В сегодняшнем выпуске и нескольких ближайших выпусках я опубликую
ряд отрывков из курса "Управление личными финансами". Цель публикации
- дать представление о содержании курса и стиле изложения материалов.
Оформить подписку на курс можно на сайте Центра Финансового
Образования http://fintraining.ru
Из блока "Активы и пассивы"
(...)
Правило первое.
Нужно знать разницу между активом и пассивом и покупать активы.
Если вы хотите быть богатым, это все, что вам нужно знать. Это правило
первое и единственное. Возможно, оно кажется вам до абсурдного простым,
но большинство людей даже не подозревает, насколько оно важно.
У множества людей появляются финансовые проблемы именно из-за того,
что они не понимают разницы между активами и пассивами.
Роберт Кийосаки
Подход бухгалтера и подход экономиста
Слова "актив" и "пассив" происходят от латинских слов activus -
деятельный и passivus - страдательный, недеятельный.
Существуют различные определения активов и пассивов. Это вносит
определенную путаницу в умы тех, кто пытается понять что это такое.
Задав вопрос про активы и пассивы людям разных профессий, вы можете
услышать два принципиально разных подхода к этим терминам.
Я буду их условно называть "подход бухгалтера" и "подход экономиста".
Кстати, многие думают, что профессия экономиста и профессия
бухгалтера похожи друг на друга. Это заблуждение. У экономиста и
бухгалтера принципиально разные задачи, что часто приводит к тому,
что им оказывается непросто понять друг друга.
Знаете, в чем разница между экономистом и бухгалтером?
Экономисту важно, чтобы у фирмы была прибыль.
И ему неважно, сойдется ли актив с пассивом.
:-))
А бухгалтеру важно, чтобы сошелся актив с пассивом.
И ему неважно, будет ли у фирмы прибыль.
:-))
В этих шутках очень большая доля правды. Экономист и бухгалтер
решают принципиально разные задачи. Экономист решает задачу улучшения
реального финансового состояния предприятия. А бухгалтер - в первую
очередь, задачу соответствия требованиям предъявляемым государственными
фискальными структурами.
В разгар рабочего дня в фирму врываются парни в камуфляже
и в масках с криками: "Лежать, это ограбление!".
Главный бухгалтер, опускаясь на пол:
"Напугали, сволочи, я-то думал - налоговая полиция..."
Анекдот
Активы и пассивы в бухгалтерском учете
В бухгалтерии активом и пассивом называют левую и правую стороны
бухгалтерского баланса.
Слово "баланс" происходит от французского balance - весы.
Бухгалтерским балансом называют систему показателей, сгруппированных
в сводную ведомость в виде двусторонней таблицы, отображающую наличие
хозяйственных средств и источников их формирования в денежной оценке
на определенную дату.
В бухгалтерии на активных счетах отображается наличие хозяйственных
средств. Остатки на активных счетах показывают как распределены
средства, "куда они направлены".
А на пассивных счетах отображаются источники формирования
хозяйственных средств. Остатки на пассивных счетах отвечают на вопрос
"откуда взялись" средства.
Важно понять, что в бухгалтерском учете активы и пассивы - это
ОДНИ И ТЕ ЖЕ ДЕНЬГИ, просто разбитые в соответствии с разными принципами.
Отсюда вытекает главный принцип бухгалтерского учета - сумма активов
в любой момент равна сумме пассивов, т.е. две "чаши" весов баланса
в любой момент времени находятся в равновесии.
Закон Мэрфи для бухгалтера:
Если баланс не сошелся, значит в нем есть ошибка.
Если баланс сошелся, значит ошибок две.
Общая сумма активов (или, что одно и то же, общая сумма пассивов)
называется "валютой баланса". К иностранной валюте это понятие не имеет
никакого отношения. Оно служит для того, чтобы по балансу быстро
оценить объем хозяйственной деятельности предприятия.
Баланс фирмы в каждый момент времени является как бы "моментальным
снимком" ее финансового состояния. Баланс отражает имущество фирмы на
дату составления баланса. В левой части баланса - активе - имущество
отражается в разбивке по видам, составу и размещению. В правой части
баланса - пассиве - имущество отражается в разбивке по источникам
формирования.
Многие считают бухгалтерский учет делом сложным и запутанным.
Отчасти это действительно так, поскольку львиная часть работы бухгалтера
состоит в изучении запутанных инструкций о том, на каких именно
бухгалтерских счетах и в каком именно порядке нужно производить учет
тех или иных операций. Однако в основных принципах бухгалтерского учета
нет ничего сложного. Достаточно понять их, чтобы вы как руководитель
или сторонний инвестор могли получать из баланса информацию об общем
состоянии дел на предприятии.
В приложении к этому блоку вы найдете пример бухгалтерского баланса.
Разберитесь в этом примере и принципы составления бухгалтерского
баланса станут для вас намного понятнее.
(...)
Успеха вам!
Если вы хотите задать вопрос или поделиться своими мыслями, пишите
Сергею Спирину.
Имейте в виду, что письма могут цитироваться с указанием имени автора
и адреса его электронной почты, если не оговорено обратное.