Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

GURU менеджмента. МВА online. Из курса "Лидеры " 84



                                   Выпуск № 84

Приветствую вас, уважаемые читатели рассылки "Guru менеджмента"!

         Сегодня вы узнаете о Рэймонде Мередите Белбине, который разработал широкоизвестные среди HR-специалистов тесты по оценке персонала и показал как «несовершенные люди формируют совершенные команды».

С вами сегодня и всегда ваш проводник по галлерее
славы "Guru менеджмента" Дядя Миша.




Рэймонд Мередит Белбин (р. 1926)
Дополнительные роли в построении команд.


Рэймонд Мередит Белбин — бывший психолог и лектор, чья система подбора и создания команд с учетом соблюдения баланса сильных сторон и «допустимых слабостей» участников стала стандартом в бизнесе.

Энергичный, обладающий широким кругозором человек, фонтанирующий идеями в свои семьдесят с лишком, Рэймонд Мередит Белбин в начале пути изучал античных классиков в Клэр-колледже Кембриджского университета и лишь в последний год учебы переключился на экспериментальную психологию. Он изучал проблемы, связанные с наймом и профессиональным развитием сотрудников старшего возраста. Степень магистра и докторскую степень в 1952 году Р. М. Белбин получил в области геронтологии. Позднее он работал в Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) в Париже как консультант по развитию метода «ведомого открытия» — метода обучения старших работников новым навыкам. Этот метод был применен на практике в проектах, спонсированных OECD в Великобритании, США, Австрии и Швеции, и описан в книге «Проблемы переподготовки взрослых» («Problems in Adult Retraining», 1972)» написанной в соавторстве с женой — Юнис.

Система формирования команд Р. М. Белбина зародилась в 1967 году в совместной с Колледжем менеджмента Хенли исследовательской программе и развилась в эффективное учение. Открыв, что чем больше вклад команды в работу и важнее ее роль, тем лучше она работает, Белбин раз-ботал психометрические тесты для оценки возможного вклада каждого участника. Эти тесты сегодня широко распространены и используются при наборе персонала старшего возраста.

Ключевыми работами Р. М. Белбина в этой области являются «Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач» (внесена в перечень 50 основополагающих книг по бизнесу, составленный «Financial Times»), а также «Типы ролей в командах менеджеров». В первой объясняется эволюция белбиновской теории «ролей в команде», основанной на том, что «несовершенные люди могут комплектовать совершенные команды» посредством соблюдения баланса слабых и сильных сторон участников при формировании. Во второй описаны способы объединения точки зрения независимого наблюдателя и самооценки. Эта система показывает, как эффективные сотрудники смогли точно составить о себе представление и соотнести это с точкой зрения окружающих. Чем больше различаются эти две позиции, тем менее эффективно сотрудник будет работать в команде.

Круг интересов и энергия Р. М. Белбина поражают и сегодня. Помимо руководства консультационным бюро «Beibin Assosiates» в Кембридже он читает лекции в Великобритании и по всему миру, работает с трастовым фондом «Brathay» над созданием различных тренинг-программ, включая курс «для элиты перспективных предпринимателей». Подобно Генри Минцбергу он не верит в то, что бизнес-школы могут подготовить к реалиям сегодняшнего менеджмента. Он все еще уважаем и как автор интереснейших работ изучению древних обществ, а недавно перенес свою работу над исследованием общественных организаций в мир насекомых. В книге «Новая форма организации» он говорит о том, чему мы можем научиться у муравьев, термитов, пчел, и настаивает, что хотя интеллект homo sapiens достигает пика развития в индивидууме, в сообществах насекомых сила заключена в коллективе.

Сам Белбин описывает разносторонность своих изысканий как объединение «экспериментальных подходов к проблемам бизнеса и общества, к созданию новых концептуальных моделей и развитию способов их применения». Свой стиль он характеризует как «эмпирический и опирающийся на операционный подход», и суть работы описывает как «богатство жанров, направленное на то, чтобы объединить различия в группах и использовать их с наибольшей пользой».

