Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Инструменты для руководителя. Описания, примеры. Выпуск 38. Вербальное и невербальное общение.


Выпуск 37. Ассоциированное и диссоциированное состояния.


Подписывайтесь на рассылки:

«Руководитель и организация. Статьи»

«Золотые правила успешного бизнеса»


Любой человек способен «переключать» свое внутреннее эмоциональное состояние. Окрашивать свою жизнь либо в позитивные, либо в негативные тона. В сегодняшнем выпуске мы рассмотрим упражнение-переключатель, которое позволяет управлять своим эмоциональным состоянием.

Ассоциированное состояние – человек находится «внутри» ситуации, переживает реальные чувства, он включен в действие. Ситуация может быть реальной или не реальной. Ситуация может быть в прошлом, настоящем или будущем. Но человек переживает эту ситуацию изнутри, чувствуя себя главным героем событий (см. белый прямоугольник на рисунке 1).

Диссоциированное состояние – человек наблюдает за ситуацией со стороны. Он, как бы просматривает фильм со стороны, в котором присутствует главный герой – точная копия его самого. Человек все равно испытывает чувства, но это чувства по поводу копии, главного героя фильма (см. белый овал на рисунке 1).


 Ассоциированное и диссоциированное состояния


 Понаблюдайте за собой, определите, какое состояние для Вас более привычно. Бывает так, что мы вспоминаем какую-нибудь негативную ситуацию, конфликт и тут же «сваливаемся» в нее. Ассоциируясь с негативной ситуацией, мы начинаем переживать реальные чувства, получаем негативные эмоции.

Рассмотрим упражнение, помогающее снимать нервное напряжение, вызванное ассоциацией с негативной ситуацией.


Работать необходимо в парах (А+В). Для упражнения выберите умеренно эмоциональную ситуацию, т.е. ситуацию, событие, происшествие, затронувшее ваши эмоции, но не потрясшее до глубины души и не оставившее сильное глубокое впечатление.

1. А вспоминает повторяющиеся ситуации, в которые он включается эмоционально, и в которых он хотел бы вести себя спокойнее. А выбирает место на полу для ассоциированного состояния (визуальный якорь), отмечает его.

2. А становится на визуальный якорь, вспоминает ситуацию в прошлом и погружается в нее, ассоциируется. В помогает вспомнить ситуацию, подсказывает:

Вспомни, где это происходит, окружающие предметы, люди…

- Может быть, есть какие-то звуки…

- Что ты чувствуешь?

А рассказывает: «Я чувствую…». Используем настоящее время.

3. А выходит из ситуации, «стряхивает» ее с себя.

4. А смотрит на ситуацию диссоциированно, со стороны. В помогает (можно телом отгородить человека от ситуации), подсказывает:

- Кого ты там видишь?

- Что он (она) там делает?

А рассказывает: «Он (она) там…»

5. А моделирует ситуацию в будущем и выбирает состояние, в котором он хотел бы находиться в этой ситуации. Затем А перепроживает ситуацию в будущем в нужном состоянии. В помогает ему.

6. А рассказывает, как менялись его (ее) ощущения в ассоциированном и диссоциированном состояниях.

7. Участники меняются ролями.

Полезно развивать навык и ассоциации, и диссоциации.

Если Вы вспоминаете что-то приятное (поездку на море, поход в театр, жизненные достижения…) лучше ассоциироваться с ситуацией.

От негативных состояний, конфликтов лучше диссоциироваться.

Успехов! 

 


 

Дорогие читатели! Буду очень признателен за вопросы и за примеры из личного опыта. Пишите!

Автор рассылки оставляет за собой право публиковать полученные письма в открытых источниках со ссылкой на автора письма. Если Вы не хотите, чтобы письмо или Ваши данные были опубликованы, пожалуйста, укажите это в тексте письма.

Архив рассылки находится здесь.


С уважением,

Владимир Зюзько.

Бизнес-консалтинг, тренинги для руководителей, коучинг.

Тренинг-центр «Руководитель» www.trening-ru.ru


В избранное