Много ругают систему образования и в общем-то по делу! Я впервые с такой критикой столкнулся в книгах Роберта Кийосаки. Раньше я просто не задумывался о том, почему во время перехода от работы к бизнесу, я оказался абсолютно чист от всех необходимых навыков и знаний – это просто казалось нормой. Точно так же многие не задумываются о многих других интересных вещах, которые должны волновать гораздо больше, чем аттестат
или диплом.
Сегодня я видел школьников, подметающих город. Подработки летом для школьников не редки. Вопрос лишь в том ЧТО это за работа такая??? После 9-11 лет учёбы считается нормальным, что единственный ПОЛЕЗНЫЙ навык, который есть – это умение подметать улицы. Более того!!! Именно этому-то в школе и НЕ учили. Хотя и уверяют, что хорошие оценки нужны для хорошей работы. Но после школы мало кто способен найти хорошую работу
(не грузчиком или курьером), а те, кто находят, делают это не благодаря полученному образованию, а вопреки. После многих лет зубрёжки единицы ещё способны мыслить самостоятельно.
При этом неспособность трудоустройства считается нормальным явлением после школы. Да! Говорят нам – это нормально, поэтому нужно пойти ещё на 5 лет в институт (может быть и больше 5 лет). В институте человек может получить профессию! После окончания института есть бумага, которая подтверждает умение работать (во ерунда-то а!), но чего не хватает? А не хватает большинству ума и честности.
Ведь и в школе и в институте учителя и преподаватели утверждают, что знания важны сами по себе. Якобы надо знать знания ради знаний, а не ради их применения в жизни. Если в школе такая ерунда ещё может пройти, то в институте извиняйте – НЕТ. Почему нет? Потому что люди туда идут за профессией, а целью является поиск ХОРОШЕЙ работы (как бы парадоксально это ни звучало).
Это всё вроде бы очевидно, но это скрывается за лживой вуалью. Если обнажить правду, то студенты начнут задумываться ещё задолго до окончания вуза о том, куда и кем они пойдут работать. В противном случае после выпускного вечера вчерашний студент останется один на одни со своим картонным доказательством профессионализма (синим или красным) и поймёт как его кинули. После чего придётся идти и искать то место работу,
куда его согласятся взять!
Если же такой вопрос поставить на первом курсе, то можно ввести предмет «поиск работы». Ведь это гораздо важнее знаний по древней философии или высшей математики. Что там изучать? Во-первых элементарные правила составления резюме, а потом то, почему резюме является бесполезной бумажкой. Эти резюме почти никогда не читают, и ваш работодатель может через несколько лет с удивлением узнать, что у вас вообще есть высшее
образование (и он никогда не вспомнит по какой специальности).
Но резюме – это цветочки. Самое важное, что можно преподать на таком семинаре – это стратегическое мышление. В любом деле стратегия победит спонтанный хаос. А поиск первого места работы похож именно на хаос – резюме шлются во все организации от интим-агентств до кремля. Стратегия поиска работы подразумевает наличие осознанной цели и поиск средств для её достижения.
Так как мы договорились избавиться от лжи и говорить себе правду, то давайте скажем прямо – от работы нам нужна ТОЛЬКО зарплата. Конечно, в компаниях друзей вы сможете рассказывать о том, как вам эта работа нравится и какая шикарная самореализация от этого идёт. Но себе мы говорим только правду! Это всё упрощает!!!!
Так как целью являются деньги, то надо лишь уточнить сколько именно денег надо. Допустим, вы хотите получать 10 000$ в месяц. Нормальный такой оклад для существа, которое либо тысячи лет эволюционировало во что-то разумное (что вряд ли), либо и вовсе изначально подобно богу (тоже версия не доказана). Работать всю жизнь за 1-3 тысячи $ в месяц - это унизительно для человека, как вида!
Итак, цель есть. Что дальше? Дальше план по достижению. Надо поглядеть вокруг и найти такие должности, где столько платят (есть зарплаты и по несколько сотен тысяч долларов в год!). Затем надо определить какими путями можно до этих должностей дойти, что надо делать, как часто и с кем (шутка!). Из всех должностей, которые подходят к вам, как личности одухотворённой, нужно выбрать такие, которые будут больше всего
нравиться.
Цель есть - деньги, средство – должность. Остаётся определить какие навыки нужны для того, чтобы вас на эту должность взяли. Возможно придётся разбить план на части и сначала пойти на другую работу, но это не ради денег, а ради воплощения стратегии в жизнь. Любые пути должны вести к намеченной цели. Если начать реализовывать такой план ещё на первом курсе института, то к концу обучения уже можно получить такую
должность (читай оклад), что преподаватели будут плакать от обиды.
