Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Манипуляция раздёргиванием


Рассылка для бизнесменов, коммуникаторов и переговорщиков

Боевые говоруны

Выпуск #208, 2011-08-31
Письмо автору
Архив рассылки
Подписаться Подписка по Email Блог автора

Добрый день, уважаемый читатель!

Сегодня я расскажу ещё об одном способе манипуляции, а также о противодействии ему. Но сперва – пара новостей.

«Партизанский тренинговый лагерь» – спешите воспользоваться скидкой

Выкуплена и оплачена уже треть мест на единственный в 2011 году «Партизанский тренинговый лагерь», который пройдёт 6-13 ноября, в Израиле.

Учебная часть будет включать в себя разные аспекты партизанского маркетинга – сотни способов поднять прибыль, привлечь и удержать клиентов, и всё это на малом бюджете или без бюджета вообще. Вы получите инструменты партизанского маркетинга именно для Вашего бизнеса, а главное – научитесь изобретать их самостоятельно. На тренинговой части Вы научитесь примененять идеи партизанского маркетинга для своего бизнеса и, возможно, встретитесь с владельцами или руководителями успешных израильских бизнесов. А во время экскурсионной части великолепные гиды покажут нам Иерусалим, Мёртвое море, Кейсарию, коралловые рифы Эйлата, копи царя Соломона и многое другое.

Подробнее о тренинговом лагере на трёх морях Израиля читайте по адресу http://www.levitas.ru/camp.htm

Внимание! Особые условия при оплате либо перечислении аванса до конца июля до 1-го сентября включительно – за счёт скидок за раннее бронирование гостиницы Вы экономите 350 250 евро.

Хотите узнать сотню способов увеличить прибыль без особых затрат – и заодно отдохнуть на тёплом море в ноябре? Тогда пишите мне прямо сейчас на адрес seminar@levitas.ru, чтобы получить дополнительную информацию.

Приглашаю на семинары осенью

В сентябре-ноябре я планирую поездки в Россию, Беларусь, Украину, Казахстан и Латвию для проведения семинаров. Ближайшие открытые семинары по партизанскому маркетингу, по «человеческим машинам», по секретам увеличения прибыли, по маркетингу услуг, по маркетингу в Интернете и по личной эффективности руководителя пройдут:

Более подробную информацию о семинарах Вы найдёте в конце выпуска. Если же Вы хотите пройти семинар в городе, не вошедшем в список – пожалуйста, напишите мне, чтобы я мог сообщить Вам, когда семинар будет проходить в Вашем городе. Принимаются также предложения от организаторов и заказы на корпоративные семинары на вторую половину 2011 года.

Манипуляция раздёргиванием

Во многих стилях борьбы, будь то самбо или дзюдо, используют принцип «Хочешь потянуть - сперва толкни». Зачем это делается? Противник начинает реагировать на толчок, и когда борец переходит к рывку, противнику сложно переключиться с одного действия на другое – больше шансов, что приём пройдёт успешно.

В фехтовании работает похожий принцип – если я хочу уколоть в правую ногу, то я сперва покажу противнику угрозу атаки в левый бок, он начнёт закрываться, тогда я перенаправлю шпагу ему в лицо... и только после этого уколю в ногу. Такая тактика называется в единоборствах «раздёргиванием» противника – Вы как бы вынуждаете его бежать сразу в две, а то и в три стороны одновременно.

Существует подобная тактика манипуляций, где объёктом раздёргивания становится не тело, а психика жертвы.

Академик Павлов и его собаки

Как гласит известный анекдот, в детстве мальчика Ваню укусили собачка. Потом собачка выросла и забыла об этой истории, а вот академик Иван Петрович Павлов – не забыл. Уж не знаю, есть ли в этой байке зерно истины, но Павлов действительно ставил множество достаточно жестоких опытов на собаках, и одним из них было создание у собаки невроза. Сделано это было так: собаку сперва обучали, показывая ей две фигуры на экране. Если там появлялся круг, надо было бежать к дверце клетки, потому что там служитель давал мясо. Если же на экране появлялся квадрат, собаке надо было забиваться в дальний угол клетки, потому что на весь остальной пол подавался разряд тока.

Довольно быстро собака усвоила эти уроки... и тогда Павлов начал над ней издеваться. У квадрата постепенно скруглялись углы, так что он всё больше и больше походил на круг. А у круга, наоборот, спрямлялись края, так что он постепенно стал походить на квадрат. Собака получала двойное сообщение, противоречивый сигнал, и в результате не знала, что же ей делать – бежать за едой или прятаться от электрошока. Довольно быстро у неё развился невроз с истерическими припадками.

Как видите, здесь происходило то же самоё раздёргивание, только теперь «бежать в две стороны сразу» заставляли психику животного за счёт двойственного сообщения.

Отношения в паре и тактика «ближе-дальше»

Помните песню секретаря Теодоро из фильма «Собака на сене» по пьесе Лопо де Вега?

Сталь подчиняется покорно
Её расплющивает молот
Её из пламенного горна
Бросают в леденящий холод
И в этой пытке, и в этой пытке,
И в этой пытке многократной
Рождается клинок булатный
Вот так моё пытают сердце
Воспламеняют нежным взглядом
Но стоит сердцу разгореться
Надменным остужают хладом
Сгорю ли я, сгорю ли я,
Сгорю ли я в горниле страсти?
Иль закалят меня напасти?

Поведение графини в фильме демонстрирует ту же тактику раздёргивания психики. Она то приближает Теодоро к себе, то отдаляет, то демонстрирует ему свой интерес, то холодна с ним... так что вопрос «Сгорю ли я в горниле страсти?» оказывается вполне уместным.

Похожей тактике манипуляции обучают на некоторых курсах «соблазнения девушек», называя этот способ «ближе-дальше». Чтобы влюбить в себя девушку, ведущие подобных курсов советуют то уделять ей максимальное внимание, по максимуму проявлять заботу, демонстрировать свой интерес к ней – то напрочь игнорировать её, не встречаться, не звонить, на её звонки отвечать холодно и коротко... а потом опять становиться заботливым и ласковым.

На самом деле, конечно, подобное поведение вызывает не любовь, а невроз, раздёргивая психику девушки – но если задачей парня является всего лишь затащить девушку в постель, а не построить здоровые отношения, этот способ вполне работоспособен.

Отношения на работе и двор герцога Мориа

Иногда подобным же образом строит свои отношения с подчинёнными руководитель. Он то хвалит, то ругает, то приближает к себе, то отдаляет от себя – без прямой связи с тем, хорошо себя проявил подчинённый или плохо.

Ярким примером подобного руководителя был Филиппо Мориа, герцог Милана. Этот человек мог какое-то время выказывать своё расположение к придворному, осыпая того милостями, затем внезапно охладеть к нему и полностью его игнорировать, потом снова начать хвалить и одаривать этого человека, затем разгневаться на него и отослать... безотносительно того, что делал придворный.

В результате весь двор жил в постоянном напряжении и состоянии неопределённости, все придворные были невротизированы и пребывали в смятении и неуверенности.

Зачем это нужно манипулятору?

Вы можете спросить – а зачем манипулятору нужно расшатывать нервную систему жертвы? Ответ простой – чтобы сделать человека (или группу людей) податливым и управляемым.

Человека, находящегося в невротизированном состоянии, легко подвигнуть на любые нужные манипулятору действия, легко в чём-то убедить или разубедить. Если же человек «раздёрган», чувство неуверенности и смятения доставляет ему сильный дискомфорт – и он готов на многое согласиться, если ему дадут понять, что в этом случае дискомфорт закончится и появится определённость в жизни.

Поэтому невротизация «раздёргиванием», как и любая другая невротизация (см., например, мою статью о невротизации недостижимой целью) обычно используется не как самостоятельная манипуляция, а как подводящий приём – чтобы затем легко проходили последующие манипуляции.

Как противодействовать этой манипуляции

Если Вы замечаете, что к Вам применяют «раздёргивание», у Вас есть несколько возможных стратегий для защиты от этой манипуляции, из которых легко реализуются две.

Стратегия первая и самая простая – порвать контакт с манипулятором. Перестать встречаться с этим парнем или этой девушкой, перейти на другую работу, где не будет начальника-самодура, заменить в телефонной книжке имя приятеля-манипулятора на «Не снимать трубку» и т.п.

Вторая стратегия уместна там, где нельзя прибегнуть к первой. Это стратегия эмоционального обесценивания – Вы приучаете себя ровно относиться как к тёплому, так и к холодному отношению манипулятора. Как написал Пушкин: «Обиды не страшась, не требуя венца, хвалу и клевету приемли равнодушно». Манипулятор хвалит Вас – ладно, пусть хвалит. Манипулятор ругает Вас – ладно, пусть ругает. Относитесь к этому не как к личному, а как к капризам природы.

  • Причём это должно быть не позой и не маской, а именно реальным равнодушным отношением. Мы ведь не злимся, когда идёт дождь, а просто берём зонтик.

Существуют и более сложные способы борьбы с этой манипуляцией, но я позволю себе не рассказывать о том, как «переманипулировать манипулятора», поскольку в этом случае Вы начинаете играть по правилам манипулятора, а он в этой игре наверняка опытнее и профессиональнее Вас – так что лучше используйте те две неманипулятивные стратегии, описанные выше.

А какие способы противодействовать подобным манипуляциям знаете Вы, уважаемый читатель?

Мои семинары в ближайшее время – осень

Первым делом я ещё раз приглашаю Вас в «Партизанский тренинговый лагерь».

А кроме того, этой осенью я отправляюсь в Россию, Беларусь, Украину, Казахстан и Латвию, чтобы провести семинары по партизанскому маркетингу, по «человеческим машинам», по секретам увеличения прибыли, по маркетингу услуг, по маркетингу в Интернете и по личной эффективности руководителя.

В нынешние непростые времена нужно учиться тем вещам, которые Вы сможете использовать уже сегодня, чтобы получить первые результаты завтра – поэтому для Вас будет неоценимо важным умение рекламировать свой бизнес малобюджетными и бесплатными методами, поднимать продажи и прибыль, не вкладывая денег, налаживать бесперебойную работу своего бизнеса и успевать больше, уставая меньше.

  • О том, что это за семинары, читайте подробно на моём сайте. Здесь же напишу лишь вкратце.

Ближайшие открытые семинары пройдут:

Семинар «Партизанский маркетинг» посвящён тому, как привлекать новых клиентов и как получать больше денег со старых клиентов, не прибегая к традиционной рекламе. Причём большинство партизанских приёмов и стратегий не требуют или почти не требуют вложения денег, а также не могут быть скопированы конкурентами. Подробнее о семинаре: http://www.levitas.ru/partizan.htm

Семинар «Партизанский маркетинг в Интернете» учит привлекать клиентов через Интернет малозатратными и бесплатными способами. Если Ваши клиенты всё реже читают газеты и всё больше времени проводят за компьютером – пришла пора заняться партизанским маркетингом в Интернете, как это уже много лет делаю я. Подробнее о семинаре: http://www.levitas.ru/pmintrnt.htm

Семинар «Партизанский маркетинг услуг» даёт дополнительные инструменты для малозатратного продвижения услуг. Вы узнаете, почему опыт в рекламе и продажах товаров часто не работает для услуг – и освоите десятки инструментов, «заточенных» именно для маркетинга услуг, чтобы клиенты легко покупали у Вас, уходили довольными, возвращались снова и приводили друзей. Подробнее о семинаре: http://www.levitas.ru/pmuslugi.htm

Семинар «Секреты увеличения прибыли. Бесплатные и малозатратные способы поднять доходы Вашего бизнеса» учит тому, как поднять чистую прибыль своего бизнеса, увеличить эффективность рекламы, успешно закрывать больше сделок, поднять среднюю сумму чека, превратить разовых покупателей в постоянных и дольше удерживать каждого клиента, а также сократить расходы не в ущерб качеству – и всё это с маленьким бюджетом или вовсе без денег. Подробнее о семинаре: http://www.levitas.ru/six_keys.htm

Семинар «Человеческие машины» предназначен для директоров, руководителей отделов, проект-менеджеров и других людей, в чьём подчинении находятся от трёх-пяти человек и более, а также для тех, кто только собирается открыть бизнес, и хочет сразу сделать это правильно. Семинар учит тому, как отладить бизнес-процессы и организовать работу подчинённых, чтобы фирма работала чётко и надёжно, как дорогие швейцарские часы. Подробнее о семинаре: http://www.levitas.ru/chelmash.htm

И, наконец, семинар «Личная эффективность руководителя» учит тому, как успевать больше, а уставать меньше. Приёмы управления временем (тайм-менеджмента) и повышения работоспособности помогут сделать больше самому и поднять эффективность работы подчинённых, разгрести накопившиеся дела, не вязнуть в текучке, расправиться с «убийцами времени» и найти наконец-то время для себя, для семьи и для отдыха. Подробнее о семинаре: http://www.levitas.ru/effectiv.htm

Ближайшие открытые семинары пройдут:

Если же Вы хотите пройти семинар в городе, не вошедшем в список – пожалуйста, напишите мне, чтобы я мог сообщить Вам, когда семинар будет проходить в Вашем городе. Принимаются также предложения от организаторов и заказы на корпоративные семинары на вторую половину 2011 года.

Буду рад встретиться с Вами на семинаре!

Статьи в моём блоге

Вот анонсы ещё нескольких полезных статей, опубликованных за последний месяц в моём блоге:

Про коварных соблазнителей и неверных жён

Был период, когда я много тусовался с психотерапевтами и социальными работниками — друзьями и коллегами моей бывшей жены. И когда они порой делились событиями дня – без имён и деталей, понятно – одна из типичных историй выглядела примерно так:

—Мужик приходит, лет сорока, злой как чёрт. Жену у него увёл какой-то «коварный соблазнитель». Пятнадцать лет вместе прожили, и вроде как всё нормально было. Не иначе, как тот мужик её зазомбировал с помощью боевого НЛП, как в газетах пишут. А начнёшь распрашивать – обычная история. А часто жене говорили, что её любите? А подарок ей когда в последний раз делали, кроме дня рождения? Цветы когда последний раз дарили, кроме 8-го марта? Когда последний раз с ней вместе в ресторан или кафе ходили? Сколько времени в день вместе проводили? Как часто и как долго с ней разговаривали? А о чём разговаривали? А когда секс в последний раз был? А в предпоследний? Заботились о ней, говорите? А в чём конкретно эта забота проявлялась?

И знаете, такое впечатление остаётся, что человек к жене относился примерно как к холодильнику: пока стоит на кухне и работает, то можно на него вообще внимания не обращать, пока не сломался. Понятно, что бедная баба сбежала с первым же, кто ей три гвоздички купил и руку поцеловал...

  • Женатым и замужним стоит задуматься, не узнали ли Вы себя в этом описании – и сделать выводы. Но вообще-то я о другом. Я о бизнесе...

Читать дальше >>

Снова о том, как превратить упаковку «на выброс» в конкурентное преимущество

Пластиковые клейкие закладки для книг Kores и GlobalNotes похожи, как близнецы-братья. Примерно тот же размер, примерно тот же набор цветов, наклеены примерно на одинаковую полоску прозрачного пластика... Разница в одном.

На пластиковую полоску Kores нанесены мерные деления и логотип компании. Когда Вы снимете с неё последнюю наклейку, этот кусочек пластика Вы ещё долго сможете использовать как настольную или карманную линейку, всякий раз натыкаясь глазами на логотип фирмы... которая производит вовсе не только закладки для книг.

А вот пластиковая полоска в упаковке GlobalNotes – это просто пластиковая полоска. Которая с высокой вероятностью отправится в помойное ведро сразу же, как только будет израсходована последняя наклейка.

Читать дальше >>

Признание в любви

Я люблю фриков. Нет, не тех фриков, у которых зелёные волосы, татушка на щеке и и двадцать семь серёжек – хотя они мне тоже симпатичны. А тех фриков, которые самозабвенно увлечены каким-то делом, копают долго и глубоко, и поэтому достигают изрядных результатов. Вроде того американского школьника Дэвида Ханна, который построил в папином гараже атомный реактор из подручных материалов.

