Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новый проект Юрия Мороза

  Все выпуски  

Школа Своего Дела


ИНСТИТУТ ЮРИЯ МОРОЗА
WWW.SHSD.RU
Выпуск N2999 от 2011-03-08

ПОСТУПИТЬ в Институт Юрия Мороза.

Ваши комментарии к рассылке. Архив рассылок. 

 Часть первая текста Юрия Юрьевича Сенчукова, о созданном им стиле Кунфу «Контен».

Краткий очерк системы КОНТЭН

Для того, чтобы овладеть какой-либо системой знаний, необходимо четко представлять ее цели и задачи.

Система КОНТЭН существует уже более десяти лет, о ней много спорили и спорят.  Я давал и даю множество подробных рекомендаций по самым разным вопросам, но все они, как я сейчас считаю, были частностями, почти не касающиеся ее основ.

То есть, сложилась очень странная ситуация, заключающаяся в том, что как сторонники и защитники КОНТЭН, так и его критики и противники спорят о том, о чем ни те, ни другие не имеют целостного представления.

Трудно заниматься предметной критикой, если не понимаешь, что именно критикуешь – в этом случае все неизбежно скатывается к банальной ругани. Трудно защищать и отстаивать то, чего не понимаешь – в этом случае защита вряд ли будет эффективной, а порой может даже и действовать наоборот. И уж тем более трудно идти по дороге, если ты не знаешь, куда и зачем идешь. Что же говорить об обычных людях, не вовлеченных в эту многолетнюю полемику? Их наиболее частый, и как правило первый вопрос: «А какая у вашей системы философия?»,  также должен получить свой ответ.

Необходимо, наконец, восполнить это упущение, и как можно более четко и коротко сформулировать основы системы, чтобы ученики точно могли понимать, чему они учатся и на что должны направлять свои силы и свое внимание.

Точно так же и всем остальным станет понятно, почему, говоря о системе КОНТЭН, мы неминуемо вынуждены  говорить и обо всех других стилях боевых искусств,  анализируя и сравнивая их. Надеюсь, теперь станет ясно, с каких позиций проводится это сравнение, какие цели при этом преследуются и какие задачи ставятся.

 Кроме того, надеюсь, что также станет понятно, каким образом система КОНТЭН использует теоретическое и техническое наследие стилей-предшественников, по каким критериям отбирается верное и неверное, выгодное и невыгодное.

Итак:

1. КОНТЭН и философия.

Слово «философия» лично мне не нравится, поскольку сегодня оно имеет неприятный оттенок смысла «абстрактные рассуждения; разговор ни о чем; переливание из пустого в порожнее». Поэтому такой философии в КОНТЭН не было с самого начала, нет и сегодня  - и не должно быть никогда.

Вместо этого у нас есть обширный и конкретный теоретический раздел, ознакомление с которым обязательно для правильного подхода к изучению системы, для достижения каждым учеником реальных результатов в виде умений и навыков.

Эта теория тесно связана с практикой, ибо проверялась и выводилась на практике и для практики.

Любые утверждения и положения в этом разделе предметны и конкретны, и служат для того, чтобы ученик мог сам четко определить: это КОНТЭН, а это нет, это верно с точки зрения системы, а это нет.

Все рекомендации даются для конкретной отработки, и все их можно отработать и нужноотрабатывать, иначе ни о каком постижении смысла КОНТЭН, достижении состояния КОНТЭН, или овладении системой боя КОНТЭН речи быть не может.

При этом важнейшим и необходимым условием является трезвое и ясное сознание ученика, четкое понимание значения каждого слова и термина, четкое понимание цели занятия.

 

2. Откуда взялось название КОНТЭН и что оно обозначает.

Название «КОНТЭН» происходит от словосочетания «контроль энергии».

Это мой вариант перевода корейского «хап ки», поскольку одним из основных стилей-предшественников КОНТЭН является корейское хапкидо.

Сейчас среди самих хапкидоинов классическим переводом понятия «хапки» принято считать «сосредоточение энергии», но мне кажется, что такая трактовка во многом неудачна. Сразу возникают вопросы, где сосредотачивать энергию, какую именно, и главное, зачем – а уж тем более, как ее использовать.

Сосредоточение чего-либо без контроля над сосредоточенным вряд ли удастся, а потому не имеет смысла. Поэтому главным и принципиально необходимым условием сосредоточения, а уж тем более условием использования чего-либо, является контроль..

Рекламные заявления о «внутренней энергии», а также об «использовании энергии противника» опять же требуют наличия контроля этой энергии, причем контроля не иллюзорного, а реально ощутимого как вами, так и вашим противником или партнером, иначе так и останутся рекламными пустышками.

С моей точки зрения, перевод очень многозначного понятия «хап ки», как «контроль энергии» является гораздо более подходящим, поскольку понятие контроля изначально предусматривает наличие ответов на все эти вопросы, а главное – изначально предусматривает активную и сознательную деятельность человека.

КОНТЭН возник на основе хапкидо и поэтому применяет приемы из арсенала хапкидо, использует ради удобства некоторые привычные названия и формальные упражнения.

Однако при этом у нас нет желания ограничиваться только одной точкой зрения, только одним подходом к пониманию боевого искусства, особенно если это понимание и само точно не определено. Тем более, что в самой системе хапкидо очень много белых пятен, которые не становятся ясными даже для хапкидоинов высокого ранга.

Конкретно –  в хапкидо нет однозначной и четкой терминологии,

нет однозначной и четко определенной базы

нет четкого понятия о тактике,

нет даже формулировки тех самых «принципов», вокруг которых как будто бы собиралась эта система.

принципы «воды» и «круга» скорее декларируются, чем используются, что ведет к их непониманию и неприменению самими преподавателями.

Поэтому в свое время были начаты исследования других систем, основным понятием которых также является «Ки», и которые также говорят о «принципах», как о главнейших основах боевых искусств, более важных, чем приемы, являющиеся всего лишь частными проявлениями этих принципов.

Поиск четких формулировок этих принципов - закономерностей реального боя, единых для всех стилей и направлений,  - стал основной задачей КОНТЭН.

Конечно же, при таком подходе активно исследовалось и японское направление айкидо, наиболее близкое к хапкидо. Но конкретного определения «Ки» и там не оказалось, а арсенал оказался весьма ограниченным, полным условностей и явно недостаточным для реального боя. Точно так же были отброшены и многие приемы хапкидо, изучаемые как «классика»,  - они, хоть и внешне эффектные, пригодны только для показательных выступлений, на которые и ориентируются все федерации хапкидо.

Рассмотрев различные стили боевых искусств, я счет наиболее перспективными для исследований в интересующих меня областях так называемые «внутренние стили» традиционного китайского ушу – синъи-цюань и багуа-чжан, которыми мне приходилось заниматься ранее. Их выгодно выделяло то что они выглядели от акробатических излишеств, а технические действия были немногочисленны. При этом эти стили, согласно легендам и дошедшим до нас немногочисленным фактам, вполне успешно конкурировали с технически более сложными «внешними» стилями. Это означало, что в этих системах обязательно должна быть детально проработанная тактика, а технические действия должны обладать большой универсальностью.  Теория «внутренних стилей» при этом была более обширной, что позволяло надеяться на то, что многие важные моменты прописаны в ней весьма  детально. Такой подход к делу при правильном толковании действительно мог оказаться очень эффективным,  очень рациональным и пригодным для людей самого разного возраста и комплекции.

В процессе исследования выяснилось, что в теории многие моменты прописаны очень абстрактно,  что допускает самые разные их толкования. Именно это в основном, к сожалению и было причиной обширности теоретического материала.  Толкования многих принципиальных моментов, как оказалось, остаются неизвестными большинству занимающихся, в результате чего смысл движений чаще всего сводился лишь к оздоровительной гимнастике, Комплексы формальных упражнений являются единственным способом применения этих движений, и о правильности или неправильности, как оказалось, можно судить лишь по тому, как тот или иной мастер выполняет комплекс. Боевое применение движений при этом что характерно зачастую требует отхода от классических канонов, и несмотря на свою прикладную эффективность, чаще всего объявлялось «неправильным», а сам подход с точки зрения функциональности, как правило, встречает ожесточенное сопротивление.  Кроме того существует привычное восприятие, глубоко укоренившееся на подсознательном уровне, любого китайского исполнителя как изначально лучшего чем любой европейский, а уж тем более русский. Как при этом можно заниматься, к чему стремиться,  зная, что ты всегда будешь хуже любого китайца, остается для меня загадкой.  Как можно видеть, что хваленые «мастера» зачастую не обладают минимальными боевыми навыками, а те, кто обладает, движутся иначе, чем того требует классика – как можно это все видеть, и при этом не пытаться проанализировать это? Как можно говорить о каком-то постижении, если буквально все, что мы имеем право узнать, должно быть передано из рук «посвященных мастеров», которые так же получили эти знания от кого-то еще – а откуда же тогда получили знания сами основатели стиля? И что тогда остается постигать всем остальным?

Очевидно, что ни о каком реальном развитии и прогрессе при таком подходе речи быть не может – точно так же как не может быть речи и об улучшении понимания стиля учениками, или даже о сохранении стиля в полном объеме. Сохранение такого положения может быть выгодно только в том случае, если все «хранители» прекрасно знают что полным пониманием стиля не обладают, что у них не хватает чего-то самого важного. Знают, но при этом хотят сохранить свой авторитет. Если же окажется, что знания с помощью практики может получить любой человек, то они, несомненно, утратят свое положение. Таким образом в среде этих БИ имеется неразрешимое противоречие, которое так или иначе ведет к тому что стили будут все далее ритуализироваться, все дальше уходить от реальной практики, а знания, «хранимые» таким способом, будут все более искажаться и теряться.

Тем не менее, анализ теоретических положений внутренних стилей дал вои плоды и позволил существенно улучшить систему, понять основные и принципы и закономерности боя, общие для всех боевых искусств.

По этой причине при создании КОНТЭН в качестве теоретической основы для рекомендаций по тренировкам и боевой практике были использованы канонические тексты синъи и багуачжан.- однако КОНТЭНовское толкование этих текстов, основанное на функциональном подходе, как правило, резко отличается от того, которое считается классическим среди «адептов» классических внутренних стилей.

Тем не менее, я уверен, что наше толкование этих текстов более соответствует реальным требованиям боя. Почему?

Я потратил долгое время на обработку и сличение существующих переводов этих текстов.  Как я уже писал выше, в этих переводах принципы и даже техника также описываются и комментируются весьма расплывчато, хотя часто повторяется фраза о конкретности и применимости этих советов, а также об их большой важности.

 Это привело меня к мысли что проблема здесь не в изначальной «философичности» и беспредметности текстов, а всего лишь в некомпетентности комментаторов и переводчиков. Сами же мастера действительно давали ясные и просты е указания на те вещи, которые для них были очевидны и необходимы. Я исходил из предположения, что все эти рекомендации изначально верны и практически применимы, как и указывается в текстах. Если же при этом существующие сегодня «адепты» этих стилей не являются самыми эффективными бойцами среди других стилей, то значит они эти рекомендации не понимают и не применяют. А стало быть та «классика» которую они насаждают, вполне может не соответствовать тому искусству, которым реально  владели почитаемые ими мастера. В области религии и науки есть множество исторических подтверждений того, что переводчики и комментаторы часто искажают информацию. Некоторые при этом исходят из своих убеждений, и целенаправленно «подгоняют» информацию под то, что считают единственно правильным и верным, но большинство - просто потому, что не имеют реального опыта в том, что переводят (речь не о языке), но очень хотят создать у читателя впечатление своей «компетентности». Вот тут-то и начинается самая путаница выдумок и непониманий, бездумного списывания и прочей «философии», именно той, которую я так не люблю.

Поэтому я занялся переводом этих переводов на язык привычных нам понятий. Результатом этой работы и является современная система КОНТЭН,  ее  характерная точка зрения на суть и значение боевых искусств. Причем применение принципов КОНТЭН в практике стилей-предшественников, то есть хапкидо, синъи и багуачжан также дает любому практику возможность для резкого продвижения вперед, более полного овладения изучаемым стилем.

 

3. «Энергия» и «контроль энергии», как основные понятия системы КОНТЭН.

Как известно, понятие «Ки» или «Ци» активно используется всеми без исключения боевыми искусствами Востока, и все они при самых больших различиях в тренировочной практике и арсенале, сходятся в том, что «Ки» есть основа любого движения. Но нигде и никто до сих пор не дал четкого и понятного определения «Ци». Что характерно, его нет даже во всемирно известных книгах, посвященных именно «Ци» и ее тренировке – наоборот, там больше всего именно путаницы и выдумок, а отработка в основном  сводится к иллюзиям и самовнушению.

Что же это именно такое, как проявляется в каком-либо действии, а главное – зачем оно вообще нужно, при этом нигде и никем не объясняется – вместо этого, как правила, идут причудливые рассуждения, многословие которых если и применимо в тренировке, то разве что косвенно.

В любой боевой ситуации присутствует множество энергий. Это сила тяжести, силы, которые бойцы прикладывают для перемещения собственных тел и силы, которые они прикладывают для совершения боевых действий. Кроме этих сил, действующих в данный момент, необходимо учитывать также и инерции, которые возникли при предыдущих перемещениях и действиях, и которые существенно влияют на последующие применения сил. Именно для того, чтобы не путаться между силами и инерциями, выгодно использовать обобщающее понятие энергий.

