Рассылка закрыта
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Практика эффективного управления
ЗАО "Компания "ФТК" Добро пожаловать в рассылку "Практика эффективного управления" |
Выпуск 12. О ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯХ И МЕНЕДЖЕРАХ…
Уважаемые
господа! Приглашаем Вас посетить наши семинары и тренинги! Семинар-тренинг
Светланы Беловой «Эффективный
руководитель» 11-13 июля. 3 дня. 290 Долларов США. 1-ая Тверская-Ямская, д.6. Семинар-тренинг Светланы Беловой «Управление изменениями» 26-27 июля. 2 дня. 210 Долларов США. 1-ая Тверская-Ямская, д.6. Семинар Светланы Беловой
«Мотивация персонала» Семинар
Василия Бабушкина «Моделирование
и оптимизация бизнес-процессов» 2-3
августа. 2 дня. 210 Долларов США. 1-ая Тверская-Ямская,
д.6. Тренинг-семинар
Марины Субботиной «Эффективные
коммуникации. Проведение коммерческих
переговоров». 2-3
августа. 2 дня. 210 Долларов США. Отель «Ирис». На
Ваши вопросы с удовольствием ответит
Кира Шершунова Shershunova@ftk.ru
Тел. (095) 251-21-01, 251-77-80, 251-17-85 |
Первое лицо
Русский язык еще не выработал слова, которое позволяло бы однозначно определить человека, возглавляющего компанию. Действительно:
- «Директор». Традиционно, этот термин ассоциируется с главным человеком организации. Но, во-первых, директоров может быть очень много: генеральный, исполнительный, финансовый, директор департамента, директор «дирекции» J, просто директор и т.п. Во-вторых, это слово имеет некоторый бюрократический оттенок, ассоциируется с «распорядителем», «администратором».
- «Президент». Эта позиция звучит заманчиво для многих. Сразу вспоминается глава государства, чей авторитет как бы отражается в главе компании. К сожалению, это сравнение может испортить дело и вызвать подозрение в искусственном завышении статуса. Дополнительно, малопочтенные президенты финансовых пирамид и сомнительных лавочек вызвали ироничное отношение к подобным амбициям.
- «Председатель». При всей реальной власти, которой может обладать председатель совета директоров или правления компании, при назывании должности возникает образ собрания, которое ведет «председатель», представляя выступающих и объявляя перерывы, и ничего более.
- «Бизнесмен». Фактически, это «человек бизнеса», как спортсмен – «человек спорта». Бизнесменами, однако, не называют всех подряд, имеющих отношение к рыночной экономике, бизнесмена ставят на более высокую ступень в качестве «человека дела». Но само по себе «дело» не определяет для нас важности данной роли и слово это режет ухо, если применяется к соотечественнику. К «Мистеру Твистеру» - другое дело, он априори считается у нас полноценным бизнесменом.
- «Руководитель» или «Глава». Эти слова отлично показывают положение человека, но они абстрактны и требуют определения сферы полномочий, ответа на вопрос: «чего и кого глава».
- «Начальник». Универсальное определение, мечта начинающих чиновников. Верное по сути, оно все же предполагает мелкую позицию. «Начальник железнодорожного переезда», например J.
- «Управляющий». Хорошее слово, но несколько архаично звучит, ассоциируется с графскими имениями и потому редко применяется. Единственное сложившееся исключение – управляющие филиалами банков и антикризисные управляющие.
- «СЕО». «СиИО» - загадочная аббревиатура, очень широко применяющаяся в США и Западной Европе, но совершенно не распространенная у нас. Chief Executive Officer дословно означает «глава исполнительной власти». Реально это тот человек, который принимает все оперативные решения и готовит все стратегические планы.
- «Шеф», «босс» и «патрон». Эти обращения из фильмов и детективов дают понятие о статусе, но нельзя сказать про кого-то, что он работает «боссом».
Итак, затруднения возникают даже с названиями должностей первых лиц компании. Сложилось мнение, что совершенно не важно, что написано на визитной карточке, и часто в приватном разговоре можно услышать: «Ну ладно, а главный у вас кто?».
Некоторое пренебрежение к официальному статусу не отменяет интереса к реальным полномочиям и лидерским качествам человека, который отвечает за организацию перед ее владельцами и/или перед своей совестью.
