Навои (1441-1501) – великий поэт и мыслитель Низам ад-Дин Мир Али Шир, писавший под псевдонимом Навои и Фани, родился в Герате в семье крупного чиновника одного из среднеазиатских государств, возникших после распада империи Тимура. Ещё в юношеском возрасте он стал известен как поэт, слагающий стихи на тюркском и персидском языках. Когда его школьный друг
принц Хусейн Байкара вступил на престол, Али Шир был им возвышен и, получив титул эмира, занимал высшие посты в его государстве, оказывая постоянную помощь литераторам, деятелям искусства. Как борец против коррупции и блюститель справедливости Али Шир заслужил стойкую ненависть чиновников и придворных, которые добились его высылки в Астрабад в качестве правителя этой бедной и удалённой провинции на восточном берегу Каспийского моря, и там пытались организовать на него покушение. Пробыв в Астрабаде около года,
Али Шир оставил государственную службу и, вернувшись в 1488 г. в Герат, посвытил себя исключительно творческой работе.
Невежде не говори важных вещей, он проговорится по глупости, не говори ему об умных вещах, он не поймёт по своей тупости. С ним нужно говорить поменьше, а лучше и вовсе не говорить.
Если человек не умеет размышлять, даже прочти он гору книг, заслужит лишь, чтобы его называли книжным шкафом. Если человек не очистился душой, даже заучи он весь буддийский канон, он уподобится деревянному идолу.
Выявлять тайные пороки людей – значит терять их доверие и поступать дурно в отношении человека, похожего на тебя. Этим ты не только других людей разоблачаешь, но и свои собственные подобные пороки обличаешь.
Бейт:
Тот, кто язык свой распустив, всем людям шлёт свои упрёки,
Рискует тем, что в нём другие отыщут лучшие пороки.
Когда неумелый в присутствии мастера портит дело, он всю вину сваливает на его недостаточное мастерство, когда стрепет не осиливает ястреба, соломой забрасывает его.
Бейт:
Бывает так: лежит бессильный, побит врагом; и вот
Не в силах отомстить как нужно, в лицо ему плюёт.
Не воспитывать способного – несправедливо, воспитывать неспособного – напрасный труд. Первого не губи, оставив без воспитания, на второго не губи труда, чтобы его воспитать.
Кыта:
Воспитание способных, можно с жемчугом сравнить,
Если в грязь и упадёт он, то его очистить можно.
А собачий катыш – хочешь омывай водой, вином,
Винограда из него, верь мне, сделать невозможно.
Если Вам эта рассылка по душе – познакомьте с ней тех, кому она тоже может быть интересна.