Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 437. Компания глазами владельца


Советы бизнес-консультанта

Компания глазами владельца

Выпуск N437, 02.07.2019. Регулярно выходит с января'2007

Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".

Давайте посмотрим на бизнес с высоты птичьего полета. Что он из себя представляет?

По своей сути, компания – это механизм, который предназначен для того, чтобы приносить выгоду. Стабильно и предсказуемо. Как минимум, владельцам, а желательно еще и клиентам, сотрудникам, обществу в целом.

Почему я говорю «выгоду», а не прибыль1? Потому что людям нужны не только деньги.

А еще и:

  • уверенность в завтрашнем дне;
  • душевный и физический комфорт;
  • общение, связи, влияние;
  • уважение и самоуважение;
  • интерес, возможность самореализации и т. д.

Если компания все это обеспечивает, ее существование имеет смысл. Иначе нет.

При этом прибыль – базовая потребность бизнеса и его владельца. Жизнь убыточной компании коротка. Если, конечно, это действительно коммерческая организация, действующая в условиях рынка, а не чье-то хобби, которое финансируют из других источников.

Пример 1. Юрий Анушкин, HR-директор крупной компании:

«Собственник начинает с идеи. С той “ниши”, “фишки”, из которой можно вытащить деньги.

Без этого ничего не будет».

Пример 2. Антон Астафьев, владелец сети кафе, г. Пермь:

«Мы, конечно, работаем не ради денег. И бизнес – это творческая самореализация. Только вот суждения эти приходят тогда, когда с прибылью все замечательно. Деньги – они как воздух: когда достаточно, их присутствие не замечаешь, а когда случается острая, а еще хуже, стабильная нехватка, то начинают занимать все мысли. И их добывание становится задачей № 1».

Как работает компания? По большому счету очень просто: получает от клиентов заказы на некие товары или услуги, выполняет их, и на этом зарабатывает свою прибыль (рис. 1).

Рисунок 1. Принципиальная схема бизнеса.

То есть компания – это «клиентопровод», который преобразует пожелания клиентов в прибыль для бизнеса. И чем больше его производительность и стабильнее работа – тем лучше.

А теперь давайте сравним две компании (рис. 2 ниже):

  • А – Бизнес, работающий четко. Например, станция технического обслуживания автомобилей (СТОА) вырабатывает 11 000 нормо-часов в месяц, что соответствует ее проектной мощности;
  • Б – Бизнес, работающий со сбоями. Например, СТОА вырабатывает 3500 нормочасов в месяц при проектной мощности 11 000.

Узнав такие цифры, собственник обычно хватается за голову. И ладно, СТОА – тут все хотя бы наглядно. А если это дизайн-студия? А если оптовая торговля, где «проектная мощность» абстрактна?

Что такое «засоры», «наросты» и сбои? Все то, что снижает эффективность бизнеса.

Например:

  • фирма дает рекламу, а потом никто не снимает трубку телефона на входящем номере;
  • неотлаженный станок «гонит брак»;
  • бригада простаивает, потому что не привезли материалы, или привезли, но не те, которые нужны;
  • через 15 минут ожидания посетителю кафе говорят, что его заказ выполнить невозможно: нет необходимых продуктов;
  • персонал не обучен и не мотивирован;
  • в компании нет стандартов работы.

Рисунок 2. Сравнение эффективности работы двух компаний.

И так далее и тому подобное. Замечу, что часто вы не знаете, как на самом деле обстоят дела в вашем бизнесе. Хотя бы потому, что сотрудники нередко это скрывают, боясь получить по шапке или просто не понимая, зачем что-то менять. «Денежки-то плoтють».

Кто? Вы, конечно!

Рисунок 3. Конкуренция за клиента. Кто выживет?

Возможно, вы узнали в компании Б свой бизнес. Вы расстроились? Погодите, это еще не все.

Если вы не монополист на своем рынке, то за возможность выполнить заказ клиента с вами борются другие компании. Причем среди них есть и А, и А', и А'', то есть те, у кого бизнес налажен отлично (рис. 3).

Что же остальные, живущие в привычном бардаке? Судьба их печальна. А тут еще и кризис...

Что делать владельцу бизнеса? Ведь на конкурентов и внешние риски он повлиять практически не может.

Мудрые говорят: «Делай что должен и будь что будет». Применительно к организации это означает – сделать ее максимально эффективной и жизнеспособной, гибкой, устойчивой к любым угрозам.

Как? «Прочищать трубу» своего бизнеса и выстраивать компанию таким образом, чтобы заторы в ней не образовывались в будущем. Вы можете делать это самостоятельно, а можете обратиться к профессиональному «клиентопроводчику» – консультанту, который поможет вам выполнить эту непростую работу.