В предыдущих выпусках мы уже
рассматривали разделение ролей руководителя на «лидерские» и «менеджерские»,
говорили и о преобладании
того или иного стиля руководства на различных этапах развития организации . Наиболее часто встречающиеся в настоящее
время типажи – это «предприниматель» и «менеджер». Их портреты прекрасно описаны в книге Емельянова Е.Н. и Поварницыной С.Е. «Психология
бизнеса».
Термин «предпринимательство» был введен еще в 18 веке французским
экономистом Кантилоном и означал «инициативную самостоятельную деятельность
граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую
от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную
ответственность».
В практически неизменном виде это
определение верно и сегодня. Предприниматели действуют на стыке бизнес-идей с
правовой средой, экономической ситуацией, политической конъюнктурой и
этическими нормами. Отличие состоит в том, что предприниматель по духу и стилю
работы может действовать не только от себя, но и от имени компании на страх и
риск ее акционеров.
По М.Веберу существуют
два типа предпринимателей – рациональный и авантюрный. Первый базируется на
этике (часто говорят «на протестантской или капиталистической этике») и
ориентируется на гарантированную прибыль в будущем. Второй действует по
принципу «не обманешь – не продашь», стремясь к сиюминутному выигрышу. К
сожалению, большинство наших новых предпринимателей относится ко второму типу,
и это сформировало негативный оттенок в восприятии самого слова. Однако в
большой бизнес имеют шанс попасть только рациональные предприниматели.
Предпринимательство - это качество, на
котором основывается любой бизнес на первом этапе своего развития. В
«Психологии бизнеса» приведен список требований к предпринимателю в алфавитном
порядке: адаптивность, активность, вера, воля, воображение, гибкость,
деловитость, жизнелюбие, изобретательность, индивидуализм, инициативность,
интуиция, контроль, находчивость, новаторство, образованность, оборотистость,
оптимизм, ответственность, поиск новых решений, практичность, предприимчивость,
самокритичность, свобода распоряжения средствами, склонность к риску, смелость,
способность развиваться, умение контактировать с людьми, умение планировать.
Приходится признать, что в жизни такой
набор качеств можно найти исключительно редко. Чаще всего мы видим житейскую
«предприимчивость», которая с бытовых свершений переносится в бизнес и помогает
заработать на недорогую машину и встроенную кухню.
Звездный час истинных предпринимателей
наступает во времена перемен: технологических революций, политических
катаклизмов, массовых потребительских истерий и т.п. Тогда начинают говорить о
«витающем в воздухе духе предпринимательства».
Главная движущая сила предпринимателя –
использование открывающихся возможностей. Для него характерно революционное
восприятие действительности, ориентированное на результат. Однако, привычка
действовать в условиях риска часто приводит к сужению горизонта планирования и
ограничивает круг факторов, учитываемых предпринимателями при принятии решений.
При использовании ресурсов многим
предпринимателям приходится изобретать новые возможности их экономии и
проявлять всевозможную гибкость.
Наконец, предпринимателям необходимо
постоянно следить за сохранением своих прав собственности, за стремлением
сотрудников к независимости и удерживать контроль над ситуацией.
Но как только дело начинает стабилизироваться и появляются свободные ресурсы, большинству предпринимателей становится скучно и они начинают искать новые возможности для новых подвигов на ниве бизнеса.
В начале пути многих предпринимателей не
было ничего сверхъестественного и особенно героического. Просто они, во многом
под давлением обстоятельств, так или иначе сделали первый шаг, который повлек
за собой последующие действия. Вы можете найти множество подтверждений этому,
присмотревшись к предыстории успешных компаний.
Австралийский экономист Э. Смит
проанализировал возможности открытия своего дела "с нуля", опираясь
исключительно на хобби или элементарные знания. В результате только в сфере
услуг он насчитал 27 вариантов бизнеса (от ухода за животными до перетяжки
теннисных ракеток), в торговле было обнаружено еще 22 возможности (от
организации оптовой торговли до производства и продажи игрушек), в сфере
увлечений - еще 10 (от астрологии до выращивания японских бонсай), плюс
возможности бизнеса в сфере творчества (писательство, живопись, резьба), плюс
еще несколько десятков других предприятий от агентств по трудоустройству до
сдачи помещений в аренду. Так что, если сказать честно, вопрос "Что можно
делать?" - это не настоящая проблема, проблема - только в правильном
выборе и внутренней готовности начать делать что-то.
