Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Инструменты для руководителя. Описания, примеры. Выпуск 27. Прогнозирование и планирование.


Выпуск 27. Прогнозирование и планирование.

 

11-12 декабря 2009 г. состоится бизнес-семинар «Искусство быть начальником».

Место проведения:, конференц-зал отеля «Крестовский остров»,

Санкт-Петербург, Депутатская ул., д. 34, м. Крестовский остров

 

Подпишитесь на рассылку «Руководитель и организация. Статьи».

 

Любой руководитель с удовольствием заглянул бы на несколько лет в будущее, чтобы понять, что там будет происходить, и что он может сделать сегодня для своей организации, для людей, которые в ней работают, для себя лично. Тем более что, согласно функциональной модели Файоля, прогнозирование и планирование – это первая из пяти функций руководителя.

 

Прогноз (от греч. πρόγνωσις — предвидение, предсказание) — предсказание будущего с помощью научных методов или сам результат предсказания. Прогнозирование — процесс разработки прогноза.

Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

  • Постановка целей и задач
  • Составление программы действий
  • Выявление необходимых ресурсов и их источников
  • Доведение планов до их непосредственных исполнителей

Из Википедии.

 

Другими словами, задача руководителя – заглянуть в будущее, спрогнозировать, что там будет происходить через какой-то промежуток времени, а затем еще и спланировать работу компании для достижения целей, исходя из видения будущего.

Четкой общепринятой классификации глубины прогнозирования и планирования не существует, мы используем следующую шкалу:

  • До 2 лет – краткосрочный период,
  • 2-3 года – среднесрочный период,
  • 3-5 лет – долгосрочный период,
  • 5-20 лет – перспективный период.

Прогнозирование.

Все методы прогнозирования можно разделить на 2 базовых типа:

  • Аналитические,
  • Психологические.

Аналитические методы прогнозирования используются, прежде всего, для получения цифровых показателей. Аналитические методы прогнозирования, как правило, используются для прогнозирования на относительно небольшой период времени, к ним относятся:

  • Методы экспертных оценок,
  • Статистические методы,
  • Многофакторные математические модели.

Методы экспертных оценок основаны на экспертной (субъективной) оценке возможного будущего. Точность прогнозирования на основе методов экспертных оценок повышается благодаря привлечению большего количества экспертов и использованию весовых коэффициентов.

Статистические методы прогнозирования учитывают только объем и динамику показателей за прошедшие периоды времени, экстраполируют их на будущие периоды.

Математические модели позволяют учитывать при прогнозировании влияние на потенциальный объем продаж различных факторов, например, изменение уровня доходов потребителей, расходы на рекламу, прогноз погоды и др.

Психологические методы прогнозирования задействуют подсознание и интуицию человека. Подобные методы используются для качественного анализа, разработки видения будущего.

Это достаточно молодая отрасль знания, не имеющая четкой классификации. Тем не менее, можно выделить некоторые направления:

 

Пример.

Американская корпорация IBM представила второй ежегодный аналитический отчет под названием Next Five in Five, в котором авторы выделили пять инновационных технологий, потенциально способных изменить жизнь на Земле в течение ближайших пяти лет. Как правило, при составлении отчета аналитики IBM учитывали перспективные технологии, разрабатывающиеся в исследовательских лабораториях IBM, а также текущие рыночные и социальные тенденции.

По их мнению, в ближайшие пять лет жители нашей планеты получат возможность лично участвовать в улучшении экологической обстановки и даже экономить деньги за счет применения перспективных материалов и продуктов, наносящих минимальный вред окружающей среде. Благодаря возможности передачи данных через электрические сети люди смогут дистанционно управлять любыми бытовыми приборами с помощью компьютеров или мобильных телефонов и получать отчеты о расходе электроэнергии. Кроме того, альтернативные источники энергии, в частности солнечные батареи, получат все большее распространение.

Роман Смоличев

 

Привлекать ли какие-либо компании для прогнозирования: разработки видения будущего и составления прогнозов – это выбор руководителя и вопрос финансовых возможностей.

Чем выше качество прогнозирования, чем ближе прогноз к будущей реальности, тем в более выигрышном положении находится организация.

Более подробно о планировании в следующем выпуске рассылки.

В следующей рассылке: Прогнозирование и планирование.

Дорогие читатели! Буду очень признателен за вопросы и за примеры из личного опыта. Пишите!

Автор рассылки оставляет за собой право публиковать полученные письма в открытых источниках со ссылкой на автора письма.

Если Вы не хотите, чтобы письмо или Ваши данные были опубликованы, пожалуйста, укажите это в тексте письма.

Архив рассылки находится здесь.

С уважением,

Владимир Зюзько.

Бизнес-консалтинг, тренинги для руководителей, коучинг.

Консалтинговая компания «Талер»

www.taler-spb.ru

 


В избранное