Пример 3. Андрей Веселов, основатель Группы Компаний EXTERNET:

«Необходимо:

а) “прочищать” (чтобы были вторичные продажи);

б) Вкладываться в маркетинг (чтобы эффективнее привлекать новых клиентов)».

Михаил Рыбаков. Привлечение клиентов – тоже часть «трубы», причем часто засоры бывают именно здесь. Нужно отлаживать систему, и одними денежными вложениями тут не обойтись. Это один из самых популярных запросов наших клиентов.

И еще о «наростах»

Собственник – это основа компании. Именно он – создатель и двигатель бизнеса, он несет основные риски.

Однако самому лично всего не сделать. И постепенно он начинает нанимать руководителей и сотрудников, внешних подрядчиков. Каждый из них стоит бизнесу определенных денег. И ладно бы всегда приносил желаемый результат! Увы, очень часто польза от них стремится к нулю, а порой и отрицательна: профессионализм очень многих – «ниже плинтуса».

Как вы считаете, много ли пользы от менеджера по персоналу, недавней выпускницы психфака, которая, будучи гуманистом и не умея грамотно набирать сотрудников, настаивает на повышении окладов: «А то к нам никто не идет»?2

Уважаемые собственники, делегировать можно не все. К примеру, даже если в вашей компании работает профессиональный маркетолог, то вопросы стратегического маркетинга – какой продукт и на каких рынках мы предлагаем, с кем конкурируем, каковы наши ключевые отличия и преимущества – он за вас не решит. Это стержневые вопросы бизнеса, и ответить на них может только высшее руководство компании.

Пример 4. Михаил Филиппов, учредитель и директор компании «ОфисМакс», Нижний Новгород:

«А кто такой маркетолог? Кто такой кладовщик, водитель, секретарь – мне понятно. Я недавно слышал от своего приятеля-предпринимателя (у него 3 аптеки): “Дела идут плохо, я нанял маркетолога”. Я спрашиваю:

“А что он делает?” Приятель в ответ: “Анализирует статистику продаж”.

Нет слов. По мне, маркетолог – это такое же мифическое и ругательное слово, как пиарщик. Никто не знает, что он делает, но стоит о-очень дорого!»

Михаил Рыбаков. Дорогие маркетологи, многие собственники пока не ощущают от вас пользы. Я часто слышу подобные высказывания.

Более того, интересы наемных работников всегда в той или иной степени расходятся с интересами бизнеса. Зачастую сотрудники заинтересованы в поддержании своих рабочих мест, высоких зарплатах и иных выгодах больше, чем в развитии компании.

По сути, работники – часть тех самых «наростов», хотя в этом нет их вины. А любые перемены разрушают привычное, лишают людей стабильности. Вы думаете, они этому рады?3

Да и вообще, как сказал один мой коллега, люди не любят оптимальные процессы.

Поэтому руководить структурированием своего бизнеса, разгребанием накопившихся завалов предстоит вам лично. Или все останется как есть.

Пример 5. Антон Астафьев, владелец сети кафе, г. Пермь:

«Был опыт в 2007 году. Нанимал профессионального менеджера по персоналу. Поставил задачу внедрить корпоративную культуру в компании. На тот момент 2 кафе, около 100 человек сотрудников. Но тогда я и сам слабо понимал, что такое корпоративная культура и как ее можно построить. А вернее сказать, изменить, т. к. корпоративная культура всегда есть там, где есть организация: вот только вопрос, насколько она способствует достижению целей компании. Задача была расплывчата и результат не описан, так что ничего не получилось. А менеджер стоил денег…»

Далее я постараюсь развеять «миф о профессионалах». Как бы ни было заманчиво найти того, кто «закроет» те или иные вопросы вашего бизнеса, во многих из них вам необходимо разобраться самому – если и не глубоко, то хотя бы понимать суть. Чтобы грамотно ставить задачи и контролировать их выполнение. Чтобы вас не «разводили». Хорошая новость в том, что ключевых мыслей в каждой области очень немного.
 

Практическое задание 1

Посмотрите на свою компанию «с высоты птичьего полета». Насколько она вас устраивает? Что хотелось бы изменить?

Если у вас несколько бизнесов, есть смысл сейчас выбрать какой-то один для дальнейшей проработки. Вы «набьете руку» и позже пройдете те же шаги для остальных своих бизнесов.

Владелец и управляющий

Давайте выделим роли владельца бизнеса и его управляющего. Даже если вы сейчас совмещаете обе, есть смысл их разделить. Пока хотя бы в своей голове.

