Продолжим разговор о
том, как слушать и слышать и сегодня мы с тобой начнем учиться слышать себя и других людей. И, конечно же, у тебя есть право
выбора: просто слушать, или по-настоящему слышать.
Я понимаю, что на первый
взгляд не все понимают разницу между этими двумя понятиями. Я расскажу тебе
одну историю. Это не моя история и прочитал я ее в одной из многочисленных книг
по личностному развитию. Эта история очень наглядно показывает разницу между
слушанием и слышанием. Вот она.
Однажды в воскресенье
вечером один успешный бизнесмен, автор многих книг и всемирно признанный
лектор, ехал в метро. Дело было в Нью-Йорке. По будням в метро полно народу,
люди спешат на работу и домой. В воскресенье все по-другому: люди спокойны и
расслаблены, они пребывают в состоянии покоя, что-то читают или говорят.
Поезд подходит к
станции, двери открываются, и в вагон врываются два малолетних торнадо. Дети
прыгают по вагону, визжат, виснут на поручнях, всячески обращая на себя
внимание. За ними входит их отец, который садится рядом с нашим автором и не
обращает никакого внимания на то, что происходит в вагоне, благодаря его
отпрыскам.
А дети не унимаются,
они бегают по вагону, цепляют вещи и самих пассажиров. В вагоне царит полная
анархия и беспорядок. Их отец при этом никак не реагирует.
Как ты думаешь, что в
это время думает наш автор и другие пассажиры этого вагона? И что по этому
поводу думаешь ты сам? Без труда мы с тобой можем предположить, что отец плохо
воспитывает своих детей, что он безответственный тип и такими же растутего дети. Мы будем осуждать горе-отца за его
бездействие, и будем осуждать его детей за плохое воспитание. Мы даже поговорим
о том, что с этими подростками случится в ближайшем будущем, а кто-то скажет
что-то типа: «…по ним тюрьма плачет». Мы сразу же дадим оценку происходящему,
правда? Точно также наш автор и другие пассажиры реагировали на происходящее.
В конце концов, наш
герой не выдержал, он решил, что должен прекратить этот беспорядок, и он знает,
что сделать это надо корректно, ведь он лектор. Повернувшись к отцу детей,с раздражением в голосе он произнес: «Сэр,
ваши дети мешают пассажирам. Не могли бы вы хоть немного их успокоить?»
Впервые за все время
поездки отец поднял глаза, повернулся к автору и, медленно качая головой,
сказал: «Да, конечно, вы правы. Наверно надо что-то сделать. Мы только что из
госпиталя, их мать умерла час назад. Я не знаю, что делать, и они, похоже,
тоже…»
Все пассажиры этого
вагона считали отца безответственным. Все они думали, что это правда! На самом
деле так считали не они, а их ложное эго.
Что же случилось? Наш
автор получил новую информацию и его отношение кардинально изменилось.
Изменились его мысли, чувства. Он увидел ситуацию совершенно в ином свете. И
его поведение тоже изменилось. Он моментально перешел от раздражения к
сочувствию и сказал: «О, простите, мне так жаль! Чем я могу помочь?»
На самом деле
изменилось не все. Изменилось лишь то, как он слушал.
Как изменились твои
мысли и чувства в процессе чтения этой истории? Какие перемены ты заметил в
себе? Что нового произошло?
Слушать и слышать – это
выбор, который ты опять делаешь сам. Я не зря начал свою рассылку именно с
понятия выбора, так как это одна из необходимых составляющих в жизни каждого из
нас. И наш герой мог бы с самого начала слушать и слышать детей и отца с
любовью и сочувствием. И этот факт мог бы в корне изменить его отношение к
ситуации в самом начале.
Как часто мы ошибаемся
в своих суждениях, порой делая поспешные выводы о действияхблизких нам людей, как часто своими ложными
суждениями, выходящими из нашего «ложного я» мы причиняем боль и обиду. А ведь
очень часто, мы это делаем, даже не замечая, чтосделали больно.
Да, я согласен, слышать
не всегда просто. Иногда невозможно. И тебе надо этому научиться, потому что
этот навык является еще одним кусочком мозаики твоего успеха. Сейчас я говорю
уже больше о духовных ценностях. Об этом я с тобой буду говорить на страницах
другой рассылки, первый выпуск которой появится в ближайшее время.