Система применения психометрических тестов при отборе сотрудников старшего поколения и построении эффективных менеджерских групп стала настолько естественным инструментом в области управления персоналом, что ее часто называют именем создателя: «Мы пользуемся "Белбином" при отборе персонала».

Странно, что недавнее открытие ценности команд самоуправления (пионером этих исследований второй половины 1950-х был Дуглас Макгрегор) не заставило мир обратить более пристальное внимание на идеи Мередита Белбина. Сам он полагает, что командам самоуправления уделяется слишком мало внимания в силу того, что они не позволяют менеджерам переложить ответственность на плечи других.

Работая в отделении обучения молодых специалистов практическим навыкам работы на предприятиях той или иной отрасли производства товаров или услуг при колледже «University» в Лондоне (1967), он был приглашен в колледж Хенли для изучения соревнующихся команд-«компаний» в компьютерной бизнес-игре «Эффективность административного управления», составляющей часть курса по управлению. Он открыл различные паттерны эффективности, связанные с поведенческими паттернами членов команд и с тем, каким образом каждый член команды вносил свой вклад в общее дело.

Соединенные усилия приводили к лучшим результатам, чем конкурентная борьба внутри коллектива, и ключевым открытием стало понимание того, что сильные стороны индивидуумов зачастую были скомпенсированы, если использовать терминологию Белбина, «допустимыми слабостями». Подобные слабости не влияли на эффективность работы команды, так как их можно было скомпенсировать сильными сторонами других членов группы. Это открытие помогло увеличить эффективность работы и привело к пониманию того, что «несовершенные люди формируют совершенные команды».

Книга «Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач» определяет восемь основных ролей, формирующих идеальную команду: исполнитель, председатель, воспитатель, мыслитель, искатель, оценщик-наставник, коллективист и доводчик. Их основные характеристики можно описать так:

Исполнитель: консервативен, обязателен, предсказуем, обладает организационными способностями, имеет здравую точку зрения, трудолюбив. Допустимые слабости: недостаток гибкости, невосприимчивость к недоказанным идеям.

Председатель: спокоен, самоуверен, контролирует себя, умеет воздать должное всем участникам процесса, целеустремлен. Допустимые слабости: интеллект среднего уровня и творческие порывы.

Воспитатель: нервно восприимчив, отзывчив, динамичен, готов к борьбе с инертностью, бездействием, самоуспокоенностью, самообманом. Допустимые слабости: склонен к провоцированию других, раздражителен, нетерпелив.

Мыслитель: яркая индивидуальность, серьезен, неортодоксален, одарен воображением, интеллектом, знаниями. Допустимые слабости: витает в облаках, склонен к невниманию к практическим деталям и протоколам.

Искатель: экстраверт, полон энтузиазма, любопытен, общителен, обладает умением заводить знакомства и открывать новое, умеет противостоять трудностям. Допустимые слабости: может потерять интерес, как только начальное любопытство ушло.

Оценщик-наставник: трезво мыслит, неэмоционален, благоразумен, рассудителен, проницателен, упрям. Допустимые слабости: недостаток вдохновения или неумение мотивировать окружающих.

Коллективист: социально ориентирован, мягок, чувствителен, умеет реагировать на людей и ситуации, поднимать командный дух. Допустимые слабости: нерешителен в моменты кризиса.

Доводчик: старателен, аккуратен, добросовестен, собран, педант, обладает умением довести дело до конца. Допустимые слабости: склонен волноваться по мелочам, нелегко расстается с тем, что держит в уме.

Эти описания выявились благодаря вопросникам, заполненным самими участниками, и замечаниям научных сотрудников, которые были больше заинтересованы в наблюдении, чем в участии. Было выявлено семь категорий поведения участия в рабочем процессе: вопросы, информирование, предложение, противопоставление, делегирование, построение и комментирование.

