Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Прайминг: манипуляция Вашим сознанием


Рассылка для бизнесменов, коммуникаторов и переговорщиков

Переговоры и манипуляции

Выпуск #215, 2013-10-07
Письмо автору
Архив рассылки
Подписаться Подписка по Email Блог автора

Добрый день, уважаемый читатель!

Я пишу этот выпуск электронной газеты в самолёте на Челябинск. Ещё недавно я грелся под солнцем Средиземноморья, но начался новый сезон поездок, и темп жизни сразу изменился. За прошедшие две недели я уже успел попасть под снегопад в Вологде, выступить на конференции в Турции, дать интервью телеканалу в Екатеринбурге и газете в Белгороде, пообщаться с маркетинговым гуру Джеком Траутом, анонсировать выход моей новой книги, договориться о потрясающем совместном проекте – и продолжаю в этом темпе двигаться по России с заездами ещё в пяток стран.

В этом выпуске газеты «Левитас: Переговоры и манипуляции» мы поговорим ещё об одном способе манипуляции Вашим сознанием. Но сперва – две важных новости.

Новая книга Александра Левитаса – доступна для предзаказа

Закажите книгу Александра Левитаса 'Дневник успешного человека'
С этой недели доступна для предзаказа моя новая книга «Дневник успешного человека».

Если быть совсем точным, «Дневник успешного человека» книгой в полном смысле этого слова не является. Это инструмент для достижения успеха, устроенный наподобие ежедневника – но не заменяющий ежедневник, а дополняющий его. Этот инструмент решает несколько задач для Вас:

  • Анализировать сегодняшние успехи - чтобы найти способы их развить
  • Планировать будущие успехи - используя «Дневник» в паре с обычным ежедневником или программой-планировщиком
  • Отслеживать свою продуктивность - записывая продуктивность каждого дня по нескольким показателям и затем оценивая рост либо спад
  • Мотивировать себя и развивать уверенность в себе - чтобы найти энергию для достижения новых успехов
  • Вести учет своих успехов - для последующего использования при переговорах о повышении зарплаты, составлении резюме, подготовке презентаций, общении с журналистами

Если хотя бы одна из этих задач актуальна для Вас – уверен, «Дневник» будет Вам полезен.

Хочу особо отметить пользу от ведения «Дневника успешного человека» для родителей, желающих воспитать уверенных в себе детей – ведение дневника совместно с ребёнком (или, в раннем возрасте, за ребёнка) помогает взрастить в нём веру в собственные силы.

Итак, леди и джентльмены – прямо сейчас вы можете пройти по ссылке на «Дневник успешного человека», сделать предзаказ и стать одним из первых, кто сможет воспользоваться этим инструментом достижения успеха.

Хотите, чтобы Ваш бизнес отнимал вдвое меньше времени и приносил вдвое больше денег?

Вы – владелец бизнеса либо наёмный управляющий. Вы хотите, чтобы бизнес работал стабильно и чётко, как дорогие швейцарские часы, чтобы он рос и развивался, чтобы он приносил больше денег и требовал меньше времени. Вы мечтаете об этом уже не первый год, но... так не выходит. Скорее всего, Вы столкнулись с несколькими проблемами:

  • Рост бизнеса замедлился из-за нестабильной работы персонала
  • Возникли проблемы с «незаменимыми» работниками
  • Слишком много Вашего времени уходит на «текучку»
  • Трудно найти работников, чья квалификация Вас устраивает
  • Чтобы работа была сделана, приходится следить за всем лично
  • Клиенты часто жалуются на качество и/или срыв сроков

Для того, чтобы Вы справились с этими и многими другими проблемами, и чтобы Ваш бизнес мог расти и развиваться, я подготовил для Вас особую учебную программу по отладке бизнес-процессов и работы персонала. С 23-го февраля по 8-е марта на тёплом море в Таиланде пройдёт тренинговый лагерь по бизнес-процессам, задача которого – дать Вам знания и инструменты для полной отладки Вашего бизнеса. Подробнее читайте тут >>

Тренинговый лагерь спланирован таким образом, чтобы половина дня была посвящена учёбе, а вторая половина оставалась свободной для общения, отдыха на пляже, рыбалки, дайвинга, экскурсий и т.п. Первые пять дней будет идти учебная часть – лекции и ответы на вопросы, следующие семь дней будут посвящены внедрению изученного материала конкретно в Вашей компании.

Такой тренинг-практикум я провожу лишь один раз в год, количество мест ограничено, и тем, кто не успеет присоединиться к нам в феврале, придётся ждать 2015 года. Так что заходите на страницу тренингового лагеря по бизнес-процессам прямо сейчас, читайте подробности – и пишите на адрес podpalmoy2014@gmail.com, чтобы записаться!

P.S. До конца сентября действует скидка в 23,000 рублей. С 1-го октября стоимость вырастет – не дожидайтесь роста цен, записывайтесь сейчас!

Приглашаю на семинары

Этой осенью и зимой я провожу свои авторские семинары в Москве, Санкт-Петербурге, а также (в алфавитном порядке) в Алматы, Благовещенске, Владивостоке, Киеве, Минске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Одессе, Перми, Ростове-на-Дону, Тольятти, Тюмени, Хабаровске и Челябинске.

  • Обратите особое внимание на семинар в Москве, который мы проводим совместно с Брайаном Трейси и Нилом Рэкхемом – международными экспертами по продажам. Если Вы зарегистрируетесь до 15-го октября, у Вас как у читателя моей рассылки будет скидка 10% – чтобы её получить, надо при заказе билета ввести промо-код LEVITAS под схемой зала

Более подробную информацию о семинарах Вы найдёте в конце выпуска или в расписании в моём блоге. Если же Вы хотите пройти семинар в городе, не вошедшем в список – пожалуйста, напишите мне, чтобы я мог сообщить Вам, когда семинар будет проходить в Вашем городе. Принимаются также предложения от организаторов и заказы на корпоративные семинары на зиму 2013 года.

Прайминг: манипуляция Вашим сознанием

Представьте себе, что перед важным экзаменом в университете Вы сидите в коридоре в ожидании того момента, когда откроется дверь в аудиторию. И тут к Вам подсаживается человек, который затевает с Вами разговор на какую-то отвлечённую тему. Например, о том, как здорово быть преподавателем в университете, заниматься научной работой и помогать студентам стать профессионалами. Или же, например, о том, как прикольно быть футбольным фанатом, дудеть в дудку и кидаться бутылками с трибуны, а после матча пить пиво и затевать драки с болельщиками других команд.

Обсуждает он это с Вами буквально три минуты, потом уходит... а ещё через четверть часа или полчаса начинается экзамен. Как Вы думаете, мог ли этот трёхминутный разговор повлиять на Ваши результаты на экзамене?

Практика показывает, что ещё как мог. В психологическом эксперименте, где группу студентов разделили случайным образом на две части, и одной половине предложили подумать о работе профессора в ВУЗе, а другой – о жизни футбольного фаната, результаты в итоге были разными. Студенты из первой группы ответили в среднем на 56% вопросов экзамена, а студенты из второй – только на 43% вопросов. Это разница между пройденным и проваленным экзаменом.

Так работает прайминг – один из самых интересных способов манипуляции Вашим сознанинем.

Что такое прайминг и как он работает

В начале XX века вратарь чешской сборной Франтишек Планичка славился умением уверенно отбивать пенальти даже лучших бомбардиров. Когда в его ворота назначали одиннадцатиметровый, он как бы от огорчения срывал с головы кепку, швырял её в ворота и занимал свою позицию. Девять раз из десяти футболист команды противника бил именно в тот угол ворот, куда улетела кепка.

С точки зрения психологии, это классический пример прайминга.

В конце XX века психологи обнаружили довольно занятную вещь. Если какие-то два события следуют одно за другим, впечатления от первого события очень сильно влияют на Ваше отношение ко второму, даже если логически эти события между собой никак не связаны.

Один из самых известных экспериментов в сфере прайминга заключался в следующем: людей просили написать на листке бумаги последние две цифры своего номера паспорта, или крутануть рулетку и записать номер, который выпадет. После этого им показывали какой-то товар (игрушку, электроприбор и т.п.) и просили их назвать наиболее вероятную цену, по которой этот товар продаётся в супермаркете.

Выяснилось, что цифры, записанные участником в первой части эксперимента, нередко появлялись и во второй части. Если на рулетке выпадало число 14, то пятью минутами позже человек говорил, что плюшевый медвежонок должен стоить в магазине 14 долларов – а человек, у которого выпало число 8, предполагал, что тот же медвежонок должен стоить 8 долларов и ни центом больше.

Логики в этом нет никакой – просто предыдущий опыт влиял на последующий.

Возвращаясь к примеру с разговором перед экзаменом – студентов из первой группы подтолкнули к тому, чтобы они подумали о человеке интеллектуальном, решающем сложные задачи, успешном на академическои поприще, и эти мысли настроили участников эксперимента на интеллектуальную работу. А студентов из первой группы настроили на мысли о действиях анти-интеллектуальных, раздолбайских – и на экзамен они отправились именно в этом настроении.

Прайминг сознательный и бессознательный

Прайминг может быть сознательным или бессознательным. Или, иначе, осознанным или неосознанным.

Можно управлять поведением людей в ситуации выбора за счёт предварительной подготовки с помощью рациональных аргументов. Это, например, часто делают адвокаты, постепенно подводя судью или присяжных к нужному мнению. Много примеров на эту тему можно найти в судебных выступлениях знаменитого российского адвоката Плевако.

Например, когда одну торговку судили за то, что она накануне религиозного праздника не закрыла магазин после положенного времени (как того требовал закон), Плевако пришёл в зал суда с небольшим опозданием, и в ответ на замечание судьи сказал: «У Вас на часах, Ваша честь, двадцать минут одиннадцатого? А на моих только пять минут. А у Вас, господин прокурор? Четверть одиннадцатого? А у секретаря?» После того, как судья убедился, что часы у всех показывают разное время, Плевако закрыл дело всего одной фразой: «Если уж мы – ответственные, образованные, важные люди – не можем выставить свои часы точно, то неужели мы осудим за то же самое простую лавочницу?»

Бывает же прайминг бессознательный, когда человек ни до, ни после не осознаёт, что на него было оказано влияние. Едва ли хоть один из сотни футболистов, которым доводилось бить по воротам Планички, поверил бы в то, что брошенная кепка вратаря управляла его поведением.

Бессознательный прайминг может осуществляться с помощью подбора слов или картинок, вызывающих в мозгу жертвы нужные манипулятору ассоциации.

Прайминг управляет выбором

Представьте себе, что есть два проекта, один из которых гарантирует 80% вероятность успеха, а в другом присутствует 20% риск неудачи. В какой из этих проектов Вы предпочтёте вложить деньги или устроиться работать?

Если Вы не математик, то почти наверняка Вы выберете первый вариант.

Хотя на самом деле проекты равнозначны – и в том, и в другом присутствует 80% вероятность успеха и 20% вероятность неуспеха. Однако из-за того, что в первом случае было использовано слово «успех», а во втором – слова «риск» и «неудача», первый вариант ассоциируется скорее с чем-то хорошим, а второй – с чем-то плохим.

Прайминг управляет интеллектом

Я уже рассказывал сегодня об эксперименте, где способность студента решать задачи усиливалась или ослаблялась всего лишь безобидным разговором о жизни профессора или о жизни футбольного болельщика. А вот ещё более жестокий эксперимент:

В университете выделили студентов, которые вышли из какой-то проблемной группы. Негров, людей с судимостями, бывших наркоманов и т.п. И разделили их на две группы. Одна просто проходила письменные экзамены, а студентов из второй группы перед экзаменом преподаватель спрашивал «Ты ведь родом из Гарлема (сидел в тюрьме, принимал когда-то наркотики), верно?» – и только после этого выдавал листки с заданием.

Вторая группа гораздо хуже справлялась с заданиями экзамена, причём совершенно неважно, по какому предмету был экзамен. Напоминание о неблагополучном прошлом мгновенно переключало мозг студента на мысли о своих проблемах, недостатках и слабых сторонах, и это подрывало его уверенность в себе, а как следствие – способность решать задачи.

Прайминг управляет агрессией

Ещё в одном известном эксперименте людям сперва предлагали сыграть в игру, где надо было вытаскивать из колоды карточки с разными словами и раскладывать их по игровому полю, а затем, во второй части эксперимента, тем же людям предлагали высказать своё мнение по поводу одного из политиков. Однако половине участников эксперимента подсовывали карточки с эмоциональными, агрессивными словам («убийца», «война»), а второй половине – карточки со словами нейтральными («погода», «переместить»).

В результате высказывания тех людей, которым показывали карточки с эмоциональными словами, оказывались гораздо более агрессивными, резкими и оценочными, чем высказывания тех людей, кто в игре доставал карточки нейтральные. Хотя к политику, которого предлагалось оценить, и даже к политике вообще игра никакого отношения не имела.

Прайминг управляет самочувствием

Ещё интереснее выглядит эксперимент, в рамках которого людей просили в течение 15 минут дополнять предложения, из которых убраны отдельные слова. Однако и тут людей поделили на две группы, одной из которых давали завершать фразы, включающие в себя слова, связанные со старостью («старик», «трость», «дряхлый», «пожилая») – а другой половине предлагали аналогичные фразы с нейтральными словами.

  • Так, первой группе предлагали завершить фразу «Старик переходит улицу по пешеходному ______», в то время как вторая группа получала фразу «Мужчина переходит улицу по пешеходному ______».

Когда после 15 минут людей выпускали из аудитории, представители первой группы шли по коридору до входной двери гораздо медленнее, чем представители второй – хотя до начала эксперимента они двигались с одинаковой скоростью.

Прайминг управляет интересом

Ещё одно исследование, посвящённое праймингу, показало, что если человек смотрит подряд две видеозаписи – телепрограмму по экономике и выступление кандидата в президенты – в речи политика больше внимания зритель уделяет экономическим аспектам.

Однако если заменить программу по экономике на криминальную хронику, внимание переместится на ту часть речи политика, где он говорит о власти закона. Если в качестве замены выступает фильм о терроризме, то при просмотре выступления политика внимание зрителя уйдёт на рассуждения о национальной безопасности. И так далее.

Точно так же можно заставить людей замечать в большой картине те или иные детали, предварительно поговорив с ними о синих бабочках или о красных яблоках – соответственно, первый человек заметит на картине больше синих элементов, а второй – красных.

Как защититься от прайминга

Перво-наперво, важно понимать, что сам по себе прайминг не может заставить Вас сделать что-то противоестественное. Невозможно с помощью прайминга заставить Вас съесть гвоздь или сменить сексуальную ориентацию.

Скорее, прайминг позволяет в ситуациях, когда Вы можете сделать выбор между А и Б, причём и тот, и другой варианты естественны и приемлемы для Вас – купить девушке цветы или шоколад, прервать разговор коллег или подождать его завершения, пройти по коридору быстро или медленно, уехать в отпуск в Париж или в Лондон – склонить чашу весов в нужную манипулятору сторону.

  • Хотите продать больше французского вина – ставьте в супермаркете французский шансон, хотите продать больше итальянского вина – крутите песни Челентано

Так что бояться прайминга сверх меры не стоит. Но если у Вас есть основания считать, что где-то Вы подвергаетесь его воздействию, и Вам хотелось бы защититься от этой манипуляции, то помните, что главный ключ здесь – осознанность и вдумчивость.

Поэтому если у Вас есть подозрение, что Вами манипулирую с помощью прайминга, сделайте простую вещь. Отложите принятие решения на некоторое время. И затем обдумайте всё, что касается Вашего выбора, с самого начала, сосредоточившись только на этой проблеме и не отвлекаясь на другие.

Рецепт простой – но он и правда работает.

Мои семинары в ближайшее время

Осенью и зимой я проведу ещё несколько семинаров по партизанскому маркетингу, по «человеческим машинам», по секретам увеличения прибыли, по маркетингу услуг, по маркетингу в Интернете и по личной эффективности руководителя.

В нынешние непростые времена нужно учиться тем вещам, которые Вы сможете использовать уже сегодня, чтобы получить первые результаты завтра – поэтому для Вас будет неоценимо важным умение рекламировать свой бизнес малобюджетными и бесплатными методами, поднимать продажи и прибыль, не вкладывая денег, налаживать бесперебойную работу своего бизнеса и успевать больше, уставая меньше.

  • О том, что это за семинары, читайте подробно на моём сайте. Здесь же напишу лишь вкратце.

Ближайшие открытые семинары пройдут:

Если же Вы хотите пройти семинар в городе, не вошедшем в список – пожалуйста, напишите мне, чтобы я мог сообщить Вам, когда семинар будет проходить в Вашем городе. Принимаются также предложения от организаторов и заказы на корпоративные семинары на осень и зиму 2013 года.

Буду рад встретиться с Вами на семинаре!

Статьи в моём блоге

Вот анонсы ещё нескольких полезных статей, опубликованных за последний месяц в моём блоге:

Наконец-то «Больше денег от Вашего бизнеса» доступна занятым людям – в аудио-формате

Много раз меня спрашивали, есть ли аудио-версия моей книги «Больше денег от Вашего бизнеса» – для занятых людей, которые предпочитают книги не читать, а слушать во время поездки в автомобиле.

С этого дня Вы наконец-то можете приобрести аудио-книгу «Больше денег от Вашего бизнеса. Партизанский маркетинг в действии».

Для тех же, кто предпочитает держать в руках бумажную книгу и делать пометки на полях – по-прежнему есть возможность заказать бумажную книгу.

Читать дальше >>

Четыре священных слова в маркетинге

Есть четыре священных для маркетолога слова. Разумеется, это не весь список, нужно знать и понимать ещё много других слов – но если маркетолог (или тот, кто в вашем бизнесе отвечает за маркетинг) не руководствуется в первую очередь этими четырьмя словами, то горе этому бизнесу и его бюджету...

