Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Понятные бизнес-технологии в практике применения napyc.com Антикризисный Пакет


Мировой финансовый кризис бодро «шагает по планете».

При этом количество заверений в том, что кризис в малой степени затронет интересы большинства населения русскоговорящих стран, примерно равно количеству предсказаний неизбежных серьезных изменений большинства бизнесов, а значит и уровня жизни всех людей.

В этой ситуации «пророки» и предсказатели, приносящие «худые» вести и прогнозы, мягко говоря, не вызывают симпатий.

Тем не менее, рискну поделиться мыслями и рекомендациями касательно неизбежных и не самых приятных действий, которые нужны большинству бизнесов в связи с надвигающимся кризисом  прямо сейчас.

Добрый день, уважаемые читатели! С вами Михаил Тришин и сегодняшний выпуск посвящен антикризисным действиям, необходимым, по мнению автора, для бизнеса.

Природа сегодняшнего кризиса подробно рассмотрена во многих публикациях. Поэтому сейчас мы ее касаться не будем.

Не будем, пожалуй, упоминать и особенно популярный сегодня тезис всех консультантов о том, что кризис в китайском языке обозначается 2-мя иероглифами (опасность + возможность). Кстати, по мнению лингвистов, это высказывание «притянуто за уши», но уж очень привлекательно звучит, да и выигравших в кризисе всегда найдется немало.

Перейдем сразу к перечислению факторов, с которыми придется считаться большинству бизнесов накануне, в течение кризиса и сразу по его завершению:

Итак, накануне кризиса:

  1. Тревожные ожидания внутри всех слоев общества и жизнь в условиях неопределенности и неуверенности в «завтрашнем дне».
  2. Резкое сокращение возможностей кредитования, повышение стоимости кредитов и, как следствие, дефицит оборотных средств большинства бизнесов.
  3. Снижение покупательной способности всех контрагентов и проблемы с «выбиванием» дебиторской задолженности. Причем «под шумок» возможны умышленные «кидалова».
  4. В то же время, возможны «неожиданные» для бизнеса требования возврата кредитных средств банкам и/или срочном возврате кредиторской задолженности контрагентам. Вплоть до изменения банками процентных ставок, срочных требований стопроцентного возврата кредитных средств и действий судебных приставов в отношении собственности за неуплату.
  5. «Закрытие» некоторых банков с замораживанием счетов предприятий и частных клиентов.
  6. Возможные «новации» в налоговой сфере. «Богатых» заставят поделиться с «бедными» изменением ставок существующих и введением дополнительных «специальных» налогов, ударяющих, прежде всего, по среднему и малому бизнесу. Возможная отмена всех видов «упрощенных» систем налогообложения.
  7. «Забывания» правительствами всех уровней о программах поддержки малого и среднего бизнеса, помощь будет оказана только «китам» и «Титаникам» бизнеса, гибели которых допускать политически опасно.

 Ситуация в период кризиса:

1.       Дефицит времени на принятие любых решений – ситуация будет меняться слишком быстро и требовать «сегодня» того, что нужно было сделать «еще вчера».

2.       Проблемы с закупками импорта в связи с постоянно изменяющимся курсом валют.

3.       Резкое снижение покупательской способности всех контрагентов на фоне неизбежно возросшей инфляции.

4.       Стремительное сокращение маржи по всем сделкам.

5.       Вымывание потребительского рынка вследствие изменений предпочтений большинства покупателей в сторону более дешевых продуктов с отказом от «излишеств». Рынку будут нужны либо очень дешевые продукты, либо дорогие (премиум сегмент вообще мало предсказуем).

6.       Усиление расслоения общества с резким сокращением численности среднего класса на фоне всеобщего роста социальной напряженности.

7.       Перераспределение большинства семейных бюджетов в пользу самых необходимых продуктов питания и минимальных развлечений для «снятия стресса».

8.       Проблемы поддержания лояльности «вчерашних» постоянных партнеров, клиентов, покупателей.

9.       Как следствие катастрофическое снижение входных денежных потоков.

10.   Неизбежная необходимость экономии на всем. Прежде всего, на затратах, связанных с фондом оплаты труда (сокращения сотрудников). Далее на затратах на рекламу всех видов и на оплату услуг посредников (консультантов, брокеров). Срезание иных ставших лишними затрат (обучение, отдых, развлечения).

11.   Повсеместные изменения рынка труда: от рынка работника к рынку работодателя с возможностью найма за меньшие деньги более квалифицированных кадров. «На улице» окажутся многие офисные работники, уже привыкшие к сытой «не напряжной» жизни.

12.   Нелегкий выбор собственников в отношении того, что можно продать для спасения бизнеса или собственных средств: часть собственности (активов), часть бизнеса или бизнес целиком.

13.   Такой же нелегкий выбор в отношении ценообразования – повышать цены или нет из-за неуверенности в том, что, продав по существующим ценам, удастся вновь закупить товар (материалы, сырье, комплектующие) по прежним ценам.

14.   Целые отрасли «вдруг» окажутся «не у дел»: рекламные агентства и СМИ, живущие за счет рекламы, строители, сфера туризма и дорогих развлечений, представители ритейла, не сумевшие учесть изменений в предпочтениях покупателей. Эта же участь постигнет многие виды страхования и все ипотечные программы.

15.   Подъем в отраслях и бизнесах, сумевших приспособиться и предложить «публике» антикризисные аналоги привычных продуктов и услуг, а также специфичные услуги антикризисной поддержки бизнеса.

16.   Возможности дешевой скупки дополнительных активов и бизнесов у тех, у кого будет, на что их покупать.

17.   «Расцвет» деятельности юридических и коллекторских контор, работающих с «вышибанием» долгов и банкротствами.

18.   Изменения медицинского рынка – спрос на специфичные препараты и услуги врачей, вызванные стрессовыми кризами здоровья населения.

 При выходе из кризиса:

  1. Долгий процесс возврата к «новой» реальности в изменившихся экономических условиях при появлении новых рыночных игроков и исчезновении многих сегодняшних привычных фаворитов.
  2. Постепенное очередное «обрастание жирком» успешно выживших компаний.
  3. Возврат к докризисному образу жизни и забытым развлечениям и удовольствиям спокойной жизни.
  4. Оживление развлекательных индустрий, секторов моды, путешествий.
  5. Повышенный спрос во всех секторах потребительского рынка.
  6. Взрывной рост спроса в премиум сегменте «изголодавшихся» по роскоши «сверхновых» русских.

Таков мой краткий прогноз развития событий. И, поверьте мне, я был бы просто счастлив,  ошибиться в этих предсказаниях в сторону их преувеличения!

Что можно (и нужно) делать для бизнеса прямо сейчас.

Если кратко, то:

  • готовить бизнес к предстоящим переменам;
  • изо всех сил стараться успеть заработать больше прямо сейчас и ощутимо меньше тратить.

Примерный план действий:

  1. Провести аудит бизнеса, проанализировать все аспекты деятельности и связанные с ними статьи расходов. Если еще не применяется процессный подход, срочно внедрять его элементы для полного «оцифровывания» бизнеса. Это потребуется для принятия просчитанных решений в отношении оптимизации операционных затрат.
  2. Срочно собирать дебиторскую задолженность и, по возможности, гасить дебиторскую задолженность и кредиты.
  3. Прекратить работу «в долг» и с длительными отсрочками.
  4. Подбор юридическим компаний на случай предстоящей работы с «выбиванием» долгов.
  5. Пересмотр и замораживание долгосрочных инвестиционных проектов.
  6. Распределить денежные средства по расчетным счетам различных банков.
  7. Проранжировать все виды затрат по степени их важности (читай: по очередности их «срезания»).
  8. Начать резать второстепенные затраты.
  9. Рассмотреть варианты продолжения деятельности в новых условиях, в том числе варианты, связанные с вынужденным закрытием и/или продажей части бизнеса при самых неблагоприятных условиях. Лучше это сделать прямо сейчас, чтобы времени для «маневров» осталось больше.
  10. Составить для себя примерный план действий при различных вариантах развития событий.
  11. Начать жесткое выполнение антикризисных мероприятий в соответствие с принятым планом.

Предпринимаемые антикризисные меры неизбежно столкнутся с самыми различными проблемами в бизнес-процессах и сопротивлением со стороны персонала. Предвидя это, специально для своих читателей я сделал следующее.

Складывающаяся ситуация заставила меня срочно подготовить специальный «Манифест» действий бизнеса в условиях кризиса.

Это книга «Бизнес и Кризис: 7 Шагов к Успешному Выживанию» в печатной и аудио версии, только что выпущенная малым тиражом. Вы можете познакомиться с книгой и получить ее на странице:  http://napyc.com/cb/

Кроме этого в ближайшее время я планирую сделать специальное предложение по всем моим продуктам для моих читателей. Следите за выпусками!

А пока загляните на на страницу:  http://napyc.com/cb/ и познакомьтесь с описанием возможного плана действий!

С неизменными пожеланиями Быстрых и Эффективных Результатов вашему Бизнесу!

Михаил Тришин


В избранное