В книге представлены анализ конструирования команд и методов управления, определение идеальных размеров команды и обсуждение того, как стимулировать креативность в команде. Интересно, что одна из команд-«компаний», участвовавших в эксперименте в колледже менеджмента Хенли, состояла исключительно из одаренных индивидуумов, но заняла последнее место и в дальнейших экспериментах показывала крайне слабый результат. Эта команда, названная «Аполлон», с трудом поддавалась управлению, проявляла склонность к деструктивным дебатам и обнаруживала трудности в принятии решений. Белбин сказал, что «высокие критические способности во все вносят разрушительные тенденции».

В следующей книге «Типы ролей в командах менеджеров» Белбин говорит: «Команда — не сборище людей, занимающих разные должности, но сообщество индивидуумов, каждый из которых играет роль, понятную другим...Члены команды ищут для себя определенных ролей и наиболее эффективны в естественной для них роли».

Далее в «Типах ролей в командах менеджеров» рассмотрены концепции базовых ролей и разработана «конструктивная» схема, по которой и работает отбор и построение команды Белбина. Ключом при этом является самооценка и мнение сторонних наблюдателей. Совпадение этих двух показателей говорит об адекватной эффективности члена команды, но чем больше они различаются, тем выше шанс неудачи. Для компьютерной программы по менеджменту, в которую вводятся данные сторонних наблюдателей, Белбин со своим сыном и компаньоном Найджелом разработал программное обеспечение, фильтрующее информацию, вкладываемую в программу во избежание неверных результатов, вызванных введением недостоверных данных. Белбин называет «Типы ролей в командах менеджмента» «приютом на полпути к пониманию метода Белбина», хотя метод использует упрощения. Вера Белбина в ценность команды простиралась до области лидерства и созвучна с поздними идеями Уоррена Бенниса о «великих группах». Белбин утверждает, что стратегическое лидерство «в большей степени свойственно небольшим стратегическим командам, чем отдельному индивидууму».

В 1996 году вышла его книга «Новая форма организации», которая рассказывает, как сообщества мира насекомых могут служить моделями крупныхчеловеческих организаций, где крупная организация реформирует себя в ряд небольших команд. Он так выразил эту идею: «Небольшие взаимодействующие команды трудятся без какого-либо вмешательства со стороны и полагаются на свое умение генерировать идеи и действовать, основываясь на сложной информации. В них не существует системы "привлечения", следовательно, их невозможно лишить сил. <...> Конкурирующие команды, состоящие из маленьких соревнующихся команд, дают лучший результат в решении сложных задач, чем одна большая группа, ведомая одним лидером.

Модель будущего организаций и развития карьеры похожа на спираль. Тот, кто проявил себя как индивидуум и достиг определенного положения, приглашается в состав команды. Внутренний рынок труда борется за лучших командных игроков, и один человек может быть приглашен на позицию, которая в любом другом случае рассматривалась бы как подлежащая занятию человеком из другого иерархического уровня».


Печатается по книге Кэрол Кеннеди "Гуру менеджмента. Кто есть кто в бизнес-элите". Купить >>>

Выпуск подготовлен при поддержке магазина НАДУВНЫХ КРОВАТЕЙ и БАССЕЙНОВ. Москва, ТЦ "Черемушки", ул. Профсоюзная, д. 56. С 10:00-21:00, без выходных. Купить >>>.


До скорых встреч в эфире! :))
Мысленно с вами,
Дядя Миша.



О редакторе рассылки
Дядя Миша - предприниматель, студент программы МВА Высшей школы бизнеса МГУ им. Ломоносова, ведущий рассылок:


1. "Мотивационные афоризмы, открытки, истории для бизнеса". Подпишись >>>

2. "КАК СТАТЬ МИЛЛИАРДЕРОМ - секреты успеха от сверхбогатых".                                                                                                  Подпишись >>>

3. "Домашний бизнес. Нестандартный подход. (Лучший зарубежный и российский опыт, истории успеха в построении своего малого бизнеса)".                                                 Подпишись >>>

Обратная связь: online-motivator@narod.ru

В избранное