Ошибки, допускаемые консультантом при работе с клиентом естественно
делятся на профессиональные и... профессиональные. Потому что ошибки
общения, неумение иметь дело с клиентом как с живым человеком - ошибка,
порой перечёркивающая всё, чего добился консультант; не вовремя или не
тем тоном сказанное слово может разрушить всё профессиональное здание.
Итак, оставляя в стороне ошибки профессиональные, рассмотрим типичные
ошибки общения (являющиеся, в конечном итоге, тоже профессиональными.),
допускаемые консультантами.
Всё начинается с вопросов коммуникации, достижения эмоционального
контакта с консультируемым. Бог знает, откуда берётся наш надутый вид,
взгляд, устремлённый поверх головы клиента в теоретические выси, каменное
лицо и монотонная менторская речь, может быть это от неуверенности или,
наоборот, от завышенной профессиональной самооценки, - факт остаётся
фактом: пять минут беседы с таким экспертом губят доверительность и,
впоследствии, профессиональный контакт. (Стоит ли давать по этому поводу
в тысячный раз рекомендации типа "улыбайтесь", "будьте раскованны, но
не развязны"? Нет? Почему же мы об этом забываем в самые ответственные
моменты? - рекомендации пойдут отдельной статьёй. Прим. авт.)
Некоторые впадают в другую крайность, переводя, случайно или осознанно,
тему беседы ближе к своей персоне и думая, что откровенность вызовет
ответную откровенность, открытость и доверительность. Чаще всего это
ожидание так ожиданием и остаётся. Звучит цинично, но правда почти
всегда груба: клиенту интересен он сам и собственные проблемы, попытку
консультанта сместить акцент на себя он может воспринять как бестактность
или хуже того - как непрофессионализм.
Почему случается так или этак (см. выше)? Чаще всего потому, что понять
состояние собеседника - задача. Однако она решается, а её решение,
вдобавок к профессиональной выгоде, приносит ни с чем не сравнимое
удовольствие.
Ещё эксперты грешат безапелляционностью суждений и любовью к трагическим
оценкам ("Вот что я вам скажу: вовремя вы к нам обратились! Ещё бы три
дня и:") Критиканство деструктивно, вас позвали - значит в компании
знают о проблеме. Вместо того чтобы набивать себе цену (а именно таков
подсознательный мотив подобных высказываний.), лучше просто работайте.
Ну и совсем обычный просчёт. Иногда бывает сложно выслушать клиента до
конца, а свои замечания приберечь для финала беседы. Что ж, даже если вам
давно всё ясно, помните - перебивать, кроме всего прочего, просто грубо.
Высокая самооценка, чувство собственной значительности - это замечательно.
Это великолепный инструмент, очень помогающий в работе, если использовать
его по назначению. Можно забивать микроскопом гвозди или открывать веслом
консервные банки, вот только будет ли от этого польза и удовольствие?
Так что, беседуя с человеком, полезно задуматься: какое чувство вызывает
моя самоуверенность - уважение или раздражение?
Клиент-интроверт (скромный молчун) может воспринять весёлые усилия
косультанта-экстраверта (этакого рубахи-парня) "расшевелить и развеселить"
(предпринимаемые тем, разумеется, с целью налаживания взаимопонимания)
как попытку проникнуть в запретное личное психологическое пространство,
то есть, как агрессию. И наоборот, добродушный и раскованный директор
может случайно подумать, что немногословный эксперт молчит потому, что
сказать ему нечего: Поэтому важно уметь быть гибким, элегантно "наступать
на горло собственной песне", даже менять свой стиль, если того требует дело.
Стиль работы консультанта зачастую предполагает безостановочное
движение вперёд, быстроту и натиск в решении задачи. А клиенту, к примеру,
требуется ежедневная вступительная лекция, своего рода умственная разминка.
Стало быть, придётся и здесь чуточку изменить стиль. Даже проще: любой акт
общения требует подготовки. Штангист, бегущий из раздевалки прямо к штанге,
вряд ли в этом подходе возьмёт вес.
Замечательную книгу написал в своё время Эрик Берн: "Игры, в которые
играют люди, и люди, которые играют в игры". В ней говорится о том, что
мы всю свою жизнь играем в разнообразные игры, сценарии которых давно
известны умным людям, таким, как мы с вами, например. Поэтому весьма
полезно иметь в виду, в какую игру вы играете, контролировать процесс и
знать, как, если потребуется, выйти из сценария обоим участникам. Кроме
того, Берн описывает три основных модели поведения: Родитель, Взрослый,
Ребёнок. Все три типа присутствуют в нас, и иногда мы забываем их
контролировать. А это важно! Самым продуктивным видом общения с
трансакционной точки зрения является модель Взрослый-Взрослый, а приступ
инфантилизма у солидного эксперта во время беседы (модель Ребёнок-Родитель)
- не совсем к месту: Ну а уж если клиент предлагает сценарий, где сам
выступает в модели Ребёнок, то есть перекладывает ответственность
полностью на вас, то знайте, что при конфузе роли моментально поменяются,
и в положении нашкодившего Ребёнка окажетесь вы.
Нашей, видимо, национальной ошибкой является вступление консультанта с
клиентом в личные отношения. Продуктивно и конструктивно ли попить с
клиентом водочки? Похоже, всё-таки для пользы дела нужно отказываться от
национальных привычек. Роль консультанта - именно консультант, а не
семейный психотерапевт, например. И если проникшийся доверием к эксперту
клиент просит помощи по бытовым проблемам, нужно мягко дать ему понять,
что вы будете действовать только в рамках "производственной" задачи.
Ошибочно принимать на себя несвойственные функции, покидая рамки деловых
отношений.
Взрослым людям надобно некоторые вещи помнить постоянно, как "Отче наш",
однако о них приходится напоминать, что, видимо, тоже вызвано невыразимыми
свойствами загадочной русской души. Здесь мы заходим в область ошибок
этических. Оценочные высказывания о клиенте (даже положительные) вряд ли
допустимы. (Кстати, консультанту вообще лучше воздерживаться от
оценочных и категорических выражений. Так проще.) Точно так же, как и
разглашение любых (даже не конфиденциальных) сведений полученных от клиента.
Кроме того, некоторые эксперты почему-то считают, что деловые соображения
отменяют деликатность, и в каком бы настроении ни пребывал консультируемый,
он обязан бросить все свои мысли и начать думать параллельно с
консультантом. По большому счёту, это, конечно, было бы неплохо. Вот
только форма, в которой подаётся призыв к совместной работе, нужна
соответствующая конкретной ситуации.
Материал подготовлен А.Леонидовым
О том, как избежать перечисленных в данной статье ошибок, читайте в
одном из следующих выпусков рассылки.