У меня нет возможности 18, 19, 20, 21 числа присутствовать
на семинарах лично. Могу ли я, оплатив их, позже скачать с сайта
(только не просмотреть их в записи - а именно скачать) - для
ознакомления дома, и позже по мере возникновения вопросов
Вам их задать в письмах? Заранее спасибо.
С.С.:
Вы не сможете ни скачать с сайта записи платных вебинаров,
ни даже просто просмотреть их в записи. Если у вас нет
возможности присутствовать на занятиях 18, 19, 20, 21 числа
в режиме on-line, я рекомендую вам отказаться от участия в вебинаре.
Всем остальным (кто сможет в режиме on-line участвовать
в занятиях вебинара 18 - 21 апреля с 19:00 до 20:30 по московскому
времени) напоминаю, что для оплаты участия в вебинаре остаются
уже даже не считанные дни, а считанные часы. На вебинар
зарегистрировалось рекордное количество участников, однако многие,
похоже, откладывают оплату на последний момент. Пожалуйста,
не создавайте лишних сложностей ни себе, ни организаторам,
оплатите участие в вебинаре заранее.
* * *
Уважаемый Сергей,
Меня интересует вопрос, зависит ли структура портфеля от рода
бизнеса. Я инвестирую в отельный бизнес, сейчас конечно все
средства идут в строительство, чтобы как можно быстрее запустить
и раскрутить отель. Но дальше встает вопрос, я согласен,
о формировании портфеля. Но, как мне кажется, портфель
бизнесмена, торгующего нефтью, и отельера не могут совпадать.
В связи с этим, какую, хотя бы приблизительно, структуру
портфеля Вы бы порекомендовали применительно к моему бизнесу.
С уважением,
Дмитрий Стельмах
С.С.:
Судя по письму, вы совершаете одну из частых ошибок,
распространенных в среде предпринимателей – не разделяете
(смешиваете) личные деньги и деньги бизнеса.
Первое, что я рекомендую сделать – это исправить эту ошибку.
У вас должно быть, выражаясь языком бизнеса, два отдельных
бюджета и два отдельных балансовых отчета – для вас лично
(и вашей семьи), и для вашего бизнеса. Деньги ни в коем случае
не должны произвольно браться, например, из бюджета бизнеса
на цели семьи, и, наоборот, из бюджета семьи на цели бизнеса.
Деньги из бюджета семьи должны попадать в бизнес через
внесение в капитал либо через займы. Деньги из бюджета бизнеса
должны попадать в семью через получение зарплаты или выплату
дивидендов. Учитывая особенности ведения бизнеса в России,
я вовсе не призываю вас официально оформлять все эти движения
капитала бухгалтерскими операциями. Но у вас в голове и где-то
в «тетрадочке» для внесистемного учета эти два вида денежных
потоков должны быть железобетонно отделены друг от друга.
Нельзя произвольно изымать деньги со стройки, чтобы отправить
жену в отпуск, как нельзя произвольно поступать и наоборот.
Как я понимаю, в вашем личном бюджете бизнес является одним
из основных активов. Возможно, вы удивитесь, но западные
консультанты рекомендуют ограничить вложения в свой собственный
бизнес долей не более 20% вашего капитала. Остальные активы
должны быть направленные в области, не связанные с бизнесом –
ценные бумаги, недвижимость, депозиты, страхование, пенсионные
программы, доли в бизнесах, где ваше участие не является
определяющим, и т.п.
Однако если размер доли бизнеса в личном бюджете остается
на ваше усмотрение (хотите рисковать – увеличьте долю вложений
в бизнес), то жестко разделить личные деньги и деньги бизнеса
рекомендую обязательно.
А вот после того, как деньги бизнеса и личный бюджет будут
разделены, окажется, что личные портфели отельера и нефтяника
различаются не столь сильно. Вернее, отличия будут, но гораздо
важнее окажутся другие факторы, никак не связанные с профилем
бизнеса - ваше отношение к рискам, ваши цели (не связанные
с бизнесом), ваш инвестиционный горизонт, ваши обязательства
перед близкими и т.п.
* * *
Добрый день, Сергей.
Вы, как и другие эксперты в области личных финансов, перед
тем как заняться инвестированием рекомендуете создать финансовую
"подушку безопасности", т.е., по-народному, заначку в размере
3-6 среднемесячных доходов.
Хорошо, допустим, создали. Вопрос: в каком виде её держать???
Как рекомендуют некоторые: положить её на депозит, вложить
в ПИФы, в страхование жизни. Подушка безопасности рассчитана на
поддержку в кризисный период. А именно в такой период банки
не выдают деньги с депозитов (даже Сбербанк в период гиперинфляции
в конце 80-х не выдавал деньги просто под предлогом "нет
наличности"), паи в разы дешевеют, а про наши страховые
компании вообще лучше не вспоминать.
В каком виде или где, по Вашему мнению, лучше хранить
финансовую "подушку безопасности"???
Заранее благодарен за ответ.
Валерий.
С.С.:
Вы рассуждаете верно, а вот неизвестные «некоторые эксперты»
явно заблуждаются, не понимая сути «подушки безопасности».
Деньги, отложенные в заначку на случай непредвиденных
обстоятельств, должны удовлетворять двум требованиям:
Высокая надежность
Высокая ликвидность
Исходя из этого, варианты и ПИФов и, тем более, страхования
жизни, для «подушки безопасности» абсолютно неприемлемы. ПИФы не
являются ни надежными, ни ликвидными. Страхование жизни можно
отнести к относительно надежным инструментам (с большим
количеством оговорок), но никак нельзя отнести к ликвидным.
Я рекомендую большую часть средств «подушки безопасности»
держать в виде наличных дома или в сейфе банковской ячейки.
Возможно (но не обязательно) некоторую часть этих денег иметь
в ликвидной иностранной валюте (евро, доллар США). И возможно
(но, опять же, необязательно) небольшую часть этих денег
поместить на счет до востребования или на счет пластиковой
карты в надежном банке, если текущая экономическая ситуация
не дает поводов для беспокойства за их судьбу в ближайшем будущем.
При первых признаках финансовой дестабилизации эти деньги
из банков лучше забрать или уменьшить их долю.
Все прочие финансовые инструменты (вроде тех же ПИФов,
накопительного страхования и т.п.) могут приобретаться только
после того, как вопрос формирования «подушки безопасности» закрыт.