Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Боевые говоруны


Рассылка для бизнесменов, коммуникаторов и переговорщиков

Боевые говоруны

Выпуск #193, 2009-11-28
Письмо автору
Архив рассылки
Подписаться Подписка по Email Блог автора

Добрый день, уважаемый читатель!

Сегодня Вас ждут несколько небольших статей, посвящённых тому, как правильно относиться к критике, как реагировать на неё и как её оценивать, чтобы, с одной стороны, не стать жертвой манипуляций, а с другой стороны – не пропустить мимо ушей полезный совет. Но сперва – пара коротких новостей.

Последние семинары 2009 года – Россия и Латвия

В ноябре-декабре я проведу ещё несколько семинаров в России и Прибалтике – они пройдут в Самаре, в Краснодаре, в Риге и в Санкт-Петербурге. Подробности о семинарах – в конце письма.

Принимаются также предложения от организаторов и заказы на корпоративные семинары на зиму и весну 2010 года. Если Вы хотите пригласить меня для проведения семинара в Вашем городе – напишите мне. Подробнее о моих семинарах читайте здесь.

I'm the best — самолюбование

Моя книга «Больше денег от Вашего бизнеса» – самая продаваемая деловая книга 2009 года на «Озоне». Абсолютный бестселлер за год.

Конечно, рейтинг меняется каждый день, и завтра я уже могу сдвинуться на второе место или даже на третье. Но сейчас, когда я пишу эти строки, именно моя книга возглавляет годовой рейтинг продаж. По-моему, я хорошо поработал :) Сегодня весь вечер буду ходить и собой гордиться.

Левитас на НТВ

Недели две назад на НТВ прошла программа «Цены. История всероссийского обмана». Скромный автор этих строк выступал там в качестве эксперта – рассказывал о том, какие трюки используют продавцы и производители, чтобы заставить клиентов покупать больше, чаще и дороже. Так что если Вам ещё не довелось познакомиться со мной вживую, Вы могли хотя бы посмотреть на меня по телевизору.

Если же Вы пропустили программу, её запись можно поискать на YouTube или на RuTube.

Ну а теперь – обещанные статьи о критике и о тех, кто критикует.

Про критику - и правильное отношение к ней

Если Вы что-то делаете, Вас неизбежно будут критиковать.

Причём чем масштабнее то, что Вы делаете, тем больше будут критиковать. Если мало критикуют - значит, мало делаете. Это даже можно использовать как индикатор.

  • Например, когда я затеял раздачу доклада, народ потянулся, и среди первой полусотни комментариев не оказалось ни одного критического - я реально начал беспокоиться. Где же все критики? Почему никто до сих пор не написал какую-нибудь гадость? Может, чего делаю не так? Потом появились первые критики и успокоили меня. То же самое происходило и при наборе на тренинг по личной эффективности - многих спровоцировало то, что я «нескромно» написал о своих достижениях.

Так вот, леди и джентльмены, когда Вас критикуют - как стоит к этому относиться?

Надо иметь толстую шкуру. Как у носорога. Потому что как только Вы подниметесь хоть чуть-чуть выше уровня плинтуса, Вас обязательно будут критиковать. Гарантирую. И далеко не всегда будут это делать корректно и вежливо.

  • Причём если Вы будете на критику реагировать болезненно, поток наездов на Вас ещё и вырастет - чем прикольнее Вы дёргаетесь, тем интереснее Вас колоть и пинать.

Если критика - пусть даже от близких людей, от друзей, от членов семьи - может легко сбить Вас с толку и заставить отказаться от намеченных планов, то далеко Вы не уйдёте. Поэтому выбирайте - или толстая носорожья шкура, или пожизненные пляски под чужую дудку. Третьего не дано.

Однако и пропускать критику мимо ушей не выгодно - порой к ней стоит прислушаться. Как отличить полезную критику от бесполезной? Используйте три простых правила:

1) Смотрите, кто Вас критикует. Это человек, который разбирается в обсуждаемой теме? Он профессиональнее Вас, опытнее Вас? Или хотя бы мудрее Вас в житейском плане, внимательнее Вас? Если так, к его словам стоит прислушаться.

