Пожалуй, одна из самых главных проблем общедоступной информации об инвестициях заключается в том, что большинство ее посвящено инструментам.
А основное внимание, по крайней мере в начале инвестиционного процесса, инвестор должен уделять вовсе не им, а своей инвестиционной стратегии.
Но информации о том, как определить и сформировать свою инвестиционную стратегию, найти крайне сложно. Она теряется и незаметна вообще на фоне обилия информации об инструментах.
Начинающий инвестор напоминает человека, который решил построить дом и с этой целью приехал на рынок строительных материалов. На этом рынке есть все, что ему нужно: вот цемент, кирпич, брус, кровля, саморезы, краска и даже красивый флюгер на крышу. Вот множество инструментов на любой вкус. Глаза разбегаются!
Но если у вас нет понимания, что же именно вы хотите в итоге построить, и нет проекта, то все эти инструменты и материалы сами по себе бесполезны.
Если у вас нет проекта, то информация о том, чем мягкая кровля лучше жесткой, а краска на масляной основе лучше эмали (или наоборот, это я исключительно для примера), для вас бесполезна.
И получается парадоксальная ситуация: информации об инвестициях, казалось бы, много, но практически вся она не о том.
Я и сам, когда еще только начинал свою преподавательскую деятельность в сфере инвестиций, в 2004 – 2005 гг., строил свой первый образовательный проект fintraining.ru, по большей части, вокруг инструментов.
И лишь несколько лет спустя, когда я стал целенаправленно искать и читать правильные книжки (а не все подряд, что попадает на книжные полки магазинов), пришло понимание, что начинать надо совсем не с этого. И относительно недавний проект – assetallocation.ru – построен уже с упором на стратегии инвестиций. (Хотя и информация об инструментах там тоже, конечно же, встречается - куда ж без нее?)
И вот теперь, пожалуй, самая главная проблема: как объяснить это читателям?
Есть ощущение, что многие из тех, кто меня читает, воспринимает эти разговоры про стратегии как что-то непонятное и абстрактное. Или как рекламную мульку, призванную способствовать продажам вебинаров. Но совсем не как что-то действительно жизненно необходимое.
И читатели по-прежнему недоуменно тыкаются между инструментами, и, как и прежде, присылают мне вопросы «во что лучше вложить деньги?», которые вот в такой постановке вопроса разумного ответа не имеют.
Потому что это аналог странного вопроса «что лучше купить для строительства?» от человека, очутившегося на строительном рынке.