Вот любопытно. Стоило мне заявить в мир, что начал писать книгу про стратегию, как стали массово приходить заказы на помощь в ее разработке (только на этой неделе было несколько переговоров). А ведь я ведь не давал рекламы, просто написал в фб (еще до прошлой рассылки), "отправил послание во Вселенную". Видимо, это на
каком-то тонком, невидимом уровне работает - через общее информационное поле человечества или что-то в этом роде. "Все чудесатее и чудесатее", как говорила Алиса в стране чудес :)
А пока - статья, где кратко, на нескольких страницах изложен наш подход в созданию стратегии.
Но прежде ключевая мысль - важен не столько документ, сколько сама работа вашей управленческой команды над стратегией. Мышление в правильно организованном пространстве, формате и атмосфере. После стратегической сессии участники часто восклицают: "И что же мы сами не могли до всего этого догадаться, договориться друг с другом?!" Да, именно так. Это - волшебство, magic, который случается каждый раз на сессии. А статья, будущая книга - лишь "палец, указывающий на Луну", как
говорят учителя дзен…
Тема выпуска. Как создать стратегию
Михаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант. Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры".
Что такое стратегия? Слово очень затасканное, а понятие – запутанное.
Вот и получается, что многие собственники бизнеса и руководители вообще далеки от нее. А в некоторых компаниях и холдингах пишут толстые талмуды (сами или с консультантами за дорого), утверждают их на советах директоров. И на этом все заканчивается. А через год: «Ой, что же это мы так мало выполнили?»
На самом деле, суть стратегии очень проста:
Вы сейчас находитесь в точке А.
Вы наметили себе прийти в точку Б.
Для этого вам нужно понять свой путь: как из А прийти в Б. Ясное понимание этого пути – и есть стратегия.
К сожалению, часто стратегию понимают иначе. А точнее, не понимают. Вот один из моих любимых управленческих анекдотов.
Мышек в лесу все обижали.
Им это надоело, и решили они к Сове пойти – совета спросить.
Сова подумала и говорит: «Так это же просто – станьте ежиками!».
«Ура! Как это мы раньше не догадались?» - запищали мышки
и радостно побежали домой.
Но на полпути остановились: «А КАК мы станем ежиками?»
Возвращаются к Сове, спрашивают.
На что она возмущенно отвечает: «Отстаньте, я занимаюсь стратегией!»
Естественно, что к таким горе-консультантам доверия немного.
Давайте разберемся подробнее.
Точка А
Для начала желательно понять, где ваш бизнес находится сейчас. Практика показывает, что тут не все так просто. Люди работают годами бок о бок, но при этом картинка у каждого своя. Как говорится, «у каждого в голове свое кино».
Например, собственники уже мысленно лидеры своей отрасли в России (ну или, как минимум, в своей области), у них свой 5-этажный офис в центре города и пр. При этом в реальности все иначе. Топ-менеджеры борются друг с другом за власть и ресурсы. «Начальник транспортного цеха» пытается справиться с тем, что водители бензин сливают и иногда теряются по дороге к клиентам. В это время у продаж компьютерная система виснет каждый день. Рабочих зимой мерзнут в цехах. А офисные работники страдают
из-за невозможности сходить на обед в кафе или домой: из их промзоны добираться до цивилизации минимум полчаса на машине, которая есть далеко не у каждого.
Поэтому хорошо бы совместить картинки. А точнее – «собрать пазл». У каждого работника компании – свой кусочек.
Вот только услышать друг друга – дело непростое. А для многих компаний – почти невозможное без внешней помощи. Читайте статьи «Есть контакт!» и «Согласие в бизнесе».
Практическое задание. Определите точку А, в которой сейчас находится ваш бизнес.
Точка Б
Допустим, об исходной точке вы договорились. Это большой прогресс.
Но не конец, а лишь начало пути.
Теперь хорошо бы понять, куда идти.