Если же критику наводит человек некомпетентный, разбирающийся в теме хуже, чем свинья в апельсинах, и заменяющий аргументацию словами «я так думаю» или «это моё мнение» - порекомендуйте ему, вслух или про себя: «Суди не выше сапога!» И не обращайте на него внимания.

2) Смотрите, зачем Вас критикуют. Любая критика - всегда попытка управления. Управления Вами, управления Вашим поведением.

Поэтому возникает вопрос, чего добивается критик? Ради чего и каким образом он хочет изменить Ваше поведение, образ жизни и планы? К чему он пытается Вас подтолкнуть или от чего пытается Вас удержать - и зачем это ему нужно? И какой выгоды он добивается?

Скажем, когда мать критикует избранника взрослой дочери, проживающей вместе с ней, она может на самом деле добиваться того, чтобы дочь осталась жить с ней. Выгодой в данном случае может быть избавление от страха одиночества, сохранение источника денег в виде зарплаты дочери, сохранение власти над ребёнком и т.п.

Бывает также так называемая «вторичная выгода» - в плане материальном человек ничего не выигрывает или даже проигрывает, но зато у него появляется причина почувствовать себя лучше.

  • Например, как следует облаяв слона, Моська чувствует себя равной ему. Или менеджеры среднего звена, отговорив своего коллегу от создания собственного бизнеса, избегают таким образом ощущения «мы – неудачники».

Интересы критика могут совпадать с Вашими, а могут и противоречить им. Обращайте на это внимание и игнорируйте критиков, чьё намерение не помочь Вам, не поддержать или защитить Вас - а помешать Вам и ослабить Вас.

3) Смотрите, насколько конструктивна критика. Человек только рассказывает, чем Ваши действия плохи - или же подсказывает, как сделать лучше? Указывает ли он на недостатки и недочёты, которые могут быть исправлены - или же пытается обесценить, «помножить на ноль» Ваши усилия в целом? Помогут ли его комментарии, если их принять к сведению, сделать Ваше дело лучше - или только разозлят или огорчат Вас?

  • Например, если одна подруга в магазине говорит другой: «Этот цвет тебе не к лицу, попробуй что-нибудь более светлое» - она конструктивна. А если говорит: «Всё равно у тебя ноги кривые, что ни надевай» - нет.

Иногда от критика ожидают соблюдения принципа «критикуешь – предлагай» или «покажи сам, как сделать лучше», но я с этим в корне не согласен. Даже если человек не знает, как исправить ошибку, но может её заметить и на неё указать - такая критика вполне конструктивна. Мы будем знать, что сделали не так, и самостоятельно найдём способ это исправить.

Если же критик пытается просто заставить Вас почувствовать себя плохо, или указывает на какие-то принципиально неустранимые недостатки - игнорируйте его.

Я рекомендую изначально воспринимать любую критику как потенциально полезную и относиться к ней внимательно. Но если Вы видите, что критика не проходит одну из трёх проверок - забудьте про неё.

Как реагировать на критику. В принципе, любого критика стоит по первому разу поблагодарить - даже если его советы Вы сочли бесполезными или вовсе вредными. Просто из вежливости. И тем более человека стоит поблагодарить, если его замечания помогли Вам.

Но если человек, чей совет Вам не нужен и бесполезен, продолжает настаивать на своём и навязывать Вам своё мнение, Вам стоит как-то от него избавиться, чтобы не тратить на него слишком много времени.

Совершенно безразличного или неприятного Вам человека можно попросту отправить покорять гору в Перу. Только сделайте это кратко, чтобы не тратить на него время.

Если же человек небезразличен Вам, а тем более если Вы от него зависимы - лучше не идти на конфликт. Часто достаточно будет продемонстрировать ему, что Вы приняли его критику, и либо что-то сделали сообразно его пожеланиям, либо собираетесь это сделать в ближайшее время.

Например, когда Микеланджело ваял статую Давида, к нему в мастерскую явился его покровитель, градоправитель Флоренции, и стал критиковать статую - дескать, нос у неё длинноват. Микеланджело незаметно подобрал с пола немного мраморной крошки, и поднявшись по лестнице, сделал вид, что укорачивает нос статуи - стучал молотком и сыпал из кулака мраморную крошку - а затем спросил:

–Так лучше?
–Гораздо лучше! - согласился градоправитель.

