Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Право и Править - корень один.

  Все выпуски  

Право и Править - корень один.


Право и Править – корень один.

Заметки о праве, управлении, бизнесе и  САПЕРАХ на правовом поле

(минном естественно!).

Сергей Арапов

Выпуск 57. О государстве (и немного о праве)

 Выпуск представляет собой отрывок из статьи Ненаучные заметки о государстве и праве, которая размещена полностью, полный текст которой размещен полностью на страницах Авторского клуба «Право и Дело» http://www.binanex.spb.ru/9/

В практике мы сталкиваемся с основной функцией  государственного управления  – с регулированием.

Жесткость конструкции государства–регулятора позволяет заметить, что регулирование в ближайшей перспективе государству придется или заменить или уступить функции координации. По крайней мере,  координация будет играть более значимую роль в функциях государства, чем прямое (или непрямое) регулирование.

 Что должно быть объектом координации? Объектом координации должны быть социальные  балансы. Это  не значит, что балансы невозможно будет регулировать. Только удельный вес государственного регулирования должен быть   ниже, по сравнению с координированием.

В  работе С.Б Переслегина «Самоучитель игры на мировой шахматной доске» указывается, что функцией государства является управление развитием через установление и поддержание проектных и институциональных балансов. Но объектами государственного управления являются  и балансы социальные. 

Под социальными балансами понимается совокупность  отношений   субъектов социальной деятельности, требующих согласованности действий во внешней и внутренней среде. Но согласования должны происходить  не в привычном разрешительно–директивном режиме, а в режиме функциональной согласованности – координации.

Баланс имеет и свойства состояния (равновесия), и свойства системы, как некой совокупности общественных отношений. В системном свойстве баланс является обособленной единицей. Пределы обособленности баланса определяются  самой совокупностью отношений.

О каком равновесии может идти речь?

1)             РАВНОВЕСИЕ  ЦЕЛЕЙ

2)             РАВНОВЕСИЕ   ИНТЕРЕСОВ

3)             РАВНОВЕСИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4)             РАВНОВЕСИЕ ПРИНЦИПОВ

5)             РАВНОВЕСИЕ  ЦЕЛЕЙ И ИНТЕРЕСОВ

6)             РАВНОВЕСИЕ ЦЕЛЕЙ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

7)             РАВНОВЕСИЕ ИНТЕРЕСОВ  И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

8)             РАВНОВЕСИЕ ПРИНЦИПОВ И ЦЕЛЕЙ

9)             РАВНОВЕСИЕ ПРИНЦИПОВ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Но разве координация не подразумевает регулирование? Или это одно и то же? Нет не одно. Регулирование – это одностороннее действие (приказ). Координация предполагает взаимные действия, в том числе и обратную связь. При этом объект интереса у всех один – согласованность балансов. Рассогласованность  балансов – естественный процесс  в общественном развитии. Но для этого и существует координация совместных действий для восстановления или изменения балансов  по различным параметрам. Целевой интерес – это итог согласованности внутри балансов.  Однако и координацию, и регулирование объединяет одно. Это две функции государственного управления. 

Таким образом, государственное управление с главной функцией – координация – это несколько  иной вариант управления, чем регулирование. И, похоже, более эффективный. Разумеется, потребуются дополнительные исследования по функционированию системы государственной координации. Понадобится выработка других подходов к праву. Каких?

1.     Задачей права является включение в систему научных исследований само понятие социального баланса, как субъекта правовой деятельности и субъекта интереса.

2.     Право как регулятор поведения, должно установить надлежащее поведение для баланса.

3.     Система правоотношений внутри балансов и между балансами должна устанавливать конкретные правовые связи. Здесь возможны изменения структуры правовых норм.

Поскольку сейчас мы чаще всего имеем дело с нормами-регуляторами, то и структуры этих норм являются  чисто регулятивные. Если речь идет о координации, то и структуры этих норм должны измениться.

Это далеко не полный перечень задач, который нужно решить праву. Однако без их решения нам в государственном управлении не продвинуться.

 

Таким образом, система государственного управления балансами распространяется не только на экономическую, но и на социальную сферу. Функция регулирования в системе государственного управления должна постепенно уступать место функции координации, не исключая полностью регулирующую функцию. От правовой науки потребуется разработка новой  структуры правовых норм, которые служили бы инструментом координирующей функции государственного управления. Кроме того, баланс как субъект права также должен найти свое место в правовой системе.

Важные ссылки:

Книги о конфликтах 

Бесплатные аудио-доклады 

Стажировка

Семинары-тренинги  

 


В избранное