Москва, 6 апреля - ЦФО и компания "Риком-Траст"
проводят бесплатный семинар по фондовому рынку
Москва, 12 апреля - начало занятий учебного курса
Валерия Гаевского и Константина Царихина "Основы биржевой
торговли ценными бумагами"
В сегодняшнем выпуске – письма с вопросами об обучении.
Но сначала похвастаюсь одной круглой цифрой – число
курсантов Центра Финансового Образования, т.е. учеников наших
платных дистанционных курсов, недавно перевалило за тысячу
человек. В среднем, получается, в год мы обучаем около
200 человек. Это только дистанционно, без учета очных семинаров.
Вполне сравнимо с факультетом хорошего крупного ВУЗа.
* * *
Здравствуйте, Сергей!
С интересом читаю Ваши очень полезные рассылки!
Не исключаю, что в ближайшее время буду оплачивать
и проходить обучение на ДК "УЛФ" для повышения своей финансовой
грамотности!
Я конечно не сомневаюсь в необходимости и полезности
Вашего дистанционного курса "УЛФ", но хотелось бы получить
ответ на следующий вопрос: чем содержание Ваших материалов
отличаются от содержания материалов в книге "Разумный инвестор"
и книг, автором которых является В.С.Савенок? Практическое
выполнение заданий - это единственное отличие?
С уважением,
Дмитрий
С.С.:
Учебный курс – это не книга. Книги, даже самые хорошие,
обычно покупают для того, чтобы «прочитать и забыть». Курс же
стоит покупать, если вы действительно готовы прилагать усилия
к усвоению материала, и применять полученные знания на
практике. Обучение сильно отличается от «просто чтения».
Чем отличается курс от вышеупомянутых (и других) книг?
Понятно, что, как минимум, содержанием. Как книги Грэхема
имеют мало общего с книгами Савенка (если вы читали и того,
и другого автора, вряд ли вы станете с этим спорить), так и
курс имеет мало общего с упомянутыми книгами. Но есть отличия
и помимо содержания.
Чем же наши учебные курсы отличаются от книг?
В первую очередь, и это главное, наличием обратной связи
с преподавателем. Возможностью задать вопросы преподавателю
и получить ответ. Книги такой возможности не дают.
Возможностью обсудить материалы курса с другими
курсантами, изучить чужой опыт, поделиться своим опытом.
За пять с лишним лет существования проекта закрытый форум
курса превратился в уникальную площадку экспертов по разным
вопросам. У многих из них даже мне есть чему поучиться.
Последовательностью прохождения материалов, ориентированной
именно на изучение, а не просто на чтение. Курс исключает
возможность «прыгать по темам», предусматривает время
на вдумчивое изучение материалов и выполнения заданий к ним.
Объемом. В распечатанном виде на листах формата A4 только
основные материалы курса занимают у меня две папки-скоросшивателя
толщиной 2-3 см. Книги такого объема мне на прилавках пока
не попадались, если не считать изданий энциклопедического характера.
И, конечно же, уникальностью знаний. Если бы все это
можно было прочитать в книжке, я не стал бы писать курс.
Однако, как пять лет назад не было книжки, которую я мог бы
рекомендовать как учебник по личным финансам, так нет ее и
сейчас. Книги, раскрывающие отдельные направления, в продаже
и в сети появились. А вот книг, дающих выстроенную систему
знаний, нет до сих пор.
* * *
Здравствуйте, Сергей Александрович!
На Вашем сайте, в программе курса "УЛФ", тема 17
"Недвижимость" была добавлена 20.03.2006. Сейчас март 2010.
Вопросы:
Чем вызвано отсутствие дополнительных тем в курсе "УЛФ"
после марта 2006 года?
Отражают ли материалы курса "УЛФ" реальную ситуацию конца
2009/начала 2010, т.е. изменяется ли содержание тем курса "УЛФ"
в зависимости от реальности?
С уважением,
Игорь.
С.С.:
Курс практически не изменялся со времени написания. На мой
взгляд, в этом нет необходимости.
Ничего со времени написания курса принципиально не изменилось.
Я очень рад, что мне не пришлось вносить изменения в материалы
курса ни в связи с началом недавнего финансового кризиса,
ни в связи с его окончанием. С моей точки зрения, это говорит
о высоком качестве материала.
Это большое и распространенное заблуждение новичков, что
в мире что-то сильно меняется. Меняется «информационный шум»,
меняется мода, а общие тренды остаются неизменными. А меня
интересуют именно глобальные тренды, а вовсе не «шум». Чарльз Доу
сформулировал основные постулаты анализа рынка акций свыше ста
лет назад. Бенджамин Грэхем написал свой великий учебник по
активным инвестициям (я имею в виду книгу «Разумный инвестор»)
в 1949 году. Гарри Марковиц сформулировал основы портфельной
теории в 1952 году. Еще несколько действительно хороших книг
об инвестициях написаны в 70-е – 90-е годы прошлого века. Все
эти концепции прекрасно работают до сих пор. Проблема
не в отсутствии свежих идей, проблема в том, что о давно
известных идеях подавляющее большинство российских инвесторов
не имеют никакого представления.
Знание немногих принципов с успехом заменяет знание многих
фактов. Если вы понимаете базовые принципы (а именно
на формирование такого понимания направлен курс), то нюансы
вы и сами сообразите, где посмотреть. Моя задача – сделать
понятными вам принципы, а факты вы, когда понадобится, найдете сами.
* * *
Уважаемый Сергей, здравствуйте!