Владелец – это хозяин. Создавший бизнес на свой страх и риск, вложивший в него свои или чужие деньги. Если владелец настроил свой бизнес правильно, он может в нем не работать, при этом получать прибыль и иные блага.

Управляющий – это человек, нанятый владельцем и осуществляющий управление бизнесом в его интересах за определенное вознаграждение. Называться он может генеральным, исполнительным директором и т. д.

Если провести аналогию с прежними временами, то владелец бизнеса – это барин, владеющий имением. А управляющий – это приказчик, который своей зарплатой и должностью отвечает перед барином за все, что творится в имении, а также за доход от него.

Такое разделение ролей дает владельцу путь к свободе: финансовой и личностной.

В противном случае вы – раб своего бизнеса.

Пример 6. Сообщение на форуме после публикации моей статьи:

«Здравствуйте! Мне очень нужен совет. У меня торговая палатка, где я подбираю автокраску и продаю клиентам. Все делаю сама (уже 13 лет). Еле выживаю (не буду рассказывать о своих трудностях). Мне трудно соперничать с ценами конкурентов. Беру хорошим отношением с людьми и гибкими ценами. Катастрофически не хватает оборотных средств. Думала взять кредит, но страшно вляпаться. И надо-то не так много: 60 тысяч рублей. Может быть, посоветуете, что делать? Мне 53 года. Живу в Калининграде. Жду ответа. Заранее благодарна».

Бизнес – это, с одной стороны, детище владельца. А с другой – его инструмент.

И чтобы этот инструмент вас устраивал, есть смысл для начала понять свои личные цели в жизни4. А уже исходя из них, настраивать этот инструмент так, чтобы он помогал вам в их достижении.

Основная задача владельца – хотеть. Уровень амбиций собственника – ключевой фактор для успеха компании.

Пример 7. Андрей Веселов, основатель Группы Компаний EXTERNET:

«Хотеть не “Вася, подпрыгни 2 раза” и не кофе от секретарши каждые 2 часа, а развивать и изменять свой бизнес».

Бизнес – это проекция своего хозяина5. И если вы хотите, чтобы в нем что-то изменилось, вам нужно поменять собственный образ мыслей.

Пример 8. Антон Астафьев, владелец сети кафе, г. Пермь:

«Особенно обращать внимание на то, чтобы думать, говорить и делать одно и то же.

Я часто вижу несоответствия между реальными убеждениями наших администраторов и тем, что они говорят. Соглашаются, насколько важны клиенты в нашем бизнесе. А через минуту, разбирая жалобу клиента, вместо приема обратной связи и извлечения уроков делают вывод, что тот либо не разбирается в вопросе, либо пришел в плохом настроении с целью выплеснуть его именно здесь.

Когда я начинаю анализировать эту цепочку, то неизменно прихожу к себе и своим убеждениям. Очередной раз пересматриваю и понимаю, где мне еще нужно работать над собой. Люди верят только делам и поступкам».
 

Практическое задание 2

Каковы ваши личные цели на ближайшие 10 лет? Лучше распишите по пунктам.

Зачем вам данный бизнес (в контексте личных целей)?

Какие у вас к нему требования (личный доход, затраты вашего времени и т. д.)?

Через 10 лет вы все еще управляете своей нынешней компанией?

Примечания к статье

1. Питер Друкер: «Из пяти смертных грехов бизнеса первым и, как правило, самым распространенным является излишнее стремление к получению прибыли».

2. Я хочу заранее извиниться перед всеми теми, чью необходимость я поставлю под сомнение в этой статье: кадровые агентства и менеджеры по персоналу, внутренние маркетологи и маркетинговые компании, многие тренеры и т. д. Да, профессионалы есть, но их – ох как мало. А учитывая качество образования, им и взяться неоткуда, кроме как из набивания шишек на собственном опыте (правда, большой опыт не гарантирует профессионализма).

3. Могут быть рады, если все сделать правильно. Многих наемных руководителей и сотрудников можно и нужно сделать своими союзниками в развитии бизнеса. Как это сделать, см. подробнее в книге «Бизнес-процессы: как их описать, отладить и внедрить. Практикум».

4. Кстати, желательно строить бизнес в той области, которая вам лично близка. Например, если вы любите горные лыжи, то будете заниматься соответствующим бизнесом с удовольствием, с полной отдачей. А значит, и результаты будут вас радовать.

5. Это точно верно для среднего и малого бизнеса. В крупных компаниях, особенно акционерных, все сложнее. Хотя дух основателя обычно ощущается.

В статье использован фрагмент из моей книги "Как навести порядок в своем бизнесе".

***

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

 


В избранное