Основная сложность для предпринимателей –
не найти идею или ресурсы, а найти
своего клиента и организовать процесс взаимодействия с ним. То есть сыграть
другую по сути роль – роль «менеджера».
По мнению П.Друкера «менеджер – человек, обеспечивающий
лидерство, дающий направления, вырабатывающий и принимающий решения».
Главная движущая сила менеджера –
использование имеющихся ресурсов. Он обязан выбирать критерии оценки
деятельности организации, налаживать систему планирования и контроля.
В осуществлении своего или чужого замысла
менеджера характеризует множество учитываемых мнений и факторов, стремление
уменьшить риск. Его восприятие эволюционно и ориентировано на длительную
перспективу.
При использовании ресурсов менеджер прежде
всего заинтересован в выполнении условий, поставленных собственниками бизнеса,
и в создании стабильной системы распределения ресурсов. Вообще, универсальные
схемы и процедуры истинный менеджер стремится создать во всех сферах своей
деятельности, не исключая и личную жизнь J. «Менеджер - это тот, кто умеет организовать свою работу
так, чтобы она укладывалась в расписание "с 9 до 18"; он умеет
поставить дело так, что оно не разваливается с его уходом в отпуск и не
останавливается с его отъездом в важную командировку; он знает все, что ему
необходимо знать, и знает, у какого специалиста он может выяснить то, что ему
самому знать необязательно; он работает с организацией дела, а не с самим
делом.
Предприниматель работает в своем бизнесе,
находится "внутри" него: дело Предпринимателя неотрывно от него
самого, оно гибнет, начиная с того самого момента, когда Предприниматель по тем
или иным причинам прекращает им заниматься. Менеджер же начинает работать над
своим бизнесом и получает хороший результат, когда бизнес начинает жить самостоятельной
жизнью, может быть легко отделен от него и передан другому менеджеру, например
- профессиональному Управляющему».
Для менеджера важен его статус и объем
властных полномочий, размер материального вознаграждения.
Часто встречающиеся ошибки менеджеров:
-
стремление как можно быстрее подняться по
служебной лестнице, не связывая его с реально достигнутыми результатами;
-
озабоченность символами своего положения,
например размером кабинета или моделью мобильного телефона;
-
забота прежде всего о своих интересах,
тогда как хороший руководитель заботится и о своих людях;
-
стремление к самоизоляции.
Если попытаться составить портрет
идеального менеджера, получится примерно следующее: внутренняя свобода,
инициатива, рациональность и критичность, логичность и целостность, открытость
для информации, динамичность, широкий кругозор, высокий профессионализм,
способность вызывать доверие и управлять вниманием людей, ориентация на
достижение целей.
Как и в случае с предпринимателями,
идеальные менеджеры редки в природе. Чаще всего во главе компаний стоят люди,
сочетающие в себе эти две ипостаси.
Буду рада обсудить с Вами преимущества предпринимателей и менеджеров для управления!
НОВЫЕ СТАТЬИ
на www.mamba.ru:
"Патентно-маркетинговое исследование (производители молочной продукции). Брэндинг."
Автор статьи директор ЗАО Ай Пи Про Ирина Полянская
объясняет почему россияне стали пить другое молоко. В этой статье
можно найти всех производителей молочной продукции и их товары...
"Новые бизнес модели музыкальной индустрии"
Перевод статьи Дана Влэнкенгорн (Dana
Blankenhorn) выполненный Игорем Суминым. В статье поиск ответа
на болезненный вопрос создателей сайтов:
Откуда возьмутся деньги. Правда,
музыкантов, в первую очередь вероятно, интересует слава.
"PR: управление коммуникацией в конфликте"
Это не статья, а скорее тезисы
семинара недавно
избранного Президента Рекламной ассоциации Бориса Еремина, в
которых он доказывает, что конфликт, как необходимая часть коммуникации может
использоваться в PR-целях.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||