Что должен делать руководитель? Конечно, руководить! Давать задания подчиненным, оргагизовывать, контролировать, поощрять и наказывать. Обычно так и бывает.
Вот только к чему это приводит? Организация развивается на его личной энергии, прямом ручном управлении. И каким бы сильным лидером он ни был, это имеет свои пределы. Команда пассивна, у людей мало инициативы и ответственности. Еж птица гордая, не пнешь - не полетит...
Когда проходит стратегическая сессия с командой, в ней как в капле воды отражается культура компании, все ее достижения и проблемы. Этакая интенсивная модель реальной жизни и работы компании.
И конечно шеф берет все в свои могучие руки, привычно начинает рулить. Топы поступают так же. Изменений в команде, ее культуре и привычках не происходит. Решения остаются на бумаге.
Как это изменить?
В первую очередь ведущему сессии заранее договориться с первым лицом компании (собственником или директором) о том, что он на сессии будет... молчать. Не все время, конечно, ведь команде важно знать его мнение по ключевым вопросам. Но если он будет говорить столько же, сколько обычно, люди не раскроются, мозги не включат, энергии и инициативы не будет.
Как мне часто говорят руководители после сессии, главная аскеза руководителя - молчать. Это непросто, ведь шеф обычно больше всех вовлечен, он самый компетентный и заинтересованный в результатах.
Но пока так, ситуация не изменится.
Вот и сейчас на сессии я попросил директора крупной организации перестать рулить. Пока команды работают, он наконец-то свободен. Для стратегических задач. Присутствует, включен вниманием (это важно), но в основном молчит.
Практическое задание
Вспомните совещания,
сессии и другие мероприятия, которые вы проводите. Сколько времени говорите
вы, а сколько - сотрудники? Насколько они инициативны? Решения воплощаются в
жизнь? Если да, то на чьей энергии?
Проведите эксперимент. На ближайших совещаниях,
сессиях и пр. больше молчите. Иногда задавайте вопросы. Говорите после
сотрудников, и довольно кратко. Оставляйте пространство для участников вашей
команды.
Как это влияет на ход мероприятий и на их результаты?
Глубокий авторский годовой курс "Развитие организаций в гештальт-подходе" для бизнес-консультантов и тренеров, психотерапевтов, собственников бизнеса и топовс 15 сентября в SPA-отеле Welna в Тарусе. Курс пройдет уже в
пятый раз.
***
Вы читали выпуск № 556 от 12.03.2023. Рассылка "Советы бизнес-консультанта" регулярно выходит с января'2007.
Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).
P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, ведущий стратегических сессий, психолог, автор 4 книг
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"