Сократ, вследствие своих постоянных диспутов, часто испытывал оскорбление действием, к которым он относился с полным равнодушием. Получив однажды пинок, он терпеливо снес его и сказал, удивленному этим лицу: "Разве я стал бы жаловаться, если бы меня толкнул осел?"
То и дело по отношению к себе слышу ругательное "слабоумный". Много реже противоположную характеристику: умный, способный, талантливый.
Слово "слабоумный" почему-то привлекло особое внимание. Я не мог понять почему. Возможно, думалось мне, потому, что смысл этого слова нельзя исказить, по причине отсутствия тайны подтекста, который допускал бы спектр не схожих между собой толкований, без чего смысл становится однозначным (и значит понятным всем.)
Что предметно означает слово "слабоумный" в устах ругателя? Каким содержанием оно наполнено? Понимает ли ругатель, чем оно провоцируется? Мера ли эта качества ума по отношению к другому человеку. И какова самооценка ума человека, который такими словами разбрасывается? Я нашел в этих вопросах много интересного и поучительного.
Прежде всего, думалось мне, можно ли объективно оценить ум, его силу и слабость? Насколько верен результат тестирования в определении КИ? (коэффициент интеллектуализма). Действительно ли тест дает объективную картину качества ума, или истины больше в запальчиво брошенном слове? Какие качества ума наиболее востребованы? И так далее. Вот сколько всего возникает, когда нечто задевает сознание.
Следующий вопрос был такой: а с помощью чего человек оценивает себя? Почему, в одном случае носитель весьма скромного знания - считает себя гением, а носитель энциклопедического - не уверен ни чем? Грубо говоря, в чем суть феномена, когда дурак считает себя умным, а умный дураком. Что это? Особенность личности или за этим стоит какой-то закон. Первым, кто такой вопрос себе задал, был Зенон Элейский.
Зенон Элейский (древнегреческий философ 490 - 430 до н.э.), в качестве объяснения предложил наглядную и очень простую модель, актуальность которой сохранилась по сей день.
Итак, малое знание он обозначил кругом малого диаметра, а большое - большим. Вокруг них расположил область незнания. Такой подход все прояснил. Сразу стало очевидно, что чем меньше знание, тем с меньшим незнанием оно соприкасается. Равно, как и обратная зависимость, в которой растет соприкосновение с незнанием по мере увеличения знания.
Стало понятна скромность носителя энциклопедического знания, а также, почему под конец жизни такой человек признается, что знает то, что ничего не знает.
Уверенность в себе носителя малого знания тоже получила объяснение. Такому человеку кажется, что он знает все, но по другому и быть не может, ведь в пределе соприкосновение с незнанием у него - нулевое. Вот почему слабоумие всегда агрессивно и никогда не поймет Библейской мудрости, утверждающей, что от многой мудрости много страданий. Не поймет оно и природы страданий, потому что не имеет опыта большого знания.
Рассуждая о знании не грех вспомнить и о мышлении, для которого знание тоже, что удобрение для почвы. Основой мышления может быть только знание. Но что такое мышление?
Коль скоро голова тот орган, где рождаются мысли, то безошибочно можно утверждать, что мышление - есть продукт деятельности мозга. Согласно этому определению, всякий человек - мыслящее существо, то есть умеющий производить продукт в форме мысли. Другое дело, какого качества продукт производится? Ведь мысль, как украсть млн. доляров или с помощью чего достичь бессмертия - все-таки разные мысли, хотя по силе изобретательности они могут быть одинаковы. Речь, следовательно, может идти только
о том, какого качества продукт производится, и относительно чего этот продукт оценивается.
В общей массе, людей творчески мыслящих, не много. Социальная психология определила величину в 10%. При этом позитивно и негативно мыслящих, относительно закона, было поровну, как возле дьявольской черты (разрушители), так и возле божественной (созидатели). То есть как в первом, так и во втором случае, сила мысли, ее пародоксальноть и творческое начало одинаковы. Отличались же они только направленностью. Остальной народ социальная психология представляет, медленно бурлящей кашей, в которой
тоже есть движение, как в сторону пополнения процентов негатива, так и в сторону пополнения процентов позитива. Не правда ли удручающая картина, когда над этим задумаешься.
