Препятствие номер три (прошу извинить Джорджа Сантаяну): Те, кто игнорируют финансовую историю, обречены повторить ее вновь.
Нет большего вреда для мелкого инвестора, чем путать здоровье экономики с доходностью акций. Людям свойственно думать, что когда в экономике все хорошо, будущие доходности акций будут высокими, и наоборот.
На самом деле, верно обратное: история рынка показывает, что во времена безоблачной экономики ожидаемые прибыли низкие, а когда экономика буксует, ожидаемые прибыли высоки; прописная истина рынка в том, что лучшая рыбалка возможна в шторм. В конце 90-х люди думали, что интернет поменяет все. Так и случилось, но он не слишком помог экономике, и за следующие 10 лет рынок акций пережил не один, а даже два зубодробительных обвала, которые вылились почти в целое десятилетие отрицательных доходностей. А вот
инвесторы, которые купили акции на дне Великой Депрессии (и на дне недавнего финансового кризиса) заработали, как гангстеры.
Но теперь вы знаете достаточно инвестиционной теории, чтобы понять этот парадокс: поскольку риск и доходность неразрывно связаны, высокий риск и высокая доходность стоят рядом, как и низкий риск с низкой доходностью. Когда экономика выглядит ужасно, риски кажутся высокими, и акции должны обеспечивать более высокую доходность, чтобы люди покупали их; напротив, когда экономика выглядит чудесно, и акции кажутся безопасными, они становятся более притягательны для людей, и это снижает их будущую доходность.
Другими словами, наибольшие прибыли делаются при покупке по низким ценам, а акции становятся дешевы, когда выходят плохие новости об экономике; соответственно, наибольшая доходность достигается, когда экономика переживает не лучшие времена, и наоборот.
Изучать историю рынка – это не просто знать прошлые модели поведения рынка (хотя это тоже полезно). Это также умение определять настроение рынка, которое также коррелирует с будущими прибылями.
В 1929 году рынок на пике показал классический пример связи между стоимостью и рыночными настроениями; когда у Джозефа Кеннеди старшего спросили, как он понял, что пора продавать акции, он ответил, что понял, что пора выходить из акций, когда его чистильщик обуви начал интересоваться у него инвестиционными идеями. В 1990-х у меня было два таких момента. Первый, когда я увидел телевизионную рекламу торговли акциями онлайн, показывающую дэйтрейдера, который только что купил собственный остров; второй
пришел, когда моя родственница, не знающая основ инвестиций, вступила в инвестиционный клуб. (Одна из версий рекламы про остров доступна здесь: http://www.youtube.com/watch?v=1lnwkXb3B-k). Точно так же, вы могли видеть, как в начале 2000-х, похоже, половина ваших друзей спекулировала домами и покупала недвижимость в ипотеку.
Почему существует связь между всеобщей популярностью и последующими низкими доходностями? Все просто: для того, чтобы цена росла дальше, нужны деньги новых покупателей, а если все уже вложились в акции, недвижимость или золото, то новых денег попросту нет. Покупки наивных, неопытных инвесторов обычно свидетельствуют о завершении ралли.
На дне рынок ведет себя похожим образом; когда все боятся акций, когда уже все, кто хотел продать, продали, цены, пойдут скорее вверх, чем вниз.
Обратите внимание: мы часто отталкиваемся от рекомендаций других людей, обсуждая, например, рестораны, кинофильмы, врачей или бухгалтеров; когда все ваши друзья говорят вам об одном и том же, есть высокая вероятность, что совет будет верен. В финансах, однако, по причинам, описанным выше, все наоборот: когда все ваши друзья с энтузиазмом смотрят на акции (или недвижимость, или любые другие инвестиции), вам, вероятно, этого делать не следует, а если они негативно отзываются о вашей инвестиционной
стратегии, это хороших сигнал.
Получение знаний об истории поведения рынков хорошо способствует такому прибыльному, но при этом противоестественному поведению: «этот фильм вы уже смотрели».
Поможет ли вам способность распознавать чрезмерный рыночный оптимизм или пессимизм при определении моментов времени, когда нужно покупать или продавать? Нет, не поможет. Скорее вам нужно знать финансовую историю для того, чтобы быть более эмоционально стабильным, и удержаться от покупок «на все» в моменты рыночной эйфории, или от продаж на дне рынка, когда мир, казалось бы, катится в ад.
Повторюсь, способность придерживаться четкого соотношения, например, портфеля 33/33/33, упомянутого в начале брошюры, является легкой и эффективной формой маркет-тайминга, поскольку это подразумевает, что вы будете покупать больше акций после значительных провалов, когда господствует пессимизм, и продавать акции после длительных впечатляющих подъемов, когда рынок, казалось бы, делает богатыми всех подряд. Настоящая цель изучения финансовой истории в том, чтобы придать вам достаточно мужества для продажи
по высоким ценам и покупки по низким, поддерживая изначальное соотношение активов в портфеле.
В качестве домашнего задания даю вам пару книг: «Горе неудачникам» ("Devil Take the Hindmost") Эдвард Канцлера – справочник маний фондового рынка; и «Великая Депрессия: дневник» ("The Great Depression: A Diary") Бенджамина Рота – описание того, какими вещи кажутся на дне. Жизнь большинства инвесторов приходится на два различных периода, описанные в этих книгах. Эти книги станут маяками, которые проведут вас сквозь все периоды рынка, как лучшие, так и худшие.