Чтобы сразу выделить самое главное, можно сказать без особых натяжек, что именно контроль всех этих энергий, своих и противника – сокращенно КОНТЭН - является идеалом и конечной целью любого боевого искусства, в какой бы стране оно ни возникло и какие бы приемы ни применяло.

При всем различии стилей и подходов, при всей существующей сегодня путанице и многословии другой цели у них быть не может. 

Так и родилось название новой системы, которая должна была объединить в себе все принципы и способы контроля энергии – то есть, КОНТЭН.

При всем различии стилей и подходов, при всей существующей сегодня путанице и многословии другой цели у них быть не может. 

Правильное исполнение и отработка даже наиболее простого приема, будь то бросок, удар или уклон - прежде всего требует контроля своих движений, четкой наработанной последовательности исполнения всех микродействий, которые совершает боец при его исполнении.  Кроме того, правильное исполнение приемов в бою, например, бросков, также требует контроля не только своих движений, но и движений противника. Бой же с несколькими противниками требует контроля движений каждого из них.

То есть, можно сказать, что целью всех занимающихся любого стиля и любого уровня является достижение состояния контроля энергии или «состояния КОНТЭН». Или так – КОНТЭН является тем, к чему стремятся все люди, занимающиеся боевыми искусствами.

                 Ю.Ю. Сенчуков.

Далее, традиционные отчеты обучающихся на Дистанционном курсе Института Юрия Мороза.

Отрывок из Отчета.

В течение двух месяцев планирую перейти от потребления к творчеству – не «слизывать» то, что уже есть у других, а придумать свое.

Гордыня обуяла тобой, сын мой. Ты наверно и на велосипедах не ездишь и на автомобилях. Пока свое транспортное средство не придумаешь, пешком ходишь? Причем, ходить пешком, тоже не ты придумал.

Вот я и думаю, а не дурак ли ты, сын мой?

Отчет 1.

Материал:    1-ый месяц Института Юрия Мороза
**********************************************************************

Первый бизнес выглядел так: взяли деньги, открыли бизнес, проанализировали его недееспособность, закрыли бизнес, прослезились:)

Второй бизнес начал после прочтения пособия для слабоумных с нуля.

Разница огромная. В каждом действии поиск сильного решения. Понял необходимость обучения в Институте Юрия Мороза. Сразу после получения курса понял, что надо работать со своим эго и это сразу улучшило в разы (!!!) общение с клиентами, подрядчиками, семьей!, друзьями.

Увеличил количество действий в 3 раза, а затем стал работать над качеством. Нашел клиента на котором можно жить:) спасибо переговорам.

Открываю новое направление действующего бизнеса. Посадил на книги Мороза несколько друзей, ЭФФЕКТ налицо. Результаты изменения людей добавляют и мне уверенности (со стороны эффективность просто поражает).

Отчет 2.

Материал:    2-ой месяц Института Юрия Мороза
********************************************************************

О сделанном.

Результата удвоения нет.
Тем, с чего начинал обучение, больше не занимаюсь. Ни желания, ни сил продолжать нет.
Ожидания были совершенно другие.

Формулировка ожиданий точно описана в 7ой неделе - ... тот, кто что-то сделал, считает, что за это его можно уважать и хвалить...

Но и после осознания правды, силы  нашлись только убежать. Забил на всё, и уехал.

По возвращению домой, через 2,5 месяца, 2 недели думал что же всётаки делать.

Перечитал первый месяц, начал с переговоров с предпринимателями, в понравившихся проектах. первые же переговоры принесли резыльтат, моих новых "ожиданий".

Начал реализацию совместной идеи, но под присмотром бывалого
предпринимателя.

В метериаллах 2 месяца зацепило понимание "результата", вернее последние 5%-10% действий, после которых наступит результат и на которые не хватает сил.

И если не "дожать" то "результата" не будет, а будет только действие. До этого "понимания", сам всех лечил про разницу между делать и зделать. И был убеждён, что всё понимаю, но оказалось что не всё.

P.S.

2,5 месяца отсутствия не прошли даром, исполнил давнюю мечту, но к развитию отношения не имеет. 2,5 месяца провёл в дороге, за рулём.

Родня, родственники, МОРЕ... мечтал лет 10.

На сегодня Все.

Юрий Мороз

Архив рассылки. Перечитывайте старые выпуски. 
Копировать только при указании имени автора и ссылки на сайт www.SHSD.ru

В избранное