"Животное, наделенное интеллектом", - наиболее приемлемое определение: что есть человек? Вот вам и готовая шкала. Между этими крайностями, по убывающей или возрастающей, лежит мышление. Скажем, при нулевом мышлении, в общем виде, имеем голову животного. Мышление, равное единице, свойственно рафинированной человеческой особи. Становится понятно выражение Шопенгауэра, когда он, рассуждая об особенностях ума старика, говорит: "разумеется, я говорю о человеке, а не о состарившемся животном".
Попытка анатомировать качество мышления, уже с первых шагов становится затруднительной. Однако, - сохраняя ясность ума, - совет не путать божий дар с яичницей, следует воспринимать, как разумный. Часто в одной и той же голове уживаются мысли разного качества: и мысли характерные для слабого ума, и мысли гениальные. Кому не знакомо выражение: конечно, он бредит, но есть в этом что-то дельное. Выведенный за область профессиональных знаний их носитель может быть и слабоумным. Человек противоречив
и оценивая его, желательно учитывать и это свойство. Иначе вопроса: а судьи кто? Не избежать.
Узко ограниченное, но высококачественное мышление - одно из определений профессионализма. Оно сразу конкретизирует его видовые особенности, и мы, не нарушая гармонии целого, можем перечислять их составляющие. То есть в таком контексте, становится понятна специфика творческого, критического, художественного, научного, философского, аналитического, прагматического, инженерного, рационального, поэтического, абстрактного, логического и т.д. мышления. Продолжать не буду, потому что и без этого
понятно, что в основу списка, положена дифференциация. Надо отметить, что выделение из целого составляющих частей, вносит ясность в чрезвычайно запутанные вещи. И я советую им овладеть, хотя бы для того, чтобы злые оппоненты, в пылу горячих диспутов, не пытались исказить ваши мысли.
Профессионализм - пример ограниченного мышления, постоянное пользование которым может привести к профессиональному идиотизму, который, как болезнь, затрагивает мышление в целом, пополняя ряды слабоумных. Ныне эта болезнь встречается все чаще. Но тогда справедливо спросить: каковы признаки качественного мышления в более широком смысле? Немного подумав, на ум приходит: эрудиция, память, многообразие знаний, гибкость подхода, умение увидеть не фрагмент, а картину в целом.
Умный видит решение задачи в цепочке негативных последствий, и умеет минимизировать негатив, опираясь при этом на чужой опыт, и только в последнюю очередь на свой. Не даром говорят, что учится он на ошибках других. И потому он умеет найти оптимальный вариант, а не оптимальный фрагмент. И потому предоставит на суд публики несколько вариантов решения, но, даже отстаивая какой-то вариант, он не будет делать это с упрямством фанатика. Мышление в его руках - инструмент гибкого пользования, исключающего
самомнение.
И только такая полнота анализа приемлема, если мы поставим задачу определить, что же такое слабоумие. Поэтому, утверждая, что она антипод сильного ума, не погрешим перед истиной. И это несмотря на то, что слово это общеупотребительно и, как правило, произносится экспрессивно уничижительной интонации.
К сожалению, приходится констатировать, что слабоумие приобрело размеры национально бедствия, и сейчас мы пожинаем его ужасные плоды. Наши пращуры оказались не умными в своей массе, потому что допустили революцию, и ее последствия (гражданская война, диктатура, зомбирование масс, отсутствие конкурентной среды), следствием чего явился не труд на себя (высшая форма его мотивации), а поиски ключа от Аладиновой пещеры.
Умная нация не будет искать ключа от пещеры, ибо знает, что путь к процветанию и зажиточной жизни лежит не через сказку, а каждодневный изнурительный труд. И как только она поймет это, то с неизбежностью поймет и ложность заклинаний шаманов власти.
Она поймет, что развитие ума - большой труд. И я надеюсь, что она поймет какой вред несет слабоумие не только из текстов всевозможных гуру, но также из поучительной истории жизни Прони Прокоповны, героини фильма "За двумя зайцами", которая загубила свою красоту и молодость только потому, что во время не смогла отличить истинную любовь предмета своего обожания "от скворчания папироски в его грудях".
Компания NSP предлагает вам оставаться Здоровыми, стать активным членом клуба потребителей продукции для Здоровья!
Ваши выгоды:
широкий ассортимент продукции для Здоровья и Красоты гарантия подлинности гарантия
качества бесплатные лекции врачей-нутрициологов бонусы за личное потребление
доход за потребление продукции в вашей сети потребителей
желающим начать свой бизнес с NSP в моей команде - я предоставлю личный сайт!