Как формулировать цели, ставить задачи; как и зачем собирать информацию Посвящается А. Плигину и А. Герасимову
В начале нашего знакомства с многотрудной долей консультанта мы
говорили о первой встрече с клиентом. Надобно сказать и о том, что путь
от первого контакта (через рекламу, по телефону, через знакомых) до
очного знакомства - долог и труден, и не всегда венчается успехом.
Облегчить клиенту путь поиска Ваших услуг - задача маркетинговых служб
Вашей компании и вообще отдельная история. А сейчас хочется коснуться
одного важного момента, возникающего тогда, когда долгожданная встреча
состоялась. Мы говорили о том, как расположить к себе клиента, как
вести беседу. Всё это важно.
Важно как говорить. Ещё важнее - о чём. Ваш "блок сбора информации",
задействованный ещё до встречи, продолжает действовать и во время неё.
На основании предоставленных клиентом данных, услышанного, увиденного и
прочитанного Вы формулируете цель (цели) клиента, которую он сам
зачастую представляет смутно.
Здесь необходимо отметить, что цель работы консультанта должна быть
сформулирована корректно. Что под этим понимать?
Первое - цель должна быть сформулирована утвердительно. "Не сорить",
"не потерять клиента", "не сорвать поставки" - вот примеры некорректой
постановки задачи. Правильно в данном случае будет: "выбрасывайте
мусор в урну (эту урну)", "удержать клиента", "выдержать сроки поставок".
Говорите в активном залоге, ставьте задачу СДЕЛАТЬ.
Второе. Держите цель под контролем, т.е. задача должна быть выполнима.
Трудно управлять восходом солнца, но вставать с первыми его лучами вполне
Вам по силам. Если клиент хочет увеличить долю свох операций на рынке,
он может: уменьшить стоимость товара (услуг), улучшить качество продукта
(услуги), оптимизировать бизнес-процессы, увеличить инвестиции в маркетинг
и/или рекламу, и многое другое. Однако если проблемы возникают на рынке
(падение спроса из-за изменения курса или появления нового продукта, или
сильного агрессивного конкурента), если возникают не ожиданные изменения,
нужно пересмотреть стратегию поведения на рынке. Иными словами, если солнце
встаёт на час раньше из-за перехода на летнее время, нет смысла добиваться в
правительстве отмены, нужно просто раньше вставать.
Третье чётко определите характеристики (желательно - количественные),
присущие состоянию достигнутой (реализованной) цели.
Необходимо, также, согласовать с клиентом критерии, не зависящие от
Вас и от него, на основании которых будет принято решение о том, что цель
достигнута. Это поможет в осознании цели клиентом (да и консультантом) и
максимально упростит процесс сдачи работы.
Например, разработка маркетинговой стратегии компании с целью увеличения
доли рынка на 20% приводит к согласованию методики измерения текущей доли
рынка, а затем уже к разработке самой стратегии.
Итак, цель работы консультанта сформулирована и утверждена клиентом,
и мы переходим к следующему этапу сбора информации. Большую помощь сдесь
могут оказать заранее подготовленные опросники. Можно попробовать согласовать
с клиентом использование в работе диктофона.
Одной из эффективных методик сбора информации является модель SCORE
(Дилтс, Эпштейн), включающую в себя анализ следующих элементов
- "симптомы" (Явления (события), вызвавшие у клиента потребность обратиться за помощью.);
- "причины" (Явления, вызвавшие появление "симптомов".);
- "результаты" (Цели, которых нужно достигнуть.);
- "ресурсы" (Элементы необходимые для достижения "результатов".);
- "эффекты" (Желаемые последствия от достижения "результатов).
В то время, когда стандартные методики в большинстве своём ограничиваются
анализом "симптомов", "причин" и "ресурсов", которые могут при вести к
достижению цели, данная методика путём анализа эффектов позволяет найти
дополнительные выгоды, другие пути, планировать дальше и/или, в случае
негативного развития событий, скоррекировать цели так, чтобы избежать
нежелательных последствий. (Подробнее о методике SCORE в следующих выпусках.)
Дмитрий Валерьев
БУДЬТЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ !
Свои вопросы и пожелания авторам и ведущему рассылки Вы можете присылать по адресу askme@wilmark.ru