Номер выпуска: 2 (19)
Дата: 2005-07-23
Количество подписчиков: 2076
Сайт рассылки: http://azharko.pochta.ru
Дело и видимость
Итак, бизнесмен должен думать только о деле. Я еще задолбаю всех этой фразой, так что привыкайте. Можете уже начинать учить ее наизусть :)
Бизнесмен должен думать о деле. А как отличить дело от не-дела? На первый взгляд ответ кажется простым: не-дело – это безделье. Но это только на первый взгляд. Потому что противоположностью делу (в бизнесе) оказывается вовсе не безделье. Бездельники в бизнесе просто не выживают. Противоположностью делу оказывается то, что можно назвать видимостью, демонстрацией, показухой. И вот тут-то и зарыта собака – ведь если отличить безделье от дела достаточно просто, то отличить показуху от настоящего дела часто оказывается
проблематично...
Терминов для обозначения этого явления (видимости) в бизнесе придумано много: понты, выпендреж, балет, прогон, имбурде... (если кого-то смущает эта "феня" – привыкайте; хорошо это или плохо, но язык бизнеса очень близок к языку блатных и матерщине, и это надо просто учитывать)... Означают все эти "термины" несколько разные явления, но суть везде одна – дело подменяется чем-то внешне похожим на дело, но делом не являющимся.
Это вовсе не значит, что с помощью видимости нельзя зарабатывать деньги. Как ни странно, можно. Только мало, медленно и очень недолго... Настоящий бизнес на видимости построить нельзя. По крайней мере, я таких примеров не знаю. Если же подходить к бизнесу с точки зрения Воина, с точки зрения Пути, саморазвития и т.д., то реальный путь остается всего один: делать Дело, а не заниматься Видимостью. Почему и как это связано с Путем Воина, я думаю, разговор еще будет...
Приведу еще один пример из собственной жизни, в котором тема "дела" и "видимости" выступает особенно ярко. У меня после этого случая, помню, здорово повернулись мозги...
История была такая. Прежде чем заняться собственным бизнесом, я несколько лет проработал в разных коммерческих структурах на разных должностях, и крепко-накрепко усвоил, что документы для заказчиков надо оформлять максимально "красиво" и "правильно". Даже опечаток в документах быть не должно, не говоря уж о каких-нибудь помарках, исправлениях и т.д. Для меня это был непреложный принцип.
И вот однажды, уже будучи директором собственной фирмы, я сидел в кабинете у одного из своих потенциальных заказчиков (звали его, насколько я помню, Николаем), и рассказывал ему о том, как замечательно будет, если он согласится посотрудничать с моей фирмой... Естественно, рассказ мой сопровождался всеми необходимыми атрибутами, включая грамотно и без малейших помарок оформленное коммерческое предложение на нескольких страницах. В какой-то момент разговора у Николая зазвонил телефон, он снял трубку, и я услышал
совершенно потрясший меня диалог. Звонил кто-то из подрядчиков и спрашивал про какую-то "смету". "Это вот этот вот листочек, который у меня на столе лежит, вы называете сметой?" – спросил директор. На столе у него действительно лежал какой-то листок бумаги... Я подсмотрел краем глаза – это был стандартный лист формата А4, на котором ОТ РУКИ (!) было написано несколько строчек текста с какими-то цифрами. Внизу была подведена черта и значилось: "Итого 120 тыс. руб." Точную цифру я уже не помню, но порядок
величины был примерно такой...
Так вот, вернусь к услышанному разговору. "Это вот этот вот листочек вы называете сметой?" – спросил Николай и рассмеялся, – "это вот это вот нечто от руки написанное?.." По-видимому, ему ответили "да". Николай что-то еще пошутил на тему замечательно оформленного документа, а затем... перешел к делу. То есть начал обсуждать, что же именно написано в этой смете, и почему цифры именно такие, и на каких условиях и в какие сроки это все будет сделано... Закончился разговор фразой "Хорошо, я сегодня переведу деньги,
так что завтра можете начинать"...
Вот так люди заключили договор примерно на 120 тысяч рублей, написав от руки смету на одном листе бумаги. Это все притом, что я со своими великолепно оформленными бумагами пытался тогда договориться о какой-то смешной сумме около 15 или 20 тысяч, и мы эту смешную сумму утрясали еще около месяца...
Просто попробуйте представить себя на моем месте. Если вы сумеете прочувствовать тот шок, который я тогда испытал, то вы, возможно, приблизитесь к пониманию того, чем Дело отличается от Видимости...