Сегодня вы узнаете о Уоррене Беннисе и его теории лидерства. Кроме этого, вы узнаете о его четырех правилах, чертах характера и о лексике настоящих лидеров.
С вами сегодня и всегда ваш проводник по галлерее славы "Guru менеджмента" Дядя Миша.
Уоррен Беннис (p. 1925)
«Менеджеры поступают правильно, а лидеры делают то, что нужно».
Уоррен Беннис — уроженец Нью-Йорка, психолог и советник президентов США, наиболее известен как гуру в области теории лидерства, хотя его ранние работы были посвящены вопросам развития организаций. Он известен своим афоризмом: «Менеджеры поступают правильно, а лидеры делают то, что нужно».
Когда Беннис находился в Слоуновской школе управления при МТИ, он, как и Абрахам Маслоу и британец Чарльз Хэнди, попал под сильное влияние идей Дугласа Макгрегора и его Теорий X и Y. Подобно Маслоу он пытался применить Теорию Y на практике (совершенствуя устаревшую систему университета Буффало во второй половине 1960-х годов) и понял, что теория не сработает, если не ужесточить рамки структуры, управления и контроля.
Его представления об организации будущего, изложенные во «Временном обществе», предполагали необходимость «адхократии» (т. е. динамичных, часто временных рабочих проектных групп) — принципа, принятого Элвином Тоффлером в книге «Шок будущего», Генри Минцбергом и недавно Робертом Уотерманом.
С 1971 по 1977 год Беннис был президентом университета Цинциннатти, но в то же время работал по всему миру — во Франции, Швейцарии и Индии. Сейчас он заслуженный профессор и основатель Института лидерства при универ. ситете Южной Калифорнии в Сан-Диего, преподает бизнес-управление.
Бестселлер «Лидеры: стратегии принятия самостоятельных решений» был написан в 1985 году совместно с Бертом Нанусом и принес авторам мировое признание как специалистам по лидерству. У. Беннис изучил 90 индивидуумов из различных слоев общества США, от астронавта Нила Армстронга, тренеров спортивных команд и дирижеров оркестров до бизнесменов, и выявил четыре необходимые черты, или «компетенции», лидера общие для
всех - умение управлять вниманием, значимостью поставленной задачи в коллективе, доверием и собой.
С середины 1980-х он перенес внимание с изучения лидера как героической личности на исследования структурного лидерства, убедившись, что первая модель в сегодняшних сильно изменившихся организациях не может долго работать, поскольку не способна обеспечить необходимые глубокие культурные изменения. В работе 1997 года «Сплотить таланты» он анализирует «великие группы» — динамичные и приверженные делу коллективы, проектом для которых может быть все что угодно (от студий Уолта Диснея до ученых Манхэттенского проекта,
создавших атомную бомбу), и перерабатывает изначальные четыре компетенции в четыре «новых правила» лидерства. Без исключения, говорит он, лидеры подобных групп:
∙ задают направление движения, обеспечивают понимание значимости задачи и цели;
∙ проявляют склонность к действию, риску, пробуждая любопытство;
∙ вселяют надежду, оптимизм и психологическую уверенность в успехе.
Первая встреча с подобными качествами у самого Бениса произошла в 1944 году, когда он, 19-летний младший лейтенант, служил в армии США в Европе. Командир его батальона, некий капитан Бессингер, был «прямо-таки библейским вождем». Он слушал своих подчиненных, обучал их искусству выживания и заражал уверенностью в победе. Все это позднее учитель Бенниса Дуглас Макгрегор превратил в Теорию Y.
В последующие годы Беннис несколько раз менял собственное мнение о том, можно ли обучить лидерству. «Я все еще недостаточно знаю человеческое мышление, чтобы утверждать, что лидерству можно научить», — говорил он в 1997 году. Но, проработав два года преподавателем курса по лидерству, он начал думать, что идеи могут менять мышление и поведение.
Беннис утверждает, что важнейший фактор развития лидера есть развитие себя. В своем труде «Учась лидерству» он уделяет особое внимание «цельности натуры» как источнику лидерства в индивидууме.