Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Маркетинговый аудит своими руками


Яма стартапов

Судя по разделам «Стартапы» и «Я пиарюсь» на Хабре, наша жизнь должна меняться с каждым часом. Огромное количество начинаний – и среди них масса интересных, нестандартных, не имеющих аналогов. Куда же они деваются потом, после триумфального запуска?

Традиционный программистский стартап проходит следующие этапы:

1. Идея

Она, безусловно, гениальна и способна завладеть умами всех и навсегда. Кроме того, ничего подобного нигде нет, а при этом очевидно, насколько это удобно.

2. Воплощение

Все средства производства под рукой – я программист, друг – дизайнер, 1-2-3-4 месяца и продукт готов.

3. Запуск

Мы выкладываем итог работы в сеть, и постим сообщения о нём везде, где только возможно. В первую очередь – среди наших же коллег, на том же Хабре. И получаем заряд бодрости – люди валят смотреть, хвалят, говорят, что занесли в закладки и так далее. Сервер шатается под нагрузкой, мы, сладко жмурясь, поминаем «хабраэффект». В общем, по всему судя, попёрло.

4. Похмелье

Проходит несколько месяцев с момента запуска и становится очевидно, что ничего не попёрло. Посещаемость стабилизировалась на некотором уровне, существенно более низком, чем на момент запуска. Мы грустно говорим «Надо же, не выстрелило…» и оставляем проект жить своей жизнью, потому как надо зарабатывать на хлеб.

5. Уход

Далее проект либо «висит-есть не просит», даже возвращая какие-то смешные деньги, например через Сапу и т.п., через либо через некоторое мы просто его выключаем.

А теперь о том, почему так происходит.

Большинство стартапщиков свято верит в силу сарафанного радио. И в то, что если продукт интересный, он молнией разлетится по нужным людям. Но при этом забываются три момента:

1. Люди, среди которых обычно анонсируется стартап, не совсем соответствуют целевой аудитории. Чаще всего это братья-разработчики. А широкого выхода на аудиторию простых «юзверей» не происходит, хотя по первоначальной статистике и кажется, что на сайт вломился весь интернет.

2. Первоначальные посетители имеют целью «заценить», но никак не стать пользователями. Заценив, они уходят писать свои собственные стартапы.

3. Даже самые лучшие из людей (читай – программисты) косны в своих привычках. Простая демонстрация какого-то проекта не приводит к мгновенному началу его использования. В большинстве случаев требуется 3-5 контактов-напоминаний, чтобы занять место в голове у потенциального клиента.

4. Эффективность «сарафанного радио» сильно преувеличена. Не вдаваясь в детали, скажем, что из 100 зашедших «заценить», ссылки друзьям и знакомым начнёт кидать в лучшем случае пятеро. Даже если им реально понравилось.

Выводы

1. Если вы хотите долгой и успешной жизни своему стартапу, на продумывание его продвижения нужно отвести времени примерно столько же, сколько на разработку самого проекта.

2. Продвижением нужно заниматься всё возможное время – постоянно привлекать и привлекать людей всеми возможными способами. И только в этом случае у вас появится шанс на то, что проект, в который вложены силы, время и деньги, вернёт это всё сторицей. В противном случае вы пополните число тех людей, которые говорят грустную надгробную фразу: «Зато я получил отличный опыт…»

Андрей Коновалов.
www.Marketing-Audit.ru
Я знаю, как улучшить Ваш бизнес. Просто спросите.


В избранное