задача – создать у человека необходимые нам внутренние образы.
По сути, риторические вопросы, это не вызывающие сомнений утверждения,
превращенные в вопросы. Превращать утверждения в вопросы можно с помощью слова «когда», «если», «бывают» и частицы «ли» или без нее.
Утверждение: «Если надо повысить качество работы персонала, то сотрудников обучают». Риторический вопрос: «Когда  надо повысить качество работы персонала, то сотрудников обучают?» или «Бывают ли ситуации, когда сотрудников необходимо обучать?».
Утверждение: «Успех фирмы во многом зависит от уровня персонала». Риторический вопрос: «Во многом ли зависит успех фирмы от уровня персонала?»
Можно переформулировать риторический вопрос по-другому: 
«Каждый руководитель мечтает о высококвалифицированных сотрудниках». 

 «О каких сотрудниках мечтает каждый руководитель?».
 

  <p> Так что знания плюс креативность, как правило, дают высокие результаты.

Возвращаясь к примерам прошлого выпуска, можно сравнить программирующие и риторические вопросы.

Так все время опаздывающего сотрудника можно спросить: «Вы когда-нибудь придете вовремя?», «Вы завтра сможете вовремя прийти?». А можно задать риторический вопрос: «Бывают ли у вас ситуации, когда вы приходите вовремя?» или «Как вы думаете, что делают люди, чтобы приходить на работу вовремя?».
Можно спросить любимого: «А ты мне шубу купишь?» (программирующий вопрос). Риторический вопрос прозвучит по-другому, более мягко: «Бывают ли случаи, когда мужчины покупают женщинам шубы?» или «Свойственно ли мужчинам дарить женщинам шубы?».
Как видите, риторический вопрос звучит более корректно. Сравните:
- «Ты мне подарок подаришь?»
- «В каких случаях мужчины дарят подарки?». 
 
Когда вам нужно уложить ребенка спать, вы можете спросить: «Ты уже спать хочешь?», или задать риторический вопрос: «Бывают ли случаи, когда тебе хочется спать?». Почувствуйте разницу. 
А у вас, уважаемые читатели, бывают ли случаи, когда чешется нос? Или просто что-то чешется? Что делают люди, когда у них что-то чешется? Обычно, когда чешется нос, его чешут? А когда чешется что-то другое?

Я надеюсь, что вы успели на себе прочувствовать действие риторических вопросов. Тогда  вперед, тренироваться в их использовании!
Если вы уже были на нашем сайте
www.5da.ru , то вы уже познакомились с моими статьями  на другие темы. И знаете, что 9 декабря у нас в центре будет проходить тренинг «Психология влияния», на котором вы узнаете основные алгоритмы, которые применяют при косвенном влиянии на человека, будь-то партнер по бизнесу, ребенок, клиент или любимый человек.
Записаться можно по тел. 506-62-48
Более подробно о других тренингах – на нашем сайте
www.5da.ru
Психолог Марина Морозова.
 

  

 

 

 

               


В избранное