О добрых советах и добрых советчиках

Люди из Вашего окружения часто дают Вам «добрые» советы. То есть, такие советы, которые они искренне считают полезными и разумными.

Да только проблема в том, что часто эти люди настолько не разбираются в теме, по которой берутся давать советы, что по сравнению с ними даже пресловутая свинья может считаться гуру во всём, что касается апельсинов. И вторая проблема - в том, что эти люди желают Вам не того добра, которого хотите лично Вы, а того, которое кажется правильным им.

  • Ну вроде как родные, уговаривавшие Чичваркина не заниматься каким-то сомнительным бизнесом, а закончить институт и работать в офисе с 9:00 до 17:00 за стабильную зарплату, как все...

Я уже писал о том, как надо относиться к «добрым» советам, и ниже будет пара ссылок на эту тему. Но сейчас я снова поднимаю эту тему. Почему?

Недавно я проводил закрытую группу по личным финансам. И видел, что когда кто-либо из участников заявляет в своём блоге, что решил заняться личными финансами, зачастую какие-то доброжелатели оставляют комментарии в стиле «Это фигня, я знаю, верь мне». Но при этом зачастую совершенно очевидно, что комментатор ни черта не знает и верить ему не стоит.

  • Особенно разозлил один знакомый, который год назад сталкивался с ситуацией «шесть иждевенцев, ни копейки денег», а сегодня с умным видом пишет, какая это чушь - финансовое планирование. Вот уж действительно, некоторые люди ничему не учатся.

Чтобы участникам стала очевидна реальная ценность этих советов, я настоятельно рекомендовал им попросить всех, кто оставляет критические замечания, рассказать о своём финансовом положении, своих доходах, своих сбережениях и инвестициях.

  • Обратите внимание: не об их дипломах, не об их познаниях - а именно об их доходах и сбережениях/инвестициях.

И по их реакции на этот вопрос сделать вывод о том, насколько ценно их мнение, будь то положительное или отрицательное.

Почему это было важно? Дело в том, что когда Вы станете заниматься своими финансами, среди родственников и друзей неизбежно найдутся доброжелатели-советчики. Чтобы прочувствовать (не «понять умом», а именно «прочувствовать животом»), как следует относиться к их советам, и нужно было такое вот практическое упражнение.

Результаты оказались совершенно шикарными. Особенно порадовала такая реплика: «Совет не ходить на тренинг по финансам, потому что ничему хорошему там не научат, оставил один человек, который за неделю до этого в своем ЖЖ писал, что он без работы, в холодильнике банка сайры, и денег нет совсем...»

К чему я это пишу? Когда кто-нибудь будет критиковать Ваши планы и отговаривать Вас – первым делом проверьте, сколько у него сайры.

О нецелесообразности склок

Периодически спрашивают: «Алекс, а как ты относишься к тому, что написал о тебе такой-то?»

Как правило, я такие вопросы просто игнорирую. А наиболее настойчиво вопрошающих и пытающихся подлить масла в огонь - заношу в чёрный список и тем самым лишаю возможности впредь надоедать мне.

Потому что склоки в принципе не люблю и тратить на них время считаю нецелесообразным. Предпочитаю потратить время на что-нибудь более полезное. Тем более, что в большинстве случаев имя очередного «такого-то» мне вообще ничего не говорит, так что его мнение мне глубоко безразлично.

Тут примером для меня является древнегреческий философ Диоген - как-то раз, когда его осыпал бранью какой-то прохожий, а Диоген просто прошёл мимо, друг спросил его: «Почему ты не ответил?» Философ пожал плечами: «Когда меня облаивает из подворотни шелудивая собака - ты же не спрашиваешь, почему я не встал на четвереньки и не облаял её в ответ».

Тем более, что к полемистам в полной мере относятся и слова Сенеки о пьяницах: «Выпив, делают много такого, из-за чего, протрезвев, краснеют». В пылу полемики легко увлечься и незаслуженно оскорбить хорошего человека, о чём потом пожалеешь - а слова уже прозвучали, и «вылетит, не поймаешь». Я предпочитаю до этого не доходить.

