Начнем с задачи, которую я предложил вам для самостоятельного
решения в прошлый раз. Понятно, что решение у вас уже готово.
Задача была такая.
Задача из сказки
Жил-был царь Косарь. И была у того царя красавица дочь - царевна
Зоренька. Как-то раз сказал царю звездочет, что потеряет он царство
свое, если отдаст дочь замуж. Пришла пора Зореньке, замуж идти. Вот уж
и первые три жениха у ворот стоят. А краше всех царевич Переяслав.
Назначил царь женихам испытание - жребий тянуть. "Два камня я положил
в золотой сосуд, - сказал Косарь. - Один камень белый, другой камень
красный. Кто вытащит белый, тот получит царевну в жены и полцарства в
придачу, а кто вытащит красный - не сносить тому головы". Не
испугались женихи, но не знали они, что царь Косарь два красных камня
в сосуд положил. В первый день первый жених вытащил красный камень, и
ему отрубили голову. На другой день со вторым женихом случилось то же
самое. (Лохотрон в действии.) Настала очередь третьего жениха. Но полюбила Зоренька
Переяслава и тайком рассказала ему о злом царском умысле. Что же
делать Переяславу? Отказаться, - значит, честь погубить и царевну
потерять, не отказаться - с жизнью надо прощаться. (Светлана Гин,
Trizland)
Недавно я предложил эту задачу на занятиях, которые проводил со
студентами 5-го курса факультета рекламы Московской гуманитарно-социальной
академии. Курс назывался "Инновации в рекламном бизнесе" и включал
изучение современных методов поиска новых идей.
Интересно, что задача была решена после применения правил выявления и анализа
противоречий.
Первая очевидная идея - достать из сосуда сразу два камня и
уличить царя в жульничестве была отвергнута. Связываться с царем не стоит.
А царевны тогда уж точно не видать. Понадобилось некоторое
время для анализа ситуации.
В чем же дело? Почему не удается сходу найти верное решение?
Все дело в том, что ситуация, описанная в сказке, содержит противоречие,
которое при поиске решения заводит мысли в логический тупик.
Действительно, необходимо достать из сосуда и предъявить камень
(таковы условия игры,
продиктованные царем) и нельзя доставать и предъявлять камень (поскольку царевичу заранее
известно, что камень будет красным с вытекающими из этого последствиями...).
Именно это противоречие ставит нас в тупик, хотя четко мы его
мысленно не формулируем. Но если дана точная формулировка противоречия,
то шансы на решение задачи резко возрастают.
Получается, что надо придумать, как предъявить вынутый камень, не предъявляя
его. На первый взгляд - это тупиковая ситуация. На самом деле ничего
здесь невозможного нет.
Вот решение.
На третий день подошел Переяслав жребий тянуть. Опустил он руку в
сосуд, достал камень и поднял зажатый в кулак жребий высоко над
головой. "Знаю, что верно выбрал, не хочу и глядеть на камень!" - и с
этими словами царевич широко размахнулся и закинул камень в реку. "Что
за камень был у тебя в руке?" - спросил судья. "Белый. А если не
верите, то проверьте тот, что остался," - ответил Переяслав. Делать
нечего, пришлось царю отдавать Зореньку в жены Переяславу, ведь в
сосуде остался красный камень.
Вот и получилось, что камень предъявлен и не предъявлен.
Эта задача - простой и наглядный пример противоречия, которое пряталось
внутри ситуации и создавало видимость (решение то есть) тупиковой ситуации.
И еще. В решении использован сильный прием из арсенала приемов Теории
решения изобретательских задач (ТРИЗ) - "Обратить вред в пользу".
Действительно, безнадежная для женихов ситуация, подстроенная царем,
превращена царевичем в ситуацию абсолютно беспроигрышную.
Здесь даже исключается возможность того, что у царя возникнет желание
достать камень из реки. Ведь это приведет к разоблачению царя, а
две головы то уже отрубили.
Знакомство с ТРИЗ и другими методами направленного поиска у нас
еще впереди. А сейчас - все по порядку.
Методы систематизированного поиска решений.
Среди большого числа таких методов в первую очередь следует отметить,
так называемые, "Списки контрольных вопросов".