Священное слово №1 – «клиент». Маркетолог должен в первую очередь думать не о своём продукте, не о том, что он предлагает рынку – а о своих клиентах, о том, кто эти люди, чем они живут, где их искать. Он знает портрет своего типичного клиента. И тут мы переходим ко второму слову –...

Читать дальше >>

Три вида таргетинга – и зачем они нам?

Один из самых страшных грехов в маркетинге, как знают читатели моей книги «Больше денег от Вашего бизнеса» – это обращение к нецелевой аудитории. В книге я сравниваю его с рыбалкой в унитазе: вроде бы и удочка самая лучшая, и наживка отличная... а клёва всё равно не будет. Потому что в унитазе нет рыбы. А среди нецелевой аудитории нет потенциальных покупателей.

Некоторым компаниям в этом плане повезло: нецелевой аудитории у них практически нет. Если компания выпускает зубную пасту или жевательные резинки, практически каждый, кто увидит рекламу, является потенциальным покупателем. Так что можно выходить на телевидение, можно вешать билборды... всё это прекрасно будет работать.

Но чем меньший процент населения нуждается в Вашем товаре или услуге (или чем реже в жизни нужен Ваш продукт), тем менее эффективна массовая реклама. Или, вернее, она остаётся эффективной, но теряется рентабельность. Заплатите за рекламу стирального порошка миллион, и Вы с высокой вероятностью сделаете продаж на 10 миллионов. Но заплатите миллион за рекламу нейрохирурга – и дай вам бог заработать хотя бы 100 тысяч.

Читать дальше >>

Инна Кузнецова, «Месяц в небе» – книга для руководителей и будущих руководителей

Инна Кузнецова aka karial, автор книги «Вверх! Практический подход к карьерному росту», бывший вице-президент штаб-квартиры IBM по маркетингу, а ныне CCO в одной из крупнейших в мире логистических компаний, буквально неделю назад порадовала новой книгой «Месяц в небе. Практические заметки о путях профессионального роста».

На мой взгляд, эту книгу стоит прочитать каждому, но в первую очередь она адресована руководителям и будущим руководителям. По большому счёту, это книга о жизни. О ценностях, о выборео цене, которую ты за него платишь), о главном и второстепенном, об ответственности, о пути профессионального и личностного развития – и о препятствиях на этом пути.

Читать дальше >>

«Александр, Вы взяли меня тем, что...»

После семинара одна из участниц подошла ко мне и сказала: «Александр, Вы взяли меня тем, что отвечаете на вопросы. Я видела много бизнес-тренеров, которые что-то бойко рассказывают, но стоит задать им конкретный вопрос, и они либо говорят "Не знаю", либо уводят разговор в сторону и пытаются уйти от ответа, либо отделываются общими словами. А Вы даже на сложные вопросы отвечаете конкретно и по делу!»

Объясняется это просто. Чтобы хорошо провести семинар или мастер-класс – не университетское занятие перед подневольными студентами, которые потом Вам же должны сдавать экзамен, а семинар перед бизнесменами, которые пришли, чтобы научиться зарабатывать больше денег, и поэтому не стесняются задавать вопросы, и хотят получить конкретные ответы – нужно знать по теме семинара примерно в 20 раз больше, чем ты рассказываешь на семинаре. И ещё примерно в 5 раз больше, чем объём материалов семинара, надо знать в смежных областях.

То есть, чтобы провести хороший семинар по маркетингу, мне надо быть способным провести ещё и семинары по рекламе, продажам, управлению персоналом – даже если я никогда не буду их проводить...

Читать дальше >>

Читайте другие мои материалы

Как со мной списаться

Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Если же письмо осталось без ответа или вернулось (что иногда случается из-за ошибок спам-фильтров), Вы можете послать мне письмо через форму на этой странице - такие письма я получаю всегда.

Пишите мне. Предлагайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!

Всего доброго!

С уважением,
Александр Левитас.

Вы - предприниматель, владелец бизнеса, директор или менеджер? Авторские семинары Александра Левитаса помогут Вам наладить работу персонала, поднять собственную эффективность, с небольшими вложениями привлечь новых клиентов, поднять отдачу от рекламы, наладить взаимовыгодное сотрудничество с другими бизнесами и в результате поднять доходы Вашего бизнеса. Подробнее »

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Письмо автору
Архив рассылки
Подписаться Подписка по Email Блог автора

Copyright © Александр Левитас, 2013-10-07. Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.


-AdRiver-     -AdRiver-

В избранное