На сайте fintraning прочитал информацию о Вашем курсе
"Управление личными финансами" и был впечатлен объемом
информации, который содержится в программе курса.
К сожалению подобных программ развития финансовой
грамотности от наших родных, отечественных практиков
не так уж много. В то же время литературы, статей, сайтов,
блогов посвященных данной тематике очень много, настолько,
что в этом можно увязнуть, отсеивая мусор от полезной информации.
Поэтому встает вопрос - как наиболее эффективно потратить
деньги и время на ликвидацию собственной финансовой безграмотности?
Прочитав информацию о курсе, у меня появились вопросы,
ответы на которые помогут мне понять, что собой представляет
курс, и что мне от него ожидать. Пожалуйста, ответьте на них.
Я сторонник очного обучения, когда можно лично пообщаться
и задать вопросы ведущему. Как это реализовано в данном курсе,
как Вы отвечаете на вопросы "студентов"? Сколько можете уделить
времени человеку, ведь Вы наверняка занятой человек :) ?
Курс был подготовлен довольно давно, так тема 17 была
добавлена в курс аж в 2006 году. Скажите, как изменился курс
с того времени, что появилось нового, а если ничего не изменилось,
то почему?
Могли бы Вы прислать 1-2 произвольные страницы материала,
чтобы понять характер подачи материала, насколько подробно
рассматриваются вопросы.
Любое обучение без практики однобоко. Есть ли практические
задания, приближенные к нынешней реальности в данном курсе?
Это позволило бы лучше понять теорию.
Сергей, на мой взгляд, качественный материал помогает
поставить мозги на нужное место и заставляет взглянуть на вещи
по-новому, это было бы особенно важно для меня - обычного
человека, привыкшего смотреть на деньги с определенной
и весьма ограниченной точки зрения. Надеюсь что этот курс,
в этом отношении оправдает мои надежны, при этом я понимаю,
что понимание и дальнейшие успехи зависят только от меня. :)
Спасибо, жду Ваш ответ.
Андрей.
С.С.:
Отвечаю по пунктам.
Много вопросов обычно возникает там, где недостаточно
хорошо изложен основной материал. Если же основной материал
изложен доступно и понятно, то и вопросов, как правило, возникает
немного.
На вопросы курсантов я отвечаю либо на закрытом форуме курса
(чаще), расположенном на сайте проекта, либо в личной переписке
(реже). Есть несколько преимуществ, которые дает закрытый форум
с ответами на вопросы.
Во-первых, большинство вопросов – типовые, они повторяются.
Достаточно один раз ответить на типовой вопрос на форуме,
чтобы больше не возникало необходимости отвечать на него
вновь. Либо чтобы отправлять к форуму тех, кто ленится
прочитать доступный материал перед тем, как задавать вопросы.
Более того, в последнее время правильные ответы на вопросы
новичков стали появляться на форуме уже и без моего участия,
чему я очень рад. На вопросы отвечают те, кто уже проходил
курс давно и знает ответы, а мне остается лишь поправить
или дополнить ответ, если в этом есть необходимость. Более
того, среди наших курсантов есть профессионалы в своих областях,
которые могут ответить на отдельные вопросы гораздо лучше меня,
закрытый форум курсантов уже превратился в своеобразный
«экспертный клуб» со специалистами в различных областях
инвестиций.
Во-вторых, прежде чем вынести какой-нибудь свой вопрос
на суть общественности, человек, как правило, немного подумает.
Никто не любит выглядеть глупо в глазах коллег. А подумав,
он, как правило, в большинстве случаев сам находит ответ.
Это избавляет меня от большинства вопросов, вызванных ленью,
или нежеланием немного напрячь извилины. Скажем, когда ответ
на вопрос легко найти самостоятельно через Яндекс или Google.
Редкие случаи, когда я отвечаю на вопросы в личной переписке,
возникают тогда, когда вопросы являются конфиденциальными.
Например, если человек планирует инвестировать большую сумму
денег и не хочет, чтобы об этом стало известно окружающим.
Либо если речь в вопросе идет об обсуждении закрытой,
инсайдерской информации. В этом случае можно рассчитывать
на мой личный ответ.
Ответил выше.
На сайте ЦФО есть «Вводная лекция». Есть архив рассылки
за 6 лет, (в котором, кстати, есть и отрывки из курса). Есть
блог в Живом Журнале с множеством моих статей. Этого более чем
достаточно, чтобы составить представление о моем стиле изложения.
Есть несколько особенностей, которые отличают инвестиции
от других наук, скажем, от математики. Во-первых, практика
в инвестициях – это вложение денег. Ваших денег. И обычно
довольно больших денег. Во-вторых, всегда есть риск потерять
вложенные деньги, инвестиций без риска не бывает, я подробно
рассказываю об этом в курсе. И, в-третьих, в инвестировании
очень важен навык самостоятельного принятия решений. Нет ничего
хуже, чем инвестиционные решения, принятые под давлением другого
человека.
Поэтому я всячески поощряю самостоятельные инвестиции,
но не считаю возможным принуждать вас к ним. В том числе и путем
заданий к материалам курса. Задания в курсе есть, но они
не предусматривают обязательного вложения средств. Обычно
задания к материалам курса заключаются в некоторой
информационной работе – например, в самостоятельном поиске
и анализе информации. Выполнить их можно, не рискуя своими
деньгами. Что касается решений инвестиционного характера,
то их курсанты принимают самостоятельно, когда почувствуют,
что они к этому готовы.