GURU менеджмента. МВА online. Из курса "Лидеры " 77
Выпуск № 77 от 23.03.2006
Век гуру. Часть I-я.
Есть предел оригинальным идеям в любом поле деятельности человека, и менеджмент не является исключением. Говоря же, что существует всего полдюжины основных сюжетов, которые используются в художественной литературе. Так и наиболее популярные вопросы управления были выявлены за века до возникновения коммерческого, или промышленного, менеджмента, не говоря уже о самой концепции гуру менеджмента с его наставлениями.
Трактат "Государь" был написан Макиавелли во время наивысшего расцвета Флоренции эпохи Ренессанса и до сих пор является классическим текстом о лидерстве и использовании власти (он вдохновил Энтони Джея на создание популярной в 1960-е годы книги по менеджменту). Переводчик бестселлера, вышедшего в издательстве "Penguin", Джордж Булл, заметил, что предписания "Государя" "могут принести большую практическую пользу и маститым руководителям
бизнеса, и начинающим предпринимателям", и привёл в пример одно из наставлений Макиавелли о том, что когда правитель получает надел (или новый руководитель приходит в компанию), он должен начать с самых трудных проблем. "Отсюда следует, что тот, кто овладеет государством, должен предусмотреть все обиды, какие он может причинить, дабы покончить с ними разом, а не возобновлять изо дня в день; тогда люди понемногу успокоятся и государь сможет, заботясь об их благе, постепенно завоевать их расположение". Всякий
приходящий к власти правитель интуитивно поступал именно так.
Еще до Макиавелли Платон и Аристотель обозначили два разных подхода к вопросу об отношении человека к работе и ответственности: первый верил в то, чт о для достижения достойного результата требуется авторитарное правление, второй же проповедовал, что человеку как "общественному", или "политическому", животному необходимо чувство сопричастности к вершению собственной судьбы. В 1960-х
годах Дуглас Макгрегор, пользуясь социологическими исследованиями, обратил эти идеи в производственную доктрину и представлял их как Теорию Х и Теорию У, противопостовляя авторитарное и демократическое управление. Эта доктрина стала одной из величайших теорий менеджмента всех времён.
Углубившись в прошлое, авторы деловой литературы постигли мудрость Дао и применили её к управлению современным бизнесом. Существует также книга о менеджменте, использующая сочинения Шекспира, и шутливые упражнения, где на примере Чингисхана и Аттилы иллюстрируются различные бизнес-тактики. Нет сомнения, что и римские императоры когда-нибудь тоже появятся в бизнес-литературе, посвященной проблемам лидерства.
Количество вариантов применения самых различных идей поистине бесконечно, или по крайней мере так может показаться. Этим и объясняются огромные потоки книг по менеджменту, которые ежегодно вливаются на рынок с конвейеров множества издательских домов по обе стороны Атлантики. Бесчисленность комбинаций и разнообразие приложений порождают лавину прибыльных туров с лекциями, и это позволяет ведущим гуру менеджмента продавать броско упакованную в пряничную обертку коммерческую мудрость, несущую солидную прибыль
(и, конечно, звание миллионера). Взрыв популярности бизнес-консультирования феноменален - 771 книга по бизнесу, изданная в Великобритании в 1975 году, превратилась в 1996-м в 3000 томов, а оборот вырос до 35 000 000 фунтов стерлингов, а в США приблизился к миллиарду долларов.
Гуру менеджмента, чьи наставления принимают как ключ к успеху, - это феномен, которому от силы 40-50 лет. Перед Второй мировой войной, когда, как вспоминает Питер Друкер, "все книги по менеджменту могли поместиться на небольшой книжной полке" (их было, может, штук семьдесят на всех языках, кроме японского), а самих гуру менеджмента, пользующихся авторитетом среди коллег, можно было
пересчитать по пальцам одной руки.
Опыт управления некоторых гуру, известных воротил бизнеса, был сформулирован в книгах гораздо позднее, чем применен на практике. Яркими примерами тому могут служить Альфред П. Слоун из "General Motors", построивший крупнейшую в мире корпорацию из разваливающегося автомобильного производства, и Честер Бернард из "АТ&Т", автор книги, на протяжении многих лет остававшейся главным пособием для руководителей любого ранга. Мемуары Слоуна "Моя жизнь с "General Motors"" рассказывают о том, как построить крупный бизнес,
используя принципы глобального маркетинга и децентрализации. Даже через 35 лет после выхода в свет и более чем через 70 лет после того, как произошли описанные события, книга всё ещё вызывает интерес.
В Великобритании 1930-х единственным теоретиком бизнеса был Линдалл Урвик - человек, обратившийся к "научному менеджменту" в бытность офицером армии. Случилось это в окопах Фландрии, где он читал работы Фредерика У. Тейлора - отца-основателя метода исследования производственного процесса с помощью хронометрожа отдельных действий работника и оптимизации исследуемой операции. В 1934 году Урвик основал первый в Британии центр бизнес-консультирования
"Urwick Orr&Partners".
Те, кто в то время не был согласен с механистическим подходом Тейлора к изучению мотивационных причин и человеческого фактора в организации производства, не публиковали своих работ вплоть до 1950-х или 1960-х годов. В их число вошел и Элтон Майо, известный эксперементами на заводе "Western Electric Hawthorne" в Чикаго (место, подвигнувшее на размышления многих гуру).
Позднее, заняв профессорские должности в североамериканских университетах, наиболее серьёзные оппоненты Тейлора почти мнгновенно вошли в число гуру.
Гуру менеджмента как таковые появились в США благодаря известным бизнес-школам, таким как Гарвард, Стэнфорд и Слоуновская школа управления в Массачусетском технологическом институте (МТИ). Великобритания может похвастать лишь одним гуру мирового значения - философствующим Чарльзом Хэнди, который отошёл от изучения бизнес-организаций,
чтобы сфокусироваться на более обширных вопросах развития капитализма и общества в целом. Тем не менее его ранние идеи продолжают разрабатывать такие мыслители, как, например, Рег Реванс - основатель метода обучения действием.
Если же говорить об изобретениях, то Британия дала жизнь нескольким ключевым идеям теории менеджмента, которые развивались и воплощались в других частях света. Принцип разделения операций на "приносящие доход" и "требующие затрат" (на нём основан реинжиниринг), цепочка создания ценности и многие другие были изначально разработаны скромным специалистом, изучавшим производительность на предприятиях Имперского химического треста (ICI). Некоторые наиболее актуальные сегодня подходы к изучению бизнеса, включая исследования
производственных отношений в коллективе и влияния технологий на работников, появились на свет в Тэвистокском институте человеческих отношений.
Весьма влиятельный (хотя и не очень известный) в последние 50 лет, Тэвистокский институт человеческих отношений был создан с целью интеллектуального содействия послевоенному строительству общества, и его академической атмосфере не свойственны практическая хватка и чутьё в области маркетинговых идей, присущие американским бизнес-школам. Изобретённые в Тэвистоке "социотехнические системы" отличались от "реинжиниринга" тем, что учитывали человеческий фактор в технологическом процессе, важность которого Хаммер
и его ученики признали гораздо позже. Профессор Энид Мамафорд, член совета Тэвистокского института, охарактеризовал реинжиниринг как "убогое истолкование социально-технических систем, исключающее человеческий фактор". Часть исследований Тэвистокского института положила путь идеям кооперации и доверия, обогатила японскую структуру бизнгеса, а также содействовала прктическому воплощению кооперации работников в компаниях "SAAB" и "Volvo".
В континентальной Европе такое явление, как гуру менеджмента, почти отсутствует, внимание привлекают лишь некоторые признанные теоретики из Европейского института делового администрирования (INSEAD) - международной бизнес-школы в Фонтенбло под Парижем. Сегодня в этом институте над важными аспектами теории стратегического менеджмента работают академик У. Чан Ким и профессор Рене Моборн. Предложенные ими концепции инновационного мышления и "честного процесса", где высокий уровень лояльности и креативности работников завоевывается посредством прозрачного принятия бизнес-решений, вызвали международный интерес после публикации в "Harvard Business Review".
В Европейском институте делового администрирования трудится также и вполне способный стать гуру в вопросах лидерства в бизнесе датчанин Манфред Кетс де Врис. Он психолог и подходит к вопросам лидерства с точки зрения психологии, является автором популярной книги о лидерстве и стрессе - "Жизнь и смерть на магистрали управления". Стоит назвать также ещё одного серьёзного мыслителя из Европейского института делового администрирования - Ива Доза, являющегося соавтором вездесущего Гэри Хамела из Калифорнии. Однако
англо-американское превосходство в теории менеджмента таково, что профессора из INSEAD, скорее всего, останутся лишь уважаемыми научными работниками, но никак не всемирно принанными гуру.
Гэри Хамел - бывший профессор Стэнфорда, преподававший стратегию в Лондонской бизнес-школе в течение 10 лет, - обрёл статус гуру сразу же после публикации в 1994 году книги "Конкурируя за будущее". Эта работа определила концепцию основных конкурентных сред и стратегических целей, которые стали специализацией Хамела. Теперь он один из наиболее востребованных и оплачиваемых лекторов по менеджменту и участвует
во всех видеоконференциях. В то же время его соавтор, индус К. К. Прахалад явно уступает Хамелу по уровню востребованности, несмотря на активное участие в конференциях и заслуженное уважение.
Продолжение следует...
Печатается по книге Кэрол Кеннеди "Гуру менеджмента. Кто есть кто в бизнес-элите". Купить >>>
Выпуск подготовлен при поддержке
магазина НАДУВНЫХ КРОВАТЕЙ. Москва, ТЦ "Черемушки", ул. Профсоюзная, д. 56. С 10:00-21:00, без выходных. Купить >>>.
До скорых встреч в эфире! :))
Мысленно с вами,
Дядя Миша.