Еще одно противоречивое
утверждение: Слушать – более творческий процесс, чем говорить. Скорее всего,
это происходит потому, что мы убеждены, что активные люди говорят, а пассивные
слушают.
Чтобы научиться слушать
и слышать, необходимо вкладывать активное внимание, а это самое сложное дело.
Слышать креативно, слушать реактивно. Сейчас объясню, как это.
Когда ты пассивно или
реактивно слушаешь, ты закрыт и у тебя нет выбора. То, что ты слышишь, зависит
от того, какие у тебя сейчас жизненные установки, какие ценностии цели преобладают на данный момент и то, что ты слышишь, далеко не
всегда совпадает с тем, что на самом деле говорится сейчас. Получается, что
слушаешь не ты, а твое «ложное эго».
Есть очень хорошее
изречение: «Если ты хочешь что-то изменить вокруг, измени сначала себя».
Так вот, самое серьезное позитивное
изменение, которое ты можешь сделать в своей жизни и жизни окружающих –
научиться слышать.
Обычно у людей, которые
нас окружают, нет возможности измениться к лучшему. Причина – это то, как мы их
слушаем. А слушаем мы их реактивно, т.е. пассивно, не напрягаясь, по привычке.
А что такое привычка?
Это то, что ты делаешь, не задумываясь, автоматически. Например, как ты
одеваешься или завязываешь шнурки. А разве отношения с другими людьми – это не
важно?
И если ты осознаешь
важность общения, то необходимо научиться слушать креативно или активно, чтобы
ты действительно понимал собеседника и мог по-настоящему участвовать в
разговоре.
Когда ты слушаешь и
слышишь, когда ты открыт, происходит нечто удивительное: люди начинают тебя
интересовать. И если ты со вниманием относишься к своему собеседнику, то и он
тоже проявляет интерес к тебе.
Ведь все мы считаем
себя очень интересными людьми. Больше того, мы требуем особого внимания к своей
персоне, ведь так? Когда окружающие проявляют к нам интерес, нам это льстит, и
мы очень положительно на это реагируем.
Если ты делаешь мне
комплимент, я ощущаю потребность ответить тебе той же монетой. Мы любим людей,
которые любят нас. А что делать с теми, кто нас терпеть не может? Что ты
думаешь по этому поводу? Как поступить и поступить правильно с такими людьми?
Это твое домашнее задание. Ты можешь написать мне об этом.
Если я слушаю тебя как интересного человека, то я показываю свою
заинтересованность не только в теме разговора, а и в тебе самом! А это уже
отношения. Чем больше я задаю тебе вопросов, делюсь своими чувствами,
переживаниями, тем больше я тебе нравлюсь. А это уже дружба. Задавай вопросы и
самое главное – услышь ответы! В этом секрет.
Как же ты хочешь, чтобы тебя
слушали?
Для того, чтобы перейти
от реактивного или пассивного восприятия к креативному или активному, надо
перестать слушать по привычке. Слушай так, как если бы это было самым важным
делом твоей жизни, хотя это так и есть на самом деле. Следи за собой в каждом
разговоре. Обращай внимание на то, как ты слушаешь разных людей. Как ты
слушаешь мужчин и как слушаешь женщин? Как ты слушаешь людей старше тебя,
одного возраста и младше, чем ты? Как ты слушаешь людей успешных и неудачников?
Понаблюдай за собой и
за своими слушателями. Как ты думаешь, как слушают тебя? Иногда ты видишь, что
тебя не слушают. Как ты на это реагируешь? Согласись, что неприятно видеть,
когда тебя не слушают.
Возможно, то, как ты
слушаешь, зависит от образования, внешнего вида, одежды, рода занятий,
социальной принадлежности. Может быть
даже, от места рождения тех людей, кто говорит.
Ты всегда должен
выбирать, как слушать: по привычке или действительно слышать то, что говорят.
От этого важного навыка будет многое зависеть в жизни окружающих тебя людей и в
твоей собственной, конечно тоже.
Не перегружай себя,
двигайся постепенно. Какпостепенно
тренируем мышцы своего тела, так постепенно мы можем натренировать свой мозг,
свое восприятие и те все навыки, о которых мы с тобой говорили.