Тут тоже не все гладко. Зачастую такого вектора в компании нет. Ну то есть всем очевидно, что нужно «бабло рубить», расти численно и территориально.
Какое на хрен планирование, когда мы в России живем? Ввяжемся, а там посмотрим. И т.д.
Может и так. Только вот хорошие моряки умеют приводить свою яхту туда, куда нужно, несмотря на все шторма и течения. Которые, конечно, являются весомой отмазкой для чайников и лузеров (от англ. сленга: loser – проигравший, неудачник).
Иногда понимание того, «куда плывем», есть в головах собственников бизнеса. Чаще – смутные ощущения направления, выработанные особым жизнено-важным органом: чуйкой.
Реже – собственники согласовали свою картинку с топами. И пока совсем экзотика – если средне звено тоже в курсе. А уж чтобы спросили и учли их мнение – это пока из области сказок. Хотя нашим клиентам это уже удается – приятно.
Точку Б описывают через вИдение и цели.
Видение (вижн) – это образ, картинка будущего. Куда вам и команде действительно хочется прийти. Иначе у всех в голове явно или не явно звучит вопрос: «На фига тратить силы?» Подробнее в статье «Будущее вашего бизнеса».
Вижн нужен для того, чтобы примерно наметить, куда идем. Согласовать направление движения. Чтобы в одну сторону и с удовольствием, а не «лебедь раком щуку».
Затем желательно выработать цели. Это уже более конкретная материя. Хорошо, если они четкие, измеримые, ограниченные во времени и пр. (см., например, критерий SMART). Подробнее – в статье «Цели: их польза и вред» (часть 1, часть 2).
Часто спрашивают: «Если есть цели, зачем же еще и вижн»?
Отвечаю. В целях нет энергии. Я сколько раз убеждался в том, что очень оригинальная идея собственников «увеличить оборот и/или прибыль в 10 раз» ваще никого в компании не греет. Если честно, то даже самих собственников, не говоря уже о работниках.
Ну нет в этом никакой радости: просто раздуть компанию в 10 раз. Проблем много, упахаться всем нужно – а счастья нет. См. в статье «Основной обман человечества».
Вот потому и не бегут сотрудники вперед под таким флагом. И руководители не бегут. Потому что «шарики не веселят».
Купил мужик воздушные шарики.
А вскоре возвращается в магазин.
- «Заберите шарики обратно и верните мне деньги!»
- «Может, они бракованные? Лопнули, картинка облезла, или еще что?»
- «Да нет… Не веселят!»
Вот и с целями, придуманными от фантазий воспаленного ума – та же фигня.
А чтобы «веселили», нужно сделать их живыми, напитать энергией.
То есть не искусственно залить в них пару литров жизни. А зачать в любви, выносить и родить. И потом о них заботиться, чтобы не завяли.
Где взять энергию для целей?
Как где: в вИдении, конечно!
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»
Владимир Маяковский
Вот это вижн, вот это сила! И уже хочется туда, в этот город-сад: бежать, строить, несмотря на голод и холод.
А цели – это инструмент более прагматичный, сухой: «Вы точно скажите, сколько вешать в граммах!» Они хороши, если в их основе лежит сильное вИдение. А иначе – мертвы.
К тому же цели – инструмент это сложный, я подробно писал об этом. Настолько сложный, что в последние годы мы, начиная работать со многими клиентами, не даем им задание сформулировать цели компании – не справляются, вязнут. Обходимся вИденьем, и двигаемся дальше по технологии наведения порядка в бизнесе. А к целям возвращаемся позже, если нужно.
Практическое задание. Определите точку Б, куда вы хотите прийти через некоторое время. Кстати, какое? Это точно не год – больше.
Конечно, тут неподалеку еще живут ценности: ваши и вашего бизнеса. Но не будем о них сегодня – это более высокие материи. Тем более что о них я уже писал: «Ваша идеология».
Стратегