Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как делать консалтинг

  Все выпуски  

Как делать консалтинг


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru


"КАК ДЕЛАТЬ КОНСАЛТИНГ"
Материалы от компании "Вилмарк"
WWW.WILMARK.RU




   Чего консультанту следует избегать.

   Ошибки, допускаемые консультантом при работе с клиентом естественно делятся на профессиональные и... профессиональные. Потому что ошибки общения, неумение иметь дело с клиентом как с живым человеком - ошибка, порой перечёркивающая всё, чего добился консультант; не вовремя или не тем тоном сказанное слово может разрушить всё профессиональное здание. Итак, оставляя в стороне ошибки профессиональные, рассмотрим типичные ошибки общения (являющиеся, в конечном итоге, тоже профессиональными.), допускаемые консультантами.

   Всё начинается с вопросов коммуникации, достижения эмоционального контакта с консультируемым. Бог знает, откуда берётся наш надутый вид, взгляд, устремлённый поверх головы клиента в теоретические выси, каменное лицо и монотонная менторская речь, может быть это от неуверенности или, наоборот, от завышенной профессиональной самооценки, - факт остаётся фактом: пять минут беседы с таким экспертом губят доверительность и, впоследствии, профессиональный контакт. (Стоит ли давать по этому поводу в тысячный раз рекомендации типа "улыбайтесь", "будьте раскованны, но не развязны"? Нет? Почему же мы об этом забываем в самые ответственные моменты? - рекомендации пойдут отдельной статьёй. Прим. авт.)
   Некоторые впадают в другую крайность, переводя, случайно или осознанно, тему беседы ближе к своей персоне и думая, что откровенность вызовет ответную откровенность, открытость и доверительность. Чаще всего это ожидание так ожиданием и остаётся. Звучит цинично, но правда почти всегда груба: клиенту интересен он сам и собственные проблемы, попытку консультанта сместить акцент на себя он может воспринять как бестактность или хуже того - как непрофессионализм.

   Почему случается так или этак (см. выше)? Чаще всего потому, что понять состояние собеседника - задача. Однако она решается, а её решение, вдобавок к профессиональной выгоде, приносит ни с чем не сравнимое удовольствие.

   Ещё эксперты грешат безапелляционностью суждений и любовью к трагическим оценкам ("Вот что я вам скажу: вовремя вы к нам обратились! Ещё бы три дня и:") Критиканство деструктивно, вас позвали - значит в компании знают о проблеме. Вместо того чтобы набивать себе цену (а именно таков подсознательный мотив подобных высказываний.), лучше просто работайте.

   Ну и совсем обычный просчёт. Иногда бывает сложно выслушать клиента до конца, а свои замечания приберечь для финала беседы. Что ж, даже если вам давно всё ясно, помните - перебивать, кроме всего прочего, просто грубо.

   Высокая самооценка, чувство собственной значительности - это замечательно. Это великолепный инструмент, очень помогающий в работе, если использовать его по назначению. Можно забивать микроскопом гвозди или открывать веслом консервные банки, вот только будет ли от этого польза и удовольствие? Так что, беседуя с человеком, полезно задуматься: какое чувство вызывает моя самоуверенность - уважение или раздражение?

   Клиент-интроверт (скромный молчун) может воспринять весёлые усилия косультанта-экстраверта (этакого рубахи-парня) "расшевелить и развеселить" (предпринимаемые тем, разумеется, с целью налаживания взаимопонимания) как попытку проникнуть в запретное личное психологическое пространство, то есть, как агрессию. И наоборот, добродушный и раскованный директор может случайно подумать, что немногословный эксперт молчит потому, что сказать ему нечего: Поэтому важно уметь быть гибким, элегантно "наступать на горло собственной песне", даже менять свой стиль, если того требует дело.

   Стиль работы консультанта зачастую предполагает безостановочное движение вперёд, быстроту и натиск в решении задачи. А клиенту, к примеру, требуется ежедневная вступительная лекция, своего рода умственная разминка. Стало быть, придётся и здесь чуточку изменить стиль. Даже проще: любой акт общения требует подготовки. Штангист, бегущий из раздевалки прямо к штанге, вряд ли в этом подходе возьмёт вес.

   Замечательную книгу написал в своё время Эрик Берн: "Игры, в которые играют люди, и люди, которые играют в игры". В ней говорится о том, что мы всю свою жизнь играем в разнообразные игры, сценарии которых давно известны умным людям, таким, как мы с вами, например. Поэтому весьма полезно иметь в виду, в какую игру вы играете, контролировать процесс и знать, как, если потребуется, выйти из сценария обоим участникам. Кроме того, Берн описывает три основных модели поведения: Родитель, Взрослый, Ребёнок. Все три типа присутствуют в нас, и иногда мы забываем их контролировать. А это важно! Самым продуктивным видом общения с трансакционной точки зрения является модель Взрослый-Взрослый, а приступ инфантилизма у солидного эксперта во время беседы (модель Ребёнок-Родитель) - не совсем к месту: Ну а уж если клиент предлагает сценарий, где сам выступает в модели Ребёнок, то есть перекладывает ответственность полностью на вас, то знайте, что при конфузе роли моментально поменяются, и в положении нашкодившего Ребёнка окажетесь вы.

   Нашей, видимо, национальной ошибкой является вступление консультанта с клиентом в личные отношения. Продуктивно и конструктивно ли попить с клиентом водочки? Похоже, всё-таки для пользы дела нужно отказываться от национальных привычек. Роль консультанта - именно консультант, а не семейный психотерапевт, например. И если проникшийся доверием к эксперту клиент просит помощи по бытовым проблемам, нужно мягко дать ему понять, что вы будете действовать только в рамках "производственной" задачи. Ошибочно принимать на себя несвойственные функции, покидая рамки деловых отношений.

   Взрослым людям надобно некоторые вещи помнить постоянно, как "Отче наш", однако о них приходится напоминать, что, видимо, тоже вызвано невыразимыми свойствами загадочной русской души. Здесь мы заходим в область ошибок этических. Оценочные высказывания о клиенте (даже положительные) вряд ли допустимы. (Кстати, консультанту вообще лучше воздерживаться от оценочных и категорических выражений. Так проще.) Точно так же, как и разглашение любых (даже не конфиденциальных) сведений полученных от клиента. Кроме того, некоторые эксперты почему-то считают, что деловые соображения отменяют деликатность, и в каком бы настроении ни пребывал консультируемый, он обязан бросить все свои мысли и начать думать параллельно с консультантом. По большому счёту, это, конечно, было бы неплохо. Вот только форма, в которой подаётся призыв к совместной работе, нужна соответствующая конкретной ситуации.

   Материал подготовлен А.Леонидовым

   О том, как избежать перечисленных в данной статье ошибок, читайте в    одном из следующих выпусков рассылки.


   Открыт секрет успеха. Хотите узнать? Подробности на http://www.moroz.onego.ru


БУДЬТЕ ЭФФЕКТИВНЫМИ !


 Свои вопросы и пожелания авторам и ведущему рассылки
Вы можете присылать по адресу askme@wilmark.ru

 © "Вилмарк", 2000-2001.
 Компания "Вилмарк" - Консалтинг, Информационные системы, Интернет проекты.
 Наш адрес в интернет WWW.WILMARK.RU



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное