Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

GURU менеджмента. МВА online. Из курса "Лидеры " 79



                                   Выпуск № 79 от 12.04.2006

Приветствую вас, уважаемые читатели рассылки "Guru менеджмента"!

         Сегодня вы узнаете о некоторых терминах менеджмента, как они возникли, о родоначальниках науки менеджмента, а также как закрепить за собой звание "гуру".

С вами сегодня и всегда ваш проводник по галлерее
славы "Guru менеджмента" Дядя Миша.




Век гуру. Часть III-я. (окончание)


Еще одна характерная черта гуру — язык. Гуру можно отличить по его умению изобретать термины, которые входят в деловой словарь, подобно Теории X, реинжинирингу, психологическому контракту или латеральному мышлению, и прошедшей множество возрождений «адхократии». «Адхократия» — модель организации противоположной бюрократической, обладающей гибкими подразделениями, свободно действующими вне структурных рамок для решения специальных задач. Термин был представлен Уорреном Беннисом во «Временном обществе», получил более широкое распространение благодаря книге Элвина Тоффлера «Шок будущего» и затем независимо возник в «Структуре в кулаке» Генри Минцберга, а совсем недавно стал темой работы Роберта Уотермана «Адхократия». Чарльз Хэнди также работал с этим понятием. «Все мы строим на трудах других», — с улыбкой отвечал Уотерман, когда его спрашивали об истоках затронутых им проблем.

Представители минимум двух поколений гуру, все без исключения и каждый по-своему, пользуются фундаментальным наследием мудрости менеджмента и оригинальных идей Друкера. Даже Теории X и Y, по признанию Макгрегора, неразрывно связаны с идеями предшественников, включая идеи Друкера, представленные в его ранних работах, — «Практика менеджмента», «Концепция корпорации» и «Новое общество». Питерc и Уотерман также говорили, что многое из того, что они использовали в своих поисках совершенства, было найдено Друкером за тридцать лет до них.

Существует не столь уж много основных тем менеджмента, так же как и сюжетов в мировой художественной литературе. Возможно, больше всего теоретиков в прошедшие годы занимал вопрос о человеческом факторе в менеджменте, многие пытались понять, что заставляет мужчин и женщин работать и бороться за повышение производительности. Фредерик Тейлор считал, что всем правит эффективность, которую можно измерить и проконтролировать с помощью секундомера. Гуру, пришедшие позже, думали о более сложных, глубоких вопросах.

Первая публикация, которую можно отнести к бизнес-литературе, вышла в свет на рубеже XIX-XX века и принадлежит французскому специалисту по горному делу Анри Файолю. Эта работа посвящена, собственно, самому менеджменту, и тема эта все еще актуальна в конце XX века и продолжает будоражить умы, меняясь, пропадая и всплывая вновь. Еще одна ранняя тема-долгожительница — теория организации, учение об иерархии и ее необходимости в организации, а также модная в наше время «структура поощрительного менеджмента», которая должна наделить полномочиями нижестоящих работников. Передача полномочий — новый подраздел этого жанра (а может быть, новое слово для старой идеи), и уважаемая Розабет Мосс Кантер , редактор «Harvard Business Review», а также преподаватель, консультант и автор влиятельных трудов, утверждает, что развитие этой темы приведет к переменам и инновациям внутри организаций.

В конце 1990-х годов растущий интерес к «интеллектуальному капиталу», обобщающий таланты сотрудников и накопленного компанией опыта, вызвал к жизни новую теорию «управления знаниями». Собственного гуру у этой теории еще нет, хотя в бизнес-школе при Калифорнийском университете в Беркли этот предмет уже с 1997 года преподает японский профессор Икуджиро Нонака. Примечательно, что этот вполне естественный предмет для века информации и «информационных работников» (термин, кстати, впервые был использован Питером Друкером в 1969 году) был введен в курс бизнес-обучения благодаря шведской финансовой компании «Skandia». Потенциал этого термина распознал репортер журнала «Fortune» Томас Стюарт и использовал его в книге 1997 года с одноименным названием — «Интеллектуальный капитал». С тех пор эта тема стала мелькать на различных конференциях, семинарах и проявляться в бизнес-отчетах, а часть компаний в США последовали примеру «Skandia» в создании особых, таких как «старший специалист по знаниям» или тому подобных должностей.

Поиск лучшей организационной структуры почти бесконечен, ответвления от этой темы появляются во всех областях — от стратегии маркетинга до корпоративной культуры и искусства определения миссии компаний. В Великобритании центр стратегического менеджмента, основанный Эшриджским колледжем менеджмента, воспитал целую команду потенциальных гуру в области стратегии и корпоративных миссий во главе с Эндрю Кемпбеллом и Майклом Гулдом. Если что и может препятствовать им в обретении статуса гуру — так это чрезмерное количество написанных книг и перескакивание с темы на тему. Гуру редко появляются парами, а еще реже продолжают работать вместе: Энтони Этос — соавтор Ричарда Паскаля по книге «Искусство управления по-японски» — пропал из поля зрения, а Паскалю понадобилось девять лет, чтобы привлечь интерес новой книгой «Управление на грани». Сейчас он уже самостоятельный устоявшийся гуру, и уважение к нему растет.