Впрочем, некоторые критики всё же получают ответ - если я считаю это целесообразным, и тогда, когда я считаю это целесообразным.

Но это бывает нечасто.

P.S. от Александра Левитаса

А что Вы думаете об этом, уважаемый читатель? Интересно ли Вам продолжение этой темы? И о чём бы Вы хотели прочитать в следующих выпусках моей электронной газеты? Какие темы Вас волнуют? На какие вопросы хотелось бы получить ответы? Пишите прямо сейчас.

Мои семинары осенью и зимой

Осенью и зимой я провожу в России и Латвии ещё несколько семинаров по партизанскому маркетингу, по «человеческим машинам», по секретам увеличения прибыли и по личной эффективности руководителя.

В нынешние непростые времена нужно учиться тем вещам, которые Вы сможете использовать уже завтра, чтобы получить первые результаты послезавтра – поэтому для Вас будет неоценимо важным умение рекламировать свой бизнес малобюджетными и бесплатными методами, поднимать продажи и прибыль, не вкладывая денег, налаживать бесперебойную работу своего бизнеса и успевать больше, уставая меньше.

  • О том, что это за семинары, читайте подробно на моём сайте. Здесь же напишу лишь вкратце.

Ближайшие открытые семинары пройдут:

Семинар «Партизанский маркетинг» посвящён тому, как привлекать новых клиентов и как получать больше денег со старых клиентов, не прибегая к традиционной рекламе. Причём большинство партизанских приёмов и стратегий не требуют или почти не требуют вложения денег, а также не могут быть скопированы конкурентами. Подробнее о семинаре: http://www.levitas.ru/partizan.htm

Типичный отзыв предпринимателя, прошедшего этот семинар – «Мои доходы выросли на десятки процентов». Типичный отзыв наёмного менеджера – «Благодаря достигнутым результатам мне подняли зарплату и повысили меня в должности».

Семинар «Секреты увеличения прибыли. Бесплатные и малозатратные способы поднять доходы Вашего бизнеса» учит тому, как поднять чистую прибыль своего бизнеса, увеличить эффективность рекламы, успешно закрывать больше сделок, поднять среднюю сумму чека, превратить разовых покупателей в постоянных и дольше удерживать каждого клиента, а также сократить расходы не в ущерб качеству – и всё это с маленьким бюджетом или вовсе без денег. Подробнее о семинаре: http://www.levitas.ru/six_keys.htm

Типичный отзыв предпринимателя или менеджера по рекламе либо по сбыту, прошедшего этот семинар – «Я научился привлекать дополнительных клиентов и поднял продажи, не вкладывая ни копейки».

Семинар «Человеческие машины» предназначен для директоров, руководителей отделов, проект-менеджеров и других людей, в чьём подчинении находятся от трёх-пяти человек и более, а также для тех, кто только собирается открыть бизнес, и хочет сразу сделать это правильно. Семинар учит тому, как отладить бизнес-процессы и организовать работу подчинённых, чтобы фирма работала чётко и надёжно, как дорогие швейцарские часы. Подробнее о семинаре: http://www.levitas.ru/chelmash.htm

Типичный отзыв руководителя, прошедшего этот семинар – «Количество сбоев, проблемных ситуаций и жалоб клиентов снизилось в несколько раз. Кроме того, наконец-то я не чувствую себя загнанной лошадью, не затыкаю собой каждую дырку, и могу позволить себе отпуск, не боясь, что в моё отсутствие фирма развалится».

И, наконец, семинар «Личная эффективность руководителя» учит тому, как успевать больше, а уставать меньше. Приёмы управления временем (тайм-менеджмента) и повышения работоспособности помогут сделать больше самому и поднять эффективность работы подчинённых, разгрести накопившиеся дела, не вязнуть в текучке, расправиться с «убийцами времени» и найти наконец-то время для себя, для семьи и для отдыха. Подробнее о семинаре: http://www.levitas.ru/effectiv.htm

Типичный отзыв руководителя, прошедшего этот семинар – «Жить стало гораздо легче. Стал успевать намного больше, при том, что выделяю время и на отдых».

