Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интеллект-Клуб. Создание конкурентных преимуществ


Информационный Канал Subscribe.Ru



Интеллект-Клуб

Выпуск N60
13.01.2003
Москва

Бизнес-технологии
www.expressinfo.ru

По поводу похорон ТРИЗ

Существует мнение, что развитие ТРИЗ прекратилось, а то, что сейчас преподносится на семинарах, тренингах и т.п. никакого отношения к ТРИЗ не имеет. Для этого есть основания. Действительно, если раньше считалось, что для начального освоения ТРИЗ необходимо 80-120 часов обучения, то сейчас нередко можно услышать о 1-2 дневных семинарах, на которых обещается обучить ТРИЗ и даже научить применять ее для решения бизнес-задач (для чего ТРИЗ и ее основные инструменты приспособлены слабо). Неужели сегодня настолько продвинулись технологии обучения, что такое действительно стало возможным? Или, может быть, люди у нас стали столь одаренными, что схватывают и понимают все с полуслова, или это все-таки не ТРИЗ?

Раньше (в бывшем СССР) ТРИЗ развивалась за счет усилий многочисленных энтузиастов и конечно, самим автором теории Г.С. Альтшуллером. Кроме того, в 80-х годах появилась область, где ТРИЗ официально нашла свое практическое применение – это функционально-стоимостный анализ (ФСА). В это время ФСА, как наиболее эффективный метод снижения производственных затрат, начал широко применяться в электротехнической промышленности, и ТРИЗ оказалась наилучшим инструментом для решения задач, которые выявлялись при помощи ФСА. Более того, именно на тех предприятиях, где существовали специалисты по ТРИЗ, функционально-стоимостный анализ приживался легче, поскольку ТРИЗ и ФСА гармонично добавляли друг друга, усиливая возможности каждого из методов. Так появилась среда для широкого практического применения и совершенствования ТРИЗ.

Когда в начале 90-х годов большинство промышленных предприятий перешло в состояние клинической смерти, стало не до ФСА и тем более не до ТРИЗ. И поскольку среда существования была разрушена, прекратилось развитие ТРИЗ. Специалисты в этой области с предприятий разбежались: кто-то уехал за рубеж, кто-то занялся другими делами, кто-то задумался над тем, как бы приспособить ТРИЗ к решению задач из нетехнических сфер деятельности. Существовавшая многие годы система развития ТРИЗ распалась. Кроме того, в новых условиях стало невыгодно бесплатно, как это было раньше, делиться идеями и знаниями, имеющими практическую ценность. Халява кончилась и надо думать навсегда.

Те, кто хорошо разбираются в ТРИЗ и хотят сейчас заработать на своих знаниях, занимаются и будут заниматься разработками в этой области, применительно к сферам бизнеса. Такие разработки уже есть, но называть их и дальше ТРИЗ вряд ли корректно.

Надо сказать, что создание новых инструментов, основанных на идеях ТРИЗ для решения бизнес-задач – направление перспективное по многим причинам. Задачей ТРИЗ является получение сильных изобретательских решений. Такими же качествами должны обладать и инструменты для решения бизнес-задач. Если такие инструменты доступны в освоении, то они обязательно будут востребованы. Они позволят получать идеи, создающие конкурентные преимущества и быстро получать практическую отдачу, существенно быстрее, чем от реализации изобретений в технике.

Это же самое можно сказать и о ФСА. Принципы ФСА универсальны. Они могут быть успешно использованы для анализа бизнес-процессов, и достижения столь желаемого оптимального соотношения эффективности и затрат. При этом области применения ФСА могут быть какими угодно: реклама, продажи, управление персоналом, оценка новых идей и бизнес-проектов и др. И здесь снова смыкаются сферы применения ФСА и инструментов для решения бизнес-задач, поскольку их совместное применение дает качественно новый уровень решений.

Но можно ли за достаточно короткое время освоить такие знания? Можно, но при условии, если удалось в значительной мере формализовать сами методы. Т.е., если они приближены к технологиям, и позволяют применять их без подробного изучения и глубокого понимания механизма их действия.

Вопрос доступности в освоении таких методов далеко не последний. Полутора годовой опыт проведения дистанционного обучения методам, разработанным нами для решения бизнес-задач, показывает, что даются эти знания не просто. Желание – легко и быстро получить нечто, что сделает тебя умным, талантливым и успешным, понятно. Однако, не смотря на высокую степень формализации методов (по сравнению с инструментами ТРИЗ), одного желания для их освоения пока еще мало – требуются усердие и определенные способности.

Конечно, добиться полной формализации постановки и решения творческих задач, и свести этот процесс к тупому нажатию кнопок в компьютерной программе вряд ли получится, но стремиться к технологичности методов, несомненно, нужно. В этом одна из главных перспектив их развития.

Что касается похорон ТРИЗ, то клиент скорее жив, чем мертв. Вот только называть его сейчас надо как-то иначе. А ФСА – он и в Африке ФСА.

Задача

Теперь задача для обсуждения. Ее прислал В.Ч.

Передо мной стоит следующая задача. Сосед включает магнитофон в любое время, любой громкости. Просьбы не включать громко после 23.00 не помогают. Еще не пробовал какое-нибудь электронное устройство, создающее помехи по сети (в виду его отсутствия), и отрезать провода соседу в электрощите. Может быть, есть решение лучше?

В.Ч.

Какие будут идеи? Присылайте!

До встречи.

Александр Барышников
E-mail: inventech@mail.ru


Все прошлые выпуски Интеллект-Клуба на сайте: www.expressinfo.ru







http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное