Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Понятные бизнес-технологии в практике применения napyc.com Предприниматели и все, все, все


Добрый день, Уважаемые читатели!

Для простоты навигации по предыдущим темам в начале новой заметки содержание предыдущих тем:

Настало время поговорить о предпринимателях, предпринимательстве и о том, кем же лучше быть предпринимателем, менеджером, специалистом или бизнесменом.

Начнем как обычно с определений.

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг предприятиями или лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

А предприниматель - это, соответственно человек, занимающейся предпринимательской деятельностью.

Разберем приведенное "классическое" определение.

  1. Самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность означает, что никаких гарантий никто не дает, читай, можешь выиграть, а можешь и прогореть (и пенять придется только на себя).
  2. Систематическое получение прибыли - то есть не разовая продажа ранее купленного по более высокой цене, а повторяющиеся действия.
  3. От пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг - это о видах деятельности (сдача имущества, например, помещений в аренду, торговая деятельность и оказание услуг).
  4. Предприятиями или лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке - это об организационно-правовой форме (ПБОЮЛ, ООО, ОАО, ЗАО и т.д.)

Вроде все логично, но согласитесь, что-то в классическом определении не так, не видно грани между предпринимателем и бизнесменом, например.

Чтобы разобраться глубже приведу пару примеров из жизни.

Пример №1. Кризис 1998 года оказался для многих жуткой проблемой. Но не для всех. Одна знакомая в те дни бешеного роста курса доллара наняла водителя, объехала деревни нашей области и скупила там импортные сигареты. Буквально через неделю она отдала их на реализацию в киоски, и через 3 недели полученная прибыль позволила ей купить собственный автомобиль.
Пример №2. 90-е годы вскоре после Перестройки я работал продавцом (менеджером по продажам) в фирме, продающей медицинскую технику. Ценообразование тогда было простым (умножить на 2 или на 3 входную цену или просто заменить цену в DM на ту же цифру в $ при тогдашнем кросс-курсе 1,47), прибыли навалом. В это время Директор фирмы взял к себе на работу программистов, занимающихся до этого сборкой "на коленях" компьютеров "Синклер" (может кто еще помнит такие). И это во время, когда в России было всего 3 вида распространения программных продуктов: воровство, грабеж и обмен краденным. Весь персонал фирмы недоумевал, зачем это ему нужно. Через некоторое время фирма получила заказ от "Моторолы" на русификацию пэйджеров, а потом и контракты на перевод языка пэйджеров еще на несколько языков. Теперь эта фирма одна из ведущих компаний по оффшорному программированию с огромными оборотами и мизерным медицинским бизнесом.

Во обоих примерах действующие лица и есть настоящие предприниматели, сумевшие придумать (а скорее даже найти, почувствовать каким то 6-м чувством, "спиной") возможность заработать.

Это классические предприниматели, обладающие предпринимательским чутьем.

Не похожи на них менеджеры - люди, которые обязаны своими знаниями (успехами) обучению в учебных заведениях, на тренингах, курсах и т.д. Они тоже могут быть весьма успешными, взять к примеру ТОП-менеджеров ведущих холдингов с 6-ти значной заработной платой. За ними охотятся хэд-хантеры, они желанны для многих бизнесов. Многих компании готовы нанимать их даже из числа западных специалистов. От них не ждут предпринимательских бизнес-идей, от них требуется эффективно управлять участками бизнеса.

Попутно заметим, что в каждом человеке от природы есть доля предпринимателя (творчество) и доля менеджера (способность к обучению на своем или чужом опыте и ошибках). Есть даже тесты оценки предпринимательских способностей.

Таким образом, в отличие от "классического" определения сформулируем 1-й признак предпринимателя "из жизни": предприниматель - это человек, способный придумать (и реализовать!) бизнес-идею.

О бизнес-идеях, технологии их "рождения" и оценки поговорим в другой заметке. А пока вернемся к рассмотрению других признаков предпринимателя "из жизни".

Для этого рассмотрим пример предпринимательской идеи заработка без затрат "с нуля", приводимый Сергеем Азимовым на его тренингах.

Пример №3. Идея в том, чтобы выполнить следующие шаги:
  • Предложить кредит-менеджеру банка, оформляющему потребительские кредиты, бесплатно предоставить папки под документы, кучу которых приходится заполнять, скреплять и отдавать клиентам ежедневно (и получить согласие).
  • Предложить заинтересованным фирмам платное размещение рекламы на папках, выдаваемых клиентам потребительских кредитов (и получить согласие и предоплату!).
  • Заказать на полученную предоплату папки с рекламой на них и передать их кредит-менеджеру банка (получив благодарность).
  • Получить оставшуюся оплату за рекламу с рекламодателей, подсчитать прибыль.

Ну что сможете сформировать 2-й признак самостоятельно?

2-й признак предпринимателя "из жизни" это то, что предприниматель рассматривает многие вещи, как ресурсы и возможности, соединяет их и получает в результате прибыль (иногда, не вкладывая ни копейки!). Кстати, это же видно и в 1-м примере, когда кризис стал для одних крахом, а для других ВОЗМОЖНОСТЬЮ (и ресурсом зарабатывания прибыли).

Есть и 3-й признак. Как вы думаете, что сделает настоящий предприниматель после реализации бизнес-идеи? Правильно, он продаст ее бизнесмену. То есть рекламный бизнес из 3-го примера предприниматель продаст бизнесмену, который будет эксплуатировать эту (чужую) бизнес-идею на постоянной основе до тех пор, пока она приносит деньги или пока другой предприниматель не принесет ему другую. Кстати, и бизнес оффшорного программирования из 2-го примера был весьма прибыльно продан шведским инвесторам.

Предпринимателю не интересно заниматься эксплуатацией одной идеи, его творческая натура ищет новые идеи (и постоянно находит). Это и есть 3-й признак настоящего предпринимателя.

Разумеется, иногда бизнесмен (хозяин бизнеса) имеет предпринимательские способности или окружает себя людьми с такими способностями, или ищет инвестиционные проекты (задокументированные бизнес-идеи), порой и весьма рискованные (а что вы хотели - "осуществляемая на свой риск деятельность").

Кто такие менеджеры мы уже разбирали. Остались еще специалисты (исполнители). Специалисты - это люди, обладающие знаниями и навыками и не имеющие подчиненных (иначе они бы уже назывались менеджеры). Их труд тоже может быть высокооплачиваемым, особенно, если они обладают редкими способностями или талантом. Кстати, высококвалифицированные специалисты тоже могут быть предпринимателями в случае, если они, например, оказывают платные консультационные услуги.

В общем случае в цепочке Бизнесмен -> Предприниматель -> Менеджер -> Специалист уровень личного дохода (и ответственности) снижается, а требования к образованию повышаются. То есть чем больше учишься (забиваешь голову объемами знаний, вытесняя способности придумывания), тем более вероятно стать специалистом (наемным работником). Это один из парадоксов реальности, подмеченный многими (Ю.Мороз, С.Азимов, Ошо). Не случайно сегодня слишком часто медалисты школ и вузов идут работать наемными работниками к бывшим троечникам, голова которых привыкла что-нибудь придумывать, чтобы сдать зачет или экзамен без зубрежки. Троечники тренировали креативность и интуицию, а не способность запоминания объемов информации, из которых в дальнейшем будет использовано не более 5%.

И еще. Уровень свободы предпринимателя несравнимо выше уровня остальных категорий и бизнесмена (озабоченного сохранением своего бизнеса), и менеджера (голова которого зачастую занята задачами, интересными впрочем, круглосуточно) и специалиста (исполнителя), от услуг которого могут отказаться в любой момент.

В заключении сопоставим уровень дохода некоторых рассмотренных категорий. Всегда ведь интересно посчитать деньги в чужом кармане :)

Из моей практики подготовки франчайзинговых документов для различных компаний уровень месячного дохода владельца небольшого бизнеса (шиномонтажной мастерской, магазина бижутерии, мебельного магазина, продуктового минимаркета) составляет от 1.500$ (чаще) до 4.000$ (редко или в горячий сезон). Ясно, что подобные доходы сегодня может иметь наемный менеджер и даже специалист высокого уровня. Вероятно, поэтому и не наблюдается сегодня большого количества желающих создать свое дело (читай взвалить на себя проблемы и лишиться гарантированного дохода в обмен на "осуществляемую на свой риск деятельность").

В заключение несколько ссылок на очень полезные материалы для тех, кто хочет побольше узнать о феномене предпринимательства или даже самому стать успешным предпринимателем:


В избранное