Ближайшие открытые семинары пройдут:

Буду рад встретиться с Вами на семинаре!

Если же Вы хотите пройти семинар в городе, не вошедшем в список – пожалуйста, напишите мне, чтобы я мог сообщить Вам, когда семинар будет проходить в Вашем городе. Принимаются также предложения от организаторов и заказы на корпоративные семинары на зиму и весну 2010 года.

Статьи в моём блоге

Вот анонсы ещё нескольких полезных статей, опубликованных за последний месяц в моём блоге:

Кто пишет книги "Как стать миллионером"?!

Услышал сегодня от кого-то реплику в стиле:

—А зачем читать книги о том, как стать миллионером, если их авторы не миллионеры?!

Честно говоря, меня немного заколебали идиоты люди, свысока бросающие подобные реплики или отпускающие шуточки о том, что единственный способ стать миллионером с помощью книги – издать её самому и продать большим тиражом.

Но специально для снобов, которые «беседуют лишь с богом» и поэтому готовы принимать советы лишь от миллионеров, я предложу небольшую подбору книг, авторы которых в любой момент могут предъявить миллион долларов на счету. И даже не один.

Читать дальше >>

Урок от еврейского ниндзя

Много лет назад я был на семинаре у Дорона Навона, мудрого пожилого еврея и к тому же первого в мире неяпонца, который стал учидеси (личным учеником) самого главного японского мастера ниндзюцу Масааки Хацуми.

Семинар был очень полезен, несколько концептуально важных для боевых искусств вещей я «понял спинным мозгом» именно там. Но сейчас я хочу рассказать об одном из упражнений, которые давал Дорон.

Читать дальше >>

«Левитас, а почему у тебя нет бизнеса?»

Утомили уже зануды, снова и снова спрашивающие: «Левитас, вот ты учишь бизнесу, а почему у тебя самого нет бизнеса?» Видимо, мысль о том, что тренинги и консультирование – тоже вполне себе бизнес, для них неочевидна. И даже после того, как это объяснишь, иные спрашивают: «Ну ладно, я понял. А настоящий бизнес у тебя есть?»

На днях общался с мужем моей давней приятельницы. Обаятельный дядька, совладелец бизнеса с миллионными (в долларах) оборотами, возит-продаёт-настраивает электронику. В бизнесе задействованы он сам, его партнёр, менеджеры по продажам, секретарша, водитель. Офис, оргтехника... в общем, всё как полагается. И вот этот дядька тоже докопался до меня: дескать, если ты такой умный, то почему ты строем не ходишь сам бизнес не ведёшь?

Читать дальше >>

Стартуем закрытую группу «Как создать свой бизнес»

Итак, если Вы хотите создать – или уже создаёте – свой бизнес, и хотите, чтобы он стал успешным, и не только доставлял Вам кучу положительных эмоций, но и приносил деньги – специально для Вас стартует бесплатная закрытая группа под рабочим названием «Как создать свой бизнес».

Читать дальше >>

Читайте другие мои материалы

Как со мной списаться

Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Если же письмо осталось без ответа или вернулось (что иногда случается из-за ошибок спам-фильтров), Вы можете послать мне письмо через форму на этой странице - такие письма я получаю всегда.

Пишите мне. Предлагайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!

Всего доброго!

С уважением,
Александр Левитас.

Вы - предприниматель, владелец бизнеса, директор или менеджер? Авторские семинары Александра Левитаса помогут Вам наладить работу персонала, поднять собственную эффективность, с небольшими вложениями привлечь новых клиентов, поднять отдачу от рекламы, наладить взаимовыгодное сотрудничество с другими бизнесами и в результате поднять доходы Вашего бизнеса. Подробнее »

Нет возможности приехать на семинар? Дистанционный (заочный) курс "Партизанский маркетинг" позволит Вам изучить принципы малобюджетного маркетинга. Вы можете пройти этот курс заочно, независимо от того, где живёте или работаете. Подробнее »

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Письмо автору
Архив рассылки
Подписаться Подписка по Email Блог автора

Copyright © Александр Левитас, 2009-11-28. Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.


-AdRiver-     -AdRiver-

В избранное