Разработано множество различных списков вопросов, но все они,
несмотря на их отличия, преследуют одну цель - посредством ответов
на вопросы, направить ход мысли по направлению к наиболее сильным
решениям. Специально подобранные вопросы требуют таких ответов,
которые позволяют лучше уяснить проблему и условия ее решения,
"подсказывают" возможные пути решения, помогают преодолевать
психологическую инерцию.
Контрольные вопросы составляются на основе опыта решения схожих задач.
Они могут использоваться при совершенствовании производства, продукции,
организационных структур, для выявления ошибок при поиске решений
различных проблем. Вот пример списка контрольных вопросов.
Какова основная функция объекта (процесса)?
Что представляет собой идеальный объект (процесс)?
Что будет, если убрать данный объект (не выполнять процесс)?
Какие функции выполняет данный объект (процесс), нельзя ли часть из них сократить?
Как иначе можно выполнить основную функцию объекта (процесса)?
В какой другой области наилучшим образом выполняется данная функция и нельзя ли позаимствовать решение?
Можно ли разделить объект (процесс) на части? Можно ли отделить слабое звено? Можно ли объединить несколько элементов?
Можно ли неподвижные объекты сделать подвижными и наоборот?
Нельзя ли поменять последовательность операций или исключить предварительные, подготовительные операции?
Нельзя ли использовать вредные факторы и функции?
Какие дополнительные функции может выполнять данный объект?
Где в объекте (процессе) заложены излишние запасы? Как их сократить?
План действий при использовании контрольных вопросов может быть следующим:
Уточнить проблему.
Выбрать список контрольных вопросов, наиболее соответствующих характеру решаемой проблемы.
Последовательно рассмотреть каждый вопрос списка, пытаясь использовать заложенную в нем информацию для решения проблемы.
Фиксировать все возникающие идеи и дополнительную информацию, которую необходимо привлечь к процессу поиска.
Результатом использования списков может быть целый спектр оригинальных
решений или переосмысление проблемы и формулирование ее с других
позиций с целью дальнейшего поиска решений.
Другим известным методом систематизированного поиска новых идей
является морфологический анализ, предложенный швейцарским астрофизиком
Цвикки. Морфологический анализ основан на построении таблицы, в
которой перечисляются все основные элементы, составляющие объект и
указывается, возможно, большее число известных вариантов реализации этих
элементов. Комбинируя варианты реализации элементов объекта, можно
получить самые неожиданные новые решения. Последовательность действий
при этом следующая:
Точно сформулировать проблему.
Определить важнейшие элементы объекта.
Определить варианты исполнения элементов.
Занести их в таблицу.
Оценить все имеющиеся в таблице варианты.
Выбрать оптимальный вариант.
Однако для сложных объектов, имеющих большое число элементов, таблица
становится слишком громоздкой. Появляется необходимость рассмотрения
огромного числа вариантов, большая часть которых оказывается лишенной
практического смысла, что делает использование метода слишком
трудоемким.
К методам систематизированного поиска новых идей следует отнести также
функциональный анализ. Основной идеей функционального анализа является
абстрагирование от предметного рассмотрения объекта. Рассматривается
не объект, а его функции, как правило, направленные на потребителя.
При этом осуществляется поиск других, отличных от используемых в
объекте, вариантов реализации функций. Этот метод позволяет находить
более дешевые и эффективные варианты построения объекта.
Функциональный анализ - один из основных элементов метода ФСА
(функционально - стоимостного анализа) -эффективного метода достижения
конкурентных преимуществ, который сейчас широко применяется
в США, Японии и других развитых странах.
Теперь еще одна задача для тренировки.
Задача
В лаборатории изучали химические методы борьбы с некоторыми вредными жучками и
там проходило испытание средство для их уничтожения. При этом
было известно, что температура жучка после обработки его этим средством
должна изменяться. Требовалось узнать - насколько. Жучок мелкий, как Божья
коровка, а средств для измерения температуры у таких мелких объектов в
лаборатории нет. Предложите решение.
Решение этой задачи и продолжение рассказа о методах решения творческих
задач - в следующий раз.