Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Напролом. Бизнес и Жизнь

  Все выпуски  

Напролом: жизнь, спорт, бизнес. Записки предпринимателя Немного о поиске инвесторов


Привет Читатель!
Вера в успех непоколебима? Ну и правильно!



Немного о поиске инвесторов

Поиск инвестора и денег на старт бизнеса – это особая тема. Многие начинающие предприниматели надеются найти так называемого «Ангела». Бизнес-ангелы, это такие люди, у которых есть деньги и они их дают предпринимателям. Разумеется взамен они получают долю в предприятии и часто просят больше 50%, т.е. полный контроль.

Я же представлю свою точку зрения на поиск инвестора. Во-первых, однажды, такой вот «Ангел» вкладывал деньги в мой бизнес (не в издательство), а во-вторых у меня есть сегодня действующий бизнес, на примере которого я и хочу рассмотреть этот вопрос. Чтобы было понятно, что к чему в поиске инвестора, я приведу ОЧЕНЬ живой пример – собственный бизнес.

Кстати, очень забавно читать свои некоторые прошлые записи. Что-то планировалось, о чём-то мечталось и всё описывалось в будуще-мечтательном времени. А сегодня многие вещи уже являются свершившимся фактом. И забавно наблюдать, как это всё думалось-планировалось и как на самом деле вышло. Хотя прошло меньше года, но многие вещи, которые были теориями из будущего, превратились в полузабытое прошлое. Частая тема для обсуждений – как делать. Как правильно ставить цели, как делать так, чтобы всё делалось, а не только мечталось и т.д. Есть даже спец. курсы по тайм менджменту, установке целей и т.п. Но всё ведь гораздо проще! Хотите что-то сделать. Берёте и делаете. Вот и всё!

Ну а теперь вернёмся к нашим баранам… Вообще издательство, это очень привлекательный бизнес. Во-первых своё СМИ (в моём случае журнал) это очень мощный инструмент (если хотите – рычаг). С помощью своего СМИ можно выводить на рынок различные предприятия и отдельные продукты. Для увеличения мощности этого рычага, сначала лично я планирую выпустить и вывести на рынок несколько СМИ, а потом уже на их совместной базе строить новые небольшие империи. Это мощный рычаг сам по себе. Более того это ещё и прибыльно.

Конечно, многие СМИ (подавляющее большинство) не могут быть прибыльными и разорившись, покидают рынок. Даже при том, что на выпуск журнала могут быть затрачены миллионы и даже десятки миллионов рублей, гарантий никаких. То есть СМИ не само по себе выгодно, а лишь успешное СМИ. Это важно! Именно поэтому найти инвестора в СМИ так же непросто, как и в любом другом бизнесе.

В моём случае, мы имеем уже не просто бизнес-план, а действующий бизнес. Продукт не просто существует в прототипе, а уже выведен на рынок (сегодня вышло 2 номера, готовится третий). Темпы развития хуже, чем я ожидал вначале, но вполне приемлемые. Продажи растут, реклама нарастает. В общем, налицо нормальный бизнес в начале пути. Вроде бы хорошая возможность для инвестирования.

Для меня инвестор (или несколько малых инвесторов) – это возможность сделать резкий скачок в развитии. Для инвестора – это возможность относительно безопасного и очень выгодного вложения денег. Конечно, я могу ошибиться в расчетах, и всё пойдет не так. Но риск, опирающийся на реальный опыт, несоизмеримо меньше, чем риск, опирающийся на голый бизнес-план. Я могу ошибиться в темпах роста или конечной прибыли. Но в том, что продукт будет производиться и понравится потребителю, я уже не ошибусь. Знание некоторых методов продаж уже абсолютное, но других лишь предположительное. Некоторые методы продвижения бизнеса известны точно, другие надо ещё опробовать. В общем, риск есть, но он далеко не такой большой, как у большинства соискателей. При этом потенциал бизнеса просто огромен.

При всём при этом, поиск инвестора, это большая многосторонняя проблема. И вот почему. Привлечь достаточный капитал будет сложно. Особенно! За приемлемую цену. Инвестиция в пусть действующий, но только развивающийся бизнес – это риск. И за риск большинство инвесторов попросит слишком высокую цену (и их можно понять). Кто-то даже контрольный пакет. Я же ни в коем случае не отдам (и вам не советую) контрольного пакета (больше 50%) в компании, где уже все пути протоптаны, осталось лишь проложить асфальт для скоростной магистрали. Конечно, перспективы ускорения являются очень манящими пряностями, но терять контроль над ситуацией ради скорости нельзя.

То есть даже в существующий бизнес найти приемлемое предложение по инвестиции очень непросто. Что же говорить о новичках в бизнесе, которые несут бизнес-план даже без тестовых продаж?! Каковы шансы на ВЗАИМОвыгодную сделку? Практически нулевые. Даже с опытом в бизнесе и с готовой системой, это сделать непросто. Риск-то всё равно остаётся.

Проблема ещё и в том (теоретическое отступление), что большинство бизнесов слишком мелкие. Мелкие предприятия имеют очень слабые шансы на хорошее развитие. Они хорошо функционируют и могут неплохо кормить предпринимателя, но для инвестора с деньгами представляют мало интереса. Если Вы читали Кийосаки, то он приводит пример бизнеса на фастфуде. Получить за 5000$ 50% в доле одной закусочной - это плохая сделка. А вот получить за 5000$ 5% в компании, которая планирует поставить сеть закусочных по всему миру – это уже очень интересное предложение. Это надо понимать. Чем крупнее бизнес, тем меньше конкуренции и больше возможностей. У одинокой закусочной шансы на развитие отсутствуют. Она может приносить прибыль, но очень ограниченную. А вот сеть закусочных свой потенциал исчерпать вряд ли сможет. Поэтому планируйте крупный бизнес, а не мелкий. Особенно, если вы всё равно опираетесь на капитал инвестора. Перед этим можете набраться опыта в мелком бизнесе, но искать инвестора в мелкий проект – это глупо. Хотя в принципе, осуществимо (я лично находил).

Теперь хочу привести пример бизнеса (своего издательства), который я не рискну сегодня предлагать под инвестиции. Не рискну потому, что инвестор почти наверняка попросит слишком много за относительно небольшой капитал. С другой стороны, если инвестор попробует войти в долю позже, когда мои проложенные дороги уже будут засыпаны гравием, то ему придётся выложить гораздо больше денег за ту же долю, что и сегодня. В этом проблема для инвестора. Войти рано – получить риск. Войти поздно – не получить возможность. Что делал бы я на месте инвестора??? Понятия не имею. К счастью, я создаю актив, а не покупаю его, и потому, для меня всё проще.

Итак, мой бизнес-план (очень краткий, привожу для того, чтобы читатели моих записей могли заглянуть во внутрь бизнеса):

  • Продукт – существует, продаётся, устраивает потребителя (ещё бы! :) )
  • Бизнес – существует, развивается (хотя и не так быстро, как хотелось бы)
  • Потенциал прибыли – в ближайшие 12 месяцев вполне реально выйти на чистую прибыль 1 000 000 рублей за выпуск. И это будет только начало.
  • Потенциал роста – издание одного только журнала вполне может дать обороты около 10 млн. $ в год. Если прибавить издание планируемых книг, газет и других журналов, то потенциальные обороты значительно увеличиваются.
  • Конкуренция – в данном сегменте рынка её вообще нет. Подобных изданий не существует. Если читатель захочет читать именно такой контент, то выбора нет.
  • На что опирается прогноз по тиражу – на данные о тираже других изданий в близкой тематике, а так же на статистические данные по заинтересованности населения.
  • Степень риска – риск развития более медленного и не такого крутого, как планируется, существует и, если отбросить уверенность в своих силах (которая говорит, что всё получится непременно :)), то будем считать 50Х50 (скрепя сердцем). Но риск того, что ничего вообще не получится, равен практически нулю. Прибыльный бизнес будет почти гарантированно (всякое, конечно, бывает), но вот размах этого бизнеса и темпы роста… вот тут можно просчитаться. Хотя, если вернуться к пониманию того, каким рычагом является данный бизнес, то риски заметно снижаются.

А вот здесь вы можете скачать табличку с финансовым планом на ближайший год. Некоторые моменты обозначены вопросительным знаком, но это не потому, что я сам не знаю что там такое (ну как вы могли подумать! :) ), а потому, что не хочу, чтобы кто-то (конкуренты, например) брал на вооружение мои планы. Всё остальное там очевидно.

Подытожу цифрами. Максимум на что я бы согласился – отдать инвестору до 20% компании за 6-7 млн. руб. Это очень скромно. Уже в первый год часть вложенных денег вернётся инвестору, а через 2 года почти наверняка вернётся вся вложенная сумма. В цене вырастит и сама доля компании, которая будет приносить прибыль ещё долгие годы (а успешные издательства, как правило, существуют долго). Но проще всё сделать самому, чем найти инвестора. Хотя, если денег нет, а очень надо, то лучше пойти на поиск «Ангела». Меня же ничто так сильно не прижимает. Я могу и сам развиться, пусть не так быстро как хочется. Зато позже я смогу продать гораздо меньшую долю за большую сумму. Я-то в любом случае в выигрышном положении :)

Ну и на последок остаётся только пожелать удачи вам в поиске денег на свой стартап. И помните! Чем крупнее план, тем проще найти инвестора. Очень хороший мелкий бизнес мало кому интересен. К тому же там всё можно решить обычным кредитом как правило. Зачем отдавать часть компании, если можно взять кредит? А если уж вы ищете инвестора, то продавайте компанию поэтапно. Сначала отдайте небольшую долю за небольшие вложения. Затем, когда компания станет прибыльной (или близко к тому), можно будет продать вторую часть уже значительно дороже. А вот когда бизнес уже совсем встанет на ноги, вот тогда можно будет продать ещё одну часть компании уже совсем дорого (т.е. по справедливой цене). Главное - не забудьте оставить себе 51%

А Вы ещё не купили журнал?

Мой Сайт: http://www.naprolom.biz/
Мой e-mail: zhenya@naprolom.biz


В избранное