Самое интересное, что введение такого предмета ещё в школе, приведёт к тому, что люди не пойдут в вузы. Зачем тратить 5 лет незнамо на что, если любая стратегия показывает, что уже после школы (и даже во время) можно начать выстраивать карьерный взлёт туда, куда сегодняшние выпускники вузов не мечтают попасть.
Это всё было к слову о том, что хорошее образование позволяет найти хорошую работу. Я с этим почти согласен. Не согласен лишь с тем, что работа это хорошо и не согласен с тем, что сегодняшнее образование способно обеспечить выпускников хотя бы этой фиговой работой.
Итак, для увеличения эффективности образования на неизмеримое количество порядков, необходимо ввести новый предмет, который с большим интересом будут посещать все без прогулов. Название должно быть честным, т.к. правда снимает все иллюзорные защиты лжи. Ложные названия предмета (и потому слабые) могли бы быть: «профессиональное ориентирование», «трудоустройство», «карьерология» и т.д. Сильное название (т.к. правдивое)
должно быть такое: «БОЛЬШОЙ ЗАРАБОТОК». Да-да! Именно это всем работникам и надо, и когда зарплату прекращают выплачивать, все бегут в разные стороны (вот была бы потеха, если бы убыточные бизнесы сразу бросали :) ).
Другая вещь, которую обещают школы и вузы – общение. Типа люди должны общаться со сверстниками для того, чтобы… вот этот вопрос слишком сложный, никаких причин никто объяснить не может. Ну и ладно. Общение – это ОЧЕНЬ важно само по себе, тут я не спорю. Проблема лишь в том, что средний выпускник нифига общаться не умеет! Ни слушать, ни слышать. Вообще никак!
Это приводит к большом количеству конфликтов на пустом месте. А приобрести-то надо простые навык. Во-первых надо уметь слушать. Внимательно слушать собеседника и давать ему высказаться. Привычка перебивать и думать, что всё уже понятно – это очень глубоко сидящий недостаток почти всех людей. Каждый стремится высказаться, но никто не хочет слушать. Второе умение – это умение слышать. Вместо того, чтобы сразу в штыки
воспринимать любую точку зрения отличную от своей, надо понять почему собеседник считает именно так. Это может быть очень важно! Третий момент – это умение донести свою мысль до собеседника. Для многих так и остаётся загадкой как это его могут понимать с точностью до наоборот?! Во-первых собеседники плохо слушают и слышат, а во-вторых сам оратор может говорить совершенно не то, что нужно. Часто специалисты любят блистать своими знаниями перед теми, кто специальные термины не понимает. Но ещё чаще люди стараются
говорить понятным языком, но подобрать точных слов не могут. В сему этому можно научиться, что избавит жизнь от очень большого количества проблем.
Третий обязательный предмет необходимо ввести с МЛАДШИХ классов и называться он должен банально «возрастная психология». Дети должны понимать почему они поступают так и думают эдак. Понимание это ключ к правде, а правда обезоруживает ложь. Если дети поймут почему им хочется пить, курить, ругаться матом, унижать сверстников и заниматься прочими вредными (для них же самих, разумеется) вещами. Если понять, что причиной
всему комплексы неполноценности и пороки, а не взросление, то многие проблемы у большинства отпадут. Вряд ли всё прямо станет хорошо, но ситуация изменится кардинально.
Четвёртый предмет должен иметь название «взаимоотношения полов». Люди учатся строить взаимоотношения исключительно глядя в телевизор. А по телевизору показывают лишь то, что имеет высокий рейтинг – насилие и пошлость. Я был удивлён, когда взрослый человек мне сказал, что в шоу «Дом-2» всё по-настоящему и именно такие отношения в жизни и есть. Разумеется, у него в жизни так и есть, но это какое-то издевательство
над человечностью. Про мужчин и женщин дети должны знать ГОРАЗДО больше, чем отличие в системе органов.
Этими навыками и знаниями дефицит в образовательной системе не исчерпывается. Вообще всё важное для жизни образование тщательно обходит стороной, раскрывая секреты молекулярного строения органического мира и сложные логарифмические уравнения. Такие секреты по причине бесполезности не переживают выпускной вечер. И вообще люди годам к 30ти забывают почти всю школьную программу. Почему? Потому что в реальной жизни
всему этому применения НЕТ.
Но так как это совершенно утопический набор знаний и никакое министерство никакой страны не заинтересовано в сильном независимом народе, то давать эти знания должны родители! Даже, если сами не всё понимают, то хотя бы надо объяснять, что в жизни есть выбор. И выбор тупой низкооплаиваемой работы во время каникул может привести к тому, что такой же тупой выбор будет сделан после обучения. Ну и помимо денег надо
не забывать как общаться с людьми и строить с ними отношения. Лучше думать! Чем делать то, что большинство считает разумным.
А тот, кто дочитал до конца, может прочесть и новую запись в дненвике :)