Вопросы лидерства — это область, которую разрабатывали немногие гуру, может быть, потому, что суть лидерства так же трудноуловима, как суть монархических хитросплетений; здесь многое зависит от взгляда наблюдателя. Американский гуру в области лидерства Джеймс Макгрегор Бернс — политтехнолог и активный участник президентской кампании Джона Ф. Кеннеди — описал лидерство как «один из наиболее часто наблюдаемых и наименее понятых феноменов на Земле». Бернс был первым, кто провел границу между «вознаграждающим» и «формирующим» лидерством, объяснив, что в первом случае имеется молчаливое соглашение обменять одну выгоду на другую (к примеру, работу на голоса на выборах), в то время как лидер второго типа строит более глубокие отношения со своими последователями. «Формирующий лидер ищет потенциальные мотивы своих последователей и пути удовлетворения глубинных потребностей...»

Отчего Бернс не стал так же знаменит, как Уоррен Беннис, который начал свой путь специалистом по теории организации, — не ясно, и это еще одна из загадок явления гуру. Некоторые постепенно дорастают до величия признанных учителей: недавний тому пример — Джон П. Коттер, специалист по кадровому менеджменту и психологии труда, профессор Гарвардской школы бизнеса. В 1991 году, когда эта хрестоматия впервые вышла в свет, он уже был автором двух солидных трудов по менеджменту и качествам лидера, а за прошедшие годы стал одним из авторитетнейших и наиболее востребованных в мире специалистов именно по вопросам лидерства в организациях.

Иногда и превосходные работы не могут превратить своего творца в гуру, несмотря на то, что это может быть вполне состоявшийся и известный специалист в своей области. Когда профессор из Гарварда Кристофер Барлетт и профессор Европейского института делового администрирования Сумантра Гошал в соавторстве выпустили в 1989 году книгу «Управление через границы», то она принесла гораздо больше пользы менеджерам международных корпораций, нежели более абстрактная работа «Мир без границ» Кеничи Омае. Но Омае — гуру, и пусть его книга, провозглашавшая затухание национальных движений, потерпела провал на фоне жестоко обострившихся межнациональных конфликтов в Югославии, но его ранние творения «Стратегическое мышление» и «Сила триады» обеспечили ему признание навсегда.

Барлетт и Гошал подробно изучили применение глобального маркетинга в тех же межнациональных корпорациях Японии и США, которые описаны в книге «Искусство управления по-японски». Сейчас рынок единой Европы превращается в реальность и бросает вызов Америке, следовательно, у Барлетта с Гошалом появляется шанс дождаться своего звездного часа, как это случилось с Паскалем и Этосом, когда промышленники США ударились в панику перед японской угрозой и жаждали узнать, как ее победить. Своевременность имеет большое значение для достижения статуса гуру.

Правильность выбора момента, оригинальность, напористость, дар саморекламы и, возможно, прежде всего — умение ярким запоминающимся образом вложить в умы слушателей неоспоримые истины — вот неотъемлемые черты современного гуру менеджмента. Питерс и Уотерман, упаковав несколько фундаментальных истин в броские лозунги (вроде знаменитого «продолжайте вязать»), сотворили первоклассную книгу по менеджменту, такую, которую необходимо прочесть каждому. Можно сказать, что под блестящим капотом их автомобиля находится солидный двигатель, который, хотя и не оригинален в своих составляющих, частично унаследованных от Чандлера, Бернарда и Майо, прослужит так же долго.

Одно можно утверждать с уверенностью: приток гуру менеджмента не иссякнет в век непрерывных поисков Грааля бизнеса и личного успеха, что все время маячат впереди, как зеленый свет Великого Гэтсби.

После выхода этой книги в 1991 году индустрия гуру разрослась во всех направлениях, и интерес к данному феномену, пусть сдобренный скептицизмом, усилился. В этом издании появились еще семь гуру: Раймонд Мередит Белбин — автор системы подбора персонала, названной его именем; Гэри Хамел; Майкл Хаммер, отец реинжиниринга; гуру маркетинга Филип Котлер; Джон Коттер; Роберт Каплан и Дэвид Нортон, разработавшие сбалансированную карту системы показателей; Питер Сенге — автор идеи «обучающейся организации».

Гуру также занимались вопросами личностного развития, области, весьма отдаленной от бизнеса. Наиболее известный специалист по этой проблематике Стивен Кови — мормон, построивший мультимиллионное дело , в основу которого положен его труд «Семь привычек высокоэффективных людей». К рекомендациям Кови, построенным на упражнениях для укрепления характера и весьма похожих на упражнения Сэмюэля Смайлза — гуру викторианской эпохи, — прислушивался президент Билл Клинтон и его администрация.

В то время как ряды гуру и мини-гуру ширятся, модные направления в менеджменте меняются с невероятной быстротой и частотой, так что становится сложнее понять: что быстро перегорит, а что останется (если это вообще произойдет). Хью Макдональд — бывший сотрудник МТИ и Гренфильдской школы управления — определил, что продолжительность жизни модного движения в менеджменте составляет 11-12 лет (от формулирования центральной идеи в статье с благословения «Harvard Business Review», выпуска книги-бестселлера, лекций и конференций и, наконец, до основания консультационного центра). Странно, но расчеты показывают, что модный тренд живет почти столько же, сколько и среднестатистическая компания, — 13 лет. Мода сейчас так поспешна, что Джон Миклтуэйт и Адриан Вулдридж, авторы книги «Магия менеджмента» — грамотного анализа рынка идей менеджмента, — указали, что продолжительность жизни некоторых модных тенденций составляет лишь один год, и не более того.

Необратимо снижается интерес к любой идее, и тогда надо либо менять теорию, либо выводить более совершенную. Некоторые теории порой блекнут и сходят со сцены, оставляя лишь призрачный след (как случилось с восемью правилами совершенства Питерса и Уотермана, и лишь одно «продолжайте вязать» воскресло через десять лет), в то время как другие (например, реинжиниринг) умирают в реальном мире менеджмента, и их надо снова поднимать и запускать с нуля.

Таким образом, согласно схеме Макдональда, реинжиниринг уже отжил свое, поскольку родился в результате сотрудничества МТИ и консультационного центра CSC (Computer Sciences Corporation) в начале 1980-х, был описан в статье в «Harvard Business Review» в 1990 году, пик его популярности пришелся на 1993-й, а разочарование последователей наступило в 1995-м (испытания на практике показали провал в 70% случаев, и поэтому в умах менеджеров концепция реинжиниринга прочно ассоциируется лишь с урезанием бюджетов и сокращением штата). Тем не менее этот принцип неплохо работает в некоторых организациях, а его творец — Майк Хаммер — сумел убедиться, что перемены приносят и люди, а не только развитие производственных процессов.

В конце концов время и опыт отсеивают зерна от плевел. Лучше всех проверку временем выдержали теоретики, изучавшие область поведенческих реакций, такие как Элтон Майо, Абрахам Маслоу, Дуглас Макгрегор и Фредерик Херцберг, чьи работы осветили путь всем, кто хотел знать, что заставляет людей лучше работать в офисе, на фабрике, в магазине. Их труды вдохновили создателей учений о передаче полномочий, о самостоятельных рабочих группах и развитии отношений между работником и работодателем, пригодных для выживания в весьма изменившемся с 1950-1960-х годов мире.

Директор по персоналу пивоваренного гиганта «Courage» из Великобритании Колин Йонс заявил, что ему «очень помогают» великие идеи Маслоу и Макгрегора, поскольку макгрегоровское требование «полного доверия» находится в полном соответствии с тенденциями конца 1990-х годов, а «пирамида потребностей» Маслоу все еще точно определяет трудовую мотивацию персонала. Возможно, их книги уже не издают, но их теории имеют корни в самой сути человеческой природы и подвигли менеджмент на новые свершения. Сможем ли мы сказать то же о реинжиниринге, оценке производительности или «виртуальных» корпорациях?

Самые крепкие теории на сегодняшний день — это те, что затрагивают «человеческий фактор», идеи, определяющие наш подход к профессиональным личностным устремлениям, к развитию талантов, доверия, изобретательности и лояльности — всего того, без чего любой бизнес превращается в мертвую конструкцию, не имеющую шансов на рынке. Если бы кто-нибудь предложил сделать ставки в игре на выживание существующих новых теорий менеджмента, то поставить с уверенностью можно на концепцию обучающихся организаций, хотя бы потому, что она предусматривает взаимосвязь между индивидуумом и целым коллективом. Такая идея может развиваться бесконечно, и невозможно себе представить, чтобы она стала неверной или ненужной.


Печатается по книге Кэрол Кеннеди "Гуру менеджмента. Кто есть кто в бизнес-элите". Купить >>>

Выпуск подготовлен при поддержке магазина НАДУВНЫХ КРОВАТЕЙ. Москва, ТЦ "Черемушки", ул. Профсоюзная, д. 56. С 10:00-21:00, без выходных. Купить >>>.


До скорых встреч в эфире! :))
Мысленно с вами,
Дядя Миша.



О редакторе рассылки
Дядя Миша - предприниматель, студент программы МВА Высшей школы бизнеса МГУ им. Ломоносова, ведущий рассылок:


1. "Мотивационные афоризмы, открытки, истории для бизнеса". Подпишись >>>

2. "КАК СТАТЬ МИЛЛИАРДЕРОМ - секреты успеха от сверхбогатых".                                                                                                  Подпишись >>>

3. "Домашний бизнес. Нестандартный подход. (Лучший зарубежный и российский опыт, истории успеха в построении своего малого бизнеса)".                                                 Подпишись >>>

Обратная связь: online-motivator@narod.ru

В избранное