Сова, одна из приятельниц по «Что?Где?Когда?», в своё время предложила классификацию фриков. Фрики первого рода – это те, кого обычные люди считают малость странным. Например, таковы все игроки в «Что?Где?Когда?», все ролевики, все любители аниме, большинство коллекционеров и т.п. Фрики второго рода – те, кого фрики первого рода считают человеком не совсем от мира сего. Например, среди игроков в ЧГК есть люди, которые в охотку ездят за пару тысяч километров, чтобы сыграть марафонский турнир – это когда вопросы задают 24 часа подряд без перерыва. Ну а фрики третьего рода – это те, на чью жизнь фрики второго рода смотрят с удивлением. Среди игроков в ЧГК на этот титул может претендовать, например, Анатолий Вассерман.

  • Не могу сказать, что я на 100% согласен с этой теорией, но в ней определённо что-то есть :)

Чем же мне нравятся фрики? В первую очередь они симпатичны мне...

Читать дальше >>

В чём лажанулись администраторы ЖЖ

Во время последних перебоев в работе ЖЖ на всех страницах висело сообщение:

«При пользовании LiveJournal могут возникать такие временные трудности, как медленная работа сайта, сбои при загрузке страниц, ошибки 500 и 503, а также ограничение символов при публикации записей. Администраторы работают над устранением этих проблем, примите извинения за доставленные неудобства»

А после того, как перебои были более-менее устранены, владельцам платных эккаунтов пришло письмо:

«Уважаемый alex_levitas,

Чтобы выразить нашу признательность за ваше понимание и поддержку во время недавних DDoS-атак на LiveJournal, мы на две недели продлили оплаченное время для вашего аккаунта. Посмотреть статус аккаунта и дату истечения срока действия платного аккаунта можно на странице ...

С уважением,
Команда LiveJournal»

В чём же лажанулись замечательные люди, писавшие эти тексты? Полагаю...

Читать дальше >>

Это может стать занятным упражнением для продажника

В свете одного из предыдущих постов про чайный магазин в Испании – подумалось, что занятным упражнением для продажника может стать такое:

Провести на ком-то из своих коллег или знакомых продажу своего обычного товара или услуги, либо не произнося при этом ни слова, либо используя только слова «раз, два, три» (или, если Вам так больше нравится, «ква-ква» или «ку-ку»).

  • Чуть более сложный вариант того же упражнения – то же ограничение накладывается и на покупателя.

Разумеется, в силу общего идиотизма упражнения я не советую навязывать его своим подчинённым – зато, если Вы сами продажник, Вы можете проделать это упражнение по собственной инициативе и рассказать тут о результатах.

По ходу упражнения отслеживайте...

Читать дальше >>

Ещё один отзыв о результатах

«Занимаюсь стоматологическим бизнесом, обучалась у Вас в Каменске-Уральском 2 дня, очень Вам благодарна, результат был потрясающим – увеличение прибыли за первый месяц после обучения вырос на 35,6% плюс увеличили базу клиентов только за один месяц на 567 клиентов...»

Татьяна Слободенюк, клиника «Дантист Сибири», Новосибирск

Читать дальше >>

Читайте другие мои материалы

Как со мной списаться

Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Если же письмо осталось без ответа или вернулось (что иногда случается из-за ошибок спам-фильтров), Вы можете послать мне письмо через форму на этой странице - такие письма я получаю всегда.

Пишите мне. Предлагайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!

Всего доброго!

С уважением,
Александр Левитас.

Вы - предприниматель, владелец бизнеса, директор или менеджер? Авторские семинары Александра Левитаса помогут Вам наладить работу персонала, поднять собственную эффективность, с небольшими вложениями привлечь новых клиентов, поднять отдачу от рекламы, наладить взаимовыгодное сотрудничество с другими бизнесами и в результате поднять доходы Вашего бизнеса. Подробнее »

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Письмо автору
Архив рассылки
Подписаться Подписка по Email Блог автора

Copyright © Александр Левитас, 2011-08-31. Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.


-AdRiver-     -AdRiver-

В избранное