1. Наш сайт "Бизнес-технологии" теперь находится по адресу: www.expressinfo.ru.
Некоторое время он будет одновременно находиться и по старым адресам.
2. Теперь дистанционное обучение по курсу "Технологии поиска бизнес-идей"
будет происходить с использованием компьютерной тренинг-системы. Это упрощенная
online-версия системы поиска нестандартных решений IdeaFinder с базой знаний,
достаточной для решения задач из учебной программы курса.
Ресурсы при решении задач
О том, что большинство изобретательских задач решается за счет нахождения скрытого
ресурса, уже говорилось в одном из наших прошлых выпусков. Сегодня разговор еще раз пойдет
на эту тему. Скрытый ресурс, позволяющий устранить проблему - это не всегда
какой-то незамеченный и неиспользуемый до сих пор источник. Часто - это некоторый неучтенный нюанс,
существующий в данной ситуации, использование которого и позволяет найти решение задачи.
Вспоминается один случай.
Предприятие разрабатывало новый высоко точный датчик угловой скорости.
Датчик требовал юстировки. Для этого необходимо сообщать датчику в широком
диапазоне заведомо известные угловые скорости и "привязывать" их
к электрическому сигналу датчика. Проблема заключалась в том, что точность
задания и поддержания угловой скорости требовалась не менее 0,05%. Ни одна
система управления электрическим приводом, на котором можно было бы
построить юстировочный стенд, такой точностью не обладала, хотя бы потому,
что не существовало столь точного датчика. Возникал тупик: чтобы создать
высоко точный датчик угловой скорости, необходим другой еще более точный
датчик.
Проблема висела мертвым грузом. Никто из разработчиков отдела, которому было поручено
проектирование сденда не знал, как к ней подступиться.
На начальника отдела постоянно давили сверху, требовали немедленно решить проблему и приступить
к разработке.
Тогда начальник решил создать видимость работ и поручил эту разработку
одному неопытному инженеру, только что пришедшему в отдел после окончания
института.
Не долго думая, этот инженер принял самое простое решение - спроектировать
стенд на основе шагового двигателя. С его помощью можно было задавать и
поддерживать угловые скотости практически с любой точностью. Это было
известно всем. Всем, кроме этого инженера было известно и то, что шаговый двигатель с
его дискретностью хода для юстировки датчика не годится. Но молодому
инженеру объяснять это никто не собирался. Важно было отчитаться, что
процесс пошел. Разработка велась на основе технического задания, в котором очевидные вещи
не описывались, а заказчиков-разработчиков датчика начальник напрямую к этому инженеру не
подпускал, чтобы те не подняли шум.
Короче, чертежи были сделаны, стенд изготовлен. Пришло время испытаний. Стенд передали
заказчикам. Начальник готовился к грандиозному скандалу, но его почему-то не последовало.
Тогда он послал инженера к заказчикам выяснить, довольны ли они работой юстировочного
стенда. Там ему сказали, что все нормально. Была, правда, сначала небольшая проблема с дискретностью
хода стенда, но они ее легко устранили. Дело в том, что датчик разрабатывался для
систем автоматического управления летательными аппаратами, которые
инерционны, и не могут перемещаться с высокими угловыми скоростями. Поэтому диапазон
высоких угловых скоростей был исключен из работы датчика - высокочастотная несущая
была отфильтрована. Именно в этом нюансе, о котором почему-то все забыли,
и заключалось простое решение проблемы.
А вот проблема из нашей действительности.
Существуют крупные магазины бытовой техники. Есть такие, где несколько этажей битком забиты
всеми мыслимыми и немыслимыми образцами бытовой техники. Есть все, что втыкается в электрическую
розетку, подсоединяется к водопроводу, газу или вообще никуда не включается. На каждом шагу
продавцы-консультанты. О любом холодильнике, телевизоре, пылесосе и т. п. расскажут и все покажут.
Теперь вопрос: во сколько обходится содержание всего этого хозяйства? Ответ очевиден:
обходится дорого. Затраты, естественно, включены в цену товаров. И что мы имеем?
Каждый экономный покупатель (а таких большинство) придет в такой магазин, все посмотрит,
получит бесплатные консультации, выберет товар... и купит его в другом магазине
или еще лучше, закажет по телефону с оптового склада (таких достаточно),
поскольку так будет дешевле. Вот и выходит, что мелкие магазины и оптовые склады
используют в своих интересах ресурс крупных магазинов. Для крупных же магазинов налицо проблема,
решать которую они даже и не пытаются. И напрасно. Во многих случаях
ресурс для решения этой проблемы существует.