Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Инструменты для руководителя. Описания, примеры. Выпуск 39. ДОВЕРЯЙТЕ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ


Выпуск 39. Доверяйте здравому смыслу. Пять тестов на очевидность.


Подписывайтесь на рассылки:

«Руководитель и организация. Статьи»

«Золотые правила успешного бизнеса»


ДОВЕРЯЙТЕ ЗДРАВОМУ СМЫСЛУ

Поиск любой стратегии маркетинга - это поиск очевидного. Вот как определяет слово «очевидный» толковый словарь: явно или ясно видимый; явный, ясный для ума, верный, несомненный. Это определение объясняет, почему очевидная стратегия так эффективна. Она явная, ясная для ума, проста и легка для понимания - и не вызывает сомнений. Именно поэтому она так хорошо работает.

Интересно, что когда клиентам предлагается очевидная стратегия, то многих из них она не впечатляет. Они чаще ищут хитроумную, не настолько очевидную идею. Я часто слышу что-то вроде следующего: «Это мы уже знаем. Неужели решение настолько просто?» После этих слов я начинаю свою «речь об очевидном» и говорю примерно так: «Вы правы, это очевидно. Но если это очевидно вам, то будет так же очевидно вашим клиентам. Именно поэтому и сработает».

 

Пять тестов на очевидность

Первый тест на очевидность я позаимствовал у Чарльза Франклина Кеттеринга, главы исследовательского центра компании General Motors. Впоследствии он был вице-президентом, а затем и директором корпорации. Он и повесил на стене исследовательского центра компании в Дейтоне следующую надпись: « Когда эта проблема будет решена, она станет простой».

Очевидное почти всегда просто - настолько просто, что иногда целые поколения людей смотрят на него, и не видят. Но если какая-то идея хитроумна, оригинальна или сложна, к ней стоит отнестись с подозрением. Скорее всего, она не очевидна.

История науки, искусства и выдающихся достижений в мире бизнеса - это история того, как, решая сложные проблемы, люди натыкаются на простые решения. Мудрое изречение Кеттеринга можно перефразировать так: «Найденное решение будет очевидным».

 

Второй тест на очевидность - это вопрос:

Соответствует ли это человеческой природе?

Если вы не чувствуете полной уверенности в том, что вашу идею или план поймут - и примут: ваша мама, жена, братья, сестры, соседи; человек, работающий за соседним столом или соседним станком, механик, обслуживающий ваш автомобиль, ваш парикмахер, продавец бакалейного магазина, где делает покупки ваша жена, «цветной» мальчишка, который чистит вам обувь, ваша тетушка, ваша секретарша, попутчик по утренней электричке на работу, ваши самые близкие друзья - если вы теряетесь, разъясняя свою «очевидную» идею этим людям - она, вероятно, не очевидна.

Ведь они увидят ее такой, какова она есть - не усложненной профессиональными или техническими знаниями и свободной от тех ограничений, которые накладывает личный опыт.

Все вместе, эти люди - «срез» человеческой природы, а ведь именно человеческая природа решает судьбу любого плана или сводит на нет решение любой проблемы. Она - определяющий фактор в жизни и в бизнесе, в науке и искусстве.

Если же вы хотите что-то кому-то продать, заручиться чьей-то поддержкой, побудить человека что-то сделать или уговорить его изменить укоренившуюся привычку, ваши действия должны соответствовать человеческой природе. Иначе вы просто зря потратите время, деньги и энергию.

Реакции обычных людей на удивление очевидны - потому что у обычных людей простой, здравый и незамысловатый ум.

 

Третий тест на очевидность таков:

Запишите это на бумаге

Запишите свою идею, план или проект простыми словами - как будто объясняете их ребенку.

Удается ли вам ограничиться двумя-тремя короткими абзацами - так, чтобы при этом было понятно? Если нет, если объяснение получается длинным, путаным и заумным, очень вероятно, что ваша идея не очевидна. Ведь, как мы уже сказали, «Когда вы найдете ответ, он будет простым». Ни одна идея, ни один план, программа или проект не очевидны до тех пор, пока их не могут понять и повторить люди обычных интеллектуальных способностей.

Часто попытка изложить идею или план на бумаге автоматически выявляет их слабые или запутанные места. Иногда это помогает увидеть, в чем ваша ошибка, и найти простое и очевидное решение. Определенно, записывая что-то на бумаге, можно сразу же увидеть, что у вас есть - или чего у вас нет.

 

Четвертый тест на очевидность звучит так:

ВЗОРВЕТ ли это умы людей?

Если вы представили свою идею, изложили свое решение проблемы или объяснили свой план, и в ответ услышали: «Почему же мы не подумали об этом раньше?»,  - можете себя поздравить. Очевидные идеи очень часто «взрывают» ум.

Если идея или предложение не «зажигают», если они требуют подробных объяснений и вызывают долгие дискуссии, значит, либо они не очевидны, либо вы их как следует не продумали и свели к очевидной простоте искусственно.

Как определить, «взорвала» ли идея ум человека? Когда человек улавливает очевидную идею, он начинает по-другому говорить, его лицо вдруг озаряется светом, а в глазах появляются понимание и одобрение. Это один из самых надежных тестов на очевидность.

 

Пятый тест на очевидность:

Своевременно ли это?

Многие идеи и планы очевидны по своей сути, но почти также очевидно, что сейчас «не их время». Часто проверка на своевременность не менее важна, чем проверка самой идеи или плана.

Бывает, что время уже ушло, окончательно и бесповоротно; в таком случае очевидный шаг - забыть о вашей идее. Бывает и так, что время идеи еще не наступило. Тогда вам придется запастись терпением и не терять бдительности.

Президент одной крупной компании по производству резиновых изделий однажды показал мне свой «шкаф будущего», где хранилось множество необычных предметов, полностью или частично сделанных из резины. Эти предметы опережали свое время Они были разработаны в исследовательских лабораториях компании, но их производство было так дорого, что они не смогли бы конкурировать с такими же изделиями, изготовленными из других материалов. Поэтому их положили «на полку» до тех пор, пока цены не станут конкурентоспособными, не появятся более дешевые методы производства, или не поднимутся цены на товары конкурентов. (Сейчас некоторые изделия из этого шкафа успешно вышли на рынок и известны всем).

Возможно, вслед за первым тестом, требованием простоты, тест на своевременность - самая важная проверка очевидности плана или программы.

 

Чтобы мыслить простыми, рациональными и очевидными категориями, нужно следовать нескольким правилам:

  1. Не позволяйте своему «эго» влиять на ситуацию. Верные суждения основаны на реальном положении вещей. Чем больше вы «пропускаете» мир через призму своего «эго», тем больше искажаете реальность.
  2. Не выдавайте желаемое за действительное. Нам всегда хочется, чтобы мир соответствовал нашим ожиданиям. Но часто мы не в состоянии контролировать ситуацию. Здравый смысл помогает действовать в соответствии с реальностью.
  3. Учитесь слушать. Здравый смысл, по определению, отражает то, что думают другие люди. Он заключается в том, как воспринимают ту или иную ситуацию большинство здравомыслящих людей. Тот, кто не умеет слушать окружающих, теряет доступ к здравому смыслу.
  4. Станьте немного циником. Иногда внешний вид вещей прямо противоположен их истинной сущности. Так часто бывает, если человек преследует некие личные интересы. Настоящий здравый смысл основан на опыте многих, а не на том, какой хотелось бы видеть ситуацию лично вам или кому-то другому.

Руководителям компаний следует доверять здравому смыслу. Это приведет их к очевидному.

 (Джек Траут)


Дорогие читатели! Буду очень признателен за вопросы и за примеры из личного опыта. Пишите!

Автор рассылки оставляет за собой право публиковать полученные письма в открытых источниках со ссылкой на автора письма. Если Вы не хотите, чтобы письмо или Ваши данные были опубликованы, пожалуйста, укажите это в тексте письма.

Архив рассылки находится здесь.


С уважением,

Владимир Зюзько.

Бизнес-консалтинг, тренинги для руководителей, коучинг.

Тренинг-центр «Руководитель» www.trening-ru.ru


В избранное