Обучение и правовая поддержка руководителя Ты - начальник, я-дурак
Ты - начальник, я – дурак?
Эта любимая российская поговорка закомплексованного безграмотного российского работника - абсолютно точно, хотя несколько униженно-обиженно (со стороны подчиненного) и недостаточно корректно характеризует один из основополагающих общеструктурных принципов позиционного прогнозирования и развития организаций.
Если вы заблудились с другом в лесу, и ваш друг залез на дерево, чтобы определить маршрут дальнейшего продвижения, то он получил больше информации, чем вы о том, куда вам следует продвигаться дальше.
Поэтому, естественно будет с вашей стороны подчиниться мнению друга и тому направлению пути, которое укажет он, определив маршрут с вершины дерева. Или лезьте на это дерево сами, а не просите это делать своего друга.
Мне не надо объяснять, почему надо послушаться друга в этом случае?
Очевидно, потому что друг, увидев все пространство сверху, имеет более полное и достоверное представление о направлении пути, следовательно, имеет более полную и достоверную информацию о вашем местонахождении и предстоящем маршруте, которой нет у вас, стоящего под деревом.
При этом надеюсь, вы, находясь внизу не испытываете состояния глубокой обиды и оскорбляющего унижения по поводу того, что некто залезший наверх начинает вам указывать куда продвигаться, лишь потому, что ему виднее и его обзор дает более точное представление о выборе пути.
Скажите, какое решение примите вы, особенно если вы уже устали, а в лесу темнеет? 1. Вы подчинитесь тому направлению, которое выберет ваш друг, и начнете вместе с ним как можно быстрее выбираться из леса, продвигаясь к дому.
2. Попросите своего товарища: а) немедленно обосновать вам правильность своего выбора,
б) отчитаться о проделанной на дереве работе, поставив под угрозу возможность вашего возвращения домой сегодня до наступления ночи.
Думаю, что первое. Да и друг, вряд ли пойдет вам навстречу во втором случае. Он, скорее всего, предложит вам самому получить удовольствие от лазания по деревьям, чтобы воочию убедиться в правильности его выбора, а сам тем временем начнет активное продвижение к дому, но уже без вас.
И, знаете ли, он будет абсолютно прав. Потому что вы уже сделали свой выбор, когда предложили его кандидатуру для покорения вершины дерева, доверив ему определение вашего местонахождения и выбор маршрута продвижения из леса к дому.
Подробный рассказ вашего друга о том, что он увидел, сидя на дереве и сверка его достоверной информации с вашими предполагаемыми ощущениями и представлениями о направлении пути, кроме потери времени и раздражения по отношению к вам, со стороны вашего друга - ничего не принесет.
А решение проблемы – выход из лесу, в этом случае отодвинется на более поздний срок.
Представьте теперь, что вы пришли со спортивного матча, и увлеченно рассказываете кому-то о том, как один из игроков команды на последней секунде матча забил гол и тем самым спас команду от проигрыша. Ваш собеседник не присутствовал на соревновании, но, как это обычно бывает, высказывает вам свое жесткое мнение о том, что этот игрок - «чайник» потому что, то же самое, по утверждению вашего собеседника, он мог сделать раньше - в начале матча, не портя настроение и нервы
профессиональных болельщиков.
Кто более адекватен в своей оценке? Вы или ваш собеседник?
Наверное, у вас не вызовет сомнения ответ, что прав тот, кто был на матче, видел как проходил матч, и, следовательно, может реально оценить фактическую обстановку и возможности спортсменов.
Потому что он владеет информацией о событии, а тот, кто не был на матче, соответственно, не владеет ею.
Так что, тот, кто не обладает достаточной и обязательно достоверной информацией, тот - дурак?
Или, может быть, по-дурацки выглядит его решение - делать необоснованные выводы, не обладая полной достаточной и достоверной информацией (ПДДИ)?
А может все еще проще? Человек просто ограничен в возможности принимать решение, как раз, потому что не обладает этой информацией, и, следовательно, его оценка ситуации, как оценка человека, не имеющего полную информацию, неправомерна.
И попытка, не смотря на это, оценить ситуацию, возникает, скорее всего, на почве необоснованных дилетантских амбиций.
Что-то вроде – я там не был, сам не видел, но это же и дураку понятно.
На глубочайшем вере российского народа в догму о полноценности сказочного дурака и в установку партии о смышленой кухарке (которая умеет все, даже управлять) основывается его устойчивое убеждение, что он – народ, независимо от возраста, образования и жизненного опыта, разбирается во всех вопросах политики, педагогики, экономики, медицины, да и вообще во всех других вопросах, не требующих глубоких прикладных знаний, опасных для жизни.
Таких, например как в электрике, в которой ввернул лампочку не туда и нет больше знатока профессии.
Где купить книгу С. Сивец На войне как на войне или не дайте персоналу разрушить ваш бизнес. В Доме книги - 250 рублей, на Книжной ярмарке в ДК им. Крупской - павильон №23, спрашивайте в Буквоеде. В Интернет - магазинах: