Так и вертится на языке "Мы начинаем ..........КВН",
но это не моя тема, она в другой рассылке прорабатывается.
Я сегодня остановлюсь на рассмотрении пары стереотипов -
надо ли к ним стремится, что полезного могут дать некоторые приемы и техники,
зачем эти приемы применять.
Развеначание стереотипов - это я планирую на несколько выпусков
ближайших, а что потом - посмотрим, не буду загонять себя в стереотипные
рамки :), жизнь каждый час предлагает задачи для поиска наиболее эффективного
решения.
На всякий случай, если кто впервые в рассылках подобной
серии, напомню, что все письма мне я "по умолчанию" считаю допустимыми
к рассылке. То есть письма читателей приветствуются (это еще мягко сказано)
!
Про какие техники я хотел поразмышлять.
Существуют приемы (да даже методиками можно назвать) рационального
чтения, они же ускоренного чтения, и даже припоминается школа рационального
чтения;
а еще с некоторых пор доступны без каких-либо уровней секретного доступа
тренировки для запоминания огромного количества информации.
Нередко реклама мтодик сопровождается фразами "секретные
технологии КГБ, ЦРУ" или "Штирлиц позавидовал бы таким навыкам"
и так далее.
О 25-х кадрах и прочих программированиях подсознания я говорить не буду,
достаточно немного логически прикинуть и на более простых рекламируемых
достоинствах.
Сразу про шпионов вот что предложу. Львиную долю информации
(чуть ли не 98%) разведчики добывают из открытых источников. Газеты,
журналы, последние 50 лет - еще и телевидение; кроме трудов журналистов
еще много можно источников назвать; главное же - увидеть главное.
Да, вот например, - в "Крокодиле" или типа того в перестроечные
времена были карикатуры - японская делегация к уборщице НИИ пристает "увазаемая,
ни викидывйте мусор, атдайте нам, там чиртижи васих инжинерав".
С секретными технологиями разобрались - не с зубрежки начинать
надо, шпион с чего-то другого начинается, а не с качеств магнитофона.
Как там Штирлиц на приеме к Борману отмазывался перед неожиданно пришедшим
в тоже место и в тоже время Шеленбергом? Качества магнитофона тут не пригодятся,
и главное - мозги-то как начинают кипеть! Это я по себе знаю :). Некоторых
только могут глаза еще выдать своим бегом, да еще есть люди, у них уши
жутко краснеют.
Но возвращаемся к курсам ускоренного чтения и мегабайтного
запоминания.
Нередко все эти методики позиционируются неотрывно от студенотов и их
обучения, особенно если подготовка к сессии идет. Заманчиво звучит - "прочитал
"Войну и мир" за вечер", или "выучил 1000 инстранных
слов перед самым экзаменом"; ну и как следствие - отличные оценки
приминимуме временных затрат, много лишнего времени появится наверное
и так далее.
Не спорю, не исключаю, что может пригодится в цейтноте,
либо наоборот, по-быстрому заранее все сдать и быть свободным.
Есть примеры и без таких крайностей - в Минске есть центр, судя по их
рассылке применение методов запоминания наглядно показывает прогресс успеваемости
в одной группе вуза в противовес "обычной" группе.
Про ускоренное чтение опытов на кроли..., простите, на студентах :) я
не помню, если и читал про такое, но лет 15 назад сам занимался.
Знаете, немогу однозначно ни отвергнуть, ни порекомендовать. Один из кирпичиков
фундамента их идей - необходимость избавления от проговаривания читаемого
текста, и текст надо читать не скользя "пальчиком по азбуке",
а охватывая сразу фразу, предложение.
Я так и не понял, как все-таки можно увеличить скорость без потери качества,
и хочу предостеречь от осложнения невнимательности, пропуска ключевых
слов.
Но по большому счету - к чему я и веду - это все-таки решение
очень локальных задач.
Что глобально - так а что же развивается у человека, который хомо сапиенс,
разумный, в разуме от овладения такими техниками?
Качества магнитофона - развиваются.
Экзамен помогает сдать? Ну так на экзамене магнитофонные качества и проверяются.
Думать-то где тут надо?
Вот к примеру задачка: студенты в колхозе, яблоки собирают,
обтрясать деревья строжайше запрещено. Бригадир застает студента на верхушке
дерева под градом яблок. Ну, понятно дело, мать-перемать, как быть студенту?
Присылайте варианты решений.
Теперь с другой стороны посмотрим на мозг хомо сапиенса.
Все, думаю, понимают аналогии мознов с компьютерными терминами - "у
меня процессор перегрелся; "профессор, у меня ОЗУ глючит, забыл билет
начисто"; или более научное - "мое АЛУ выполнять операцию интегрирования
не запрограммировано".
Так-так, так что же есть мозг человека?
Современные компьютеры построены по т.н. схеме фон Неймана и имеют самыми-самыми
главными элементами Оперативную память и Исполнитель-Вычислитель, проще
говоря - Процессор. То есть память как набор ячеек для хранения информации
- это одно устройство, а выполнитель команд на д данными в ячейках памяти
- это совсем другое устройство.
Так что же есть мозг? Это и память, и процессор, и программист, и кодировщик,
и системотехник. То есть даже не ОЗУ+ЦП в одном флаконе, а целый вычислительный
центр и даже больше.
И еще арифметика. Наука вроде бы как считает, что кошки
с цветным зрением не так сообразительны, как кошки с монохронным зрением.
Наверное, цветная видеокарточка от мозга на банальное видеоОЗУ "отъедает"
слишком много в ущерб сообразительности. Намек понятен?
А вот тренировки магнитофонных качеств и сообразительности,
смекалки - это вещи разные, без шуток. В одной кольцевой рассылке участник
КВНа рассказывал о репетициях конкурса по придумыванию ответа оппонентам
за 30 секунд - на тренировке отводили себе 10 секунд, и сразу новый вопрос,
и 10 секунд, и следом опять вопрос - и так несколько часов. Представляете
себе как мышцы в мозгах накачаются?
Итак, что же получается? Можно ходить собирать блины для
штанги, научится их быстро надевать в любом порядке, а можно взять сначала
парочку 20-ти, да даже 15-ти или 10-ти килогарммовых и тренировать органы.
Они, органы, если их не тренировать, атрофируются. И если вместо использования
органов учиться пользоваться протезами - тоже атрофируются.
И все же - как же быть с сессиями, оценками, дипломами?
Тут первоочередной вопрос вот какой надо поднимать - а зачем, собственно,
весь это процесс нужен?
Я даже студентов спрашивал. А что вы как читатели можете
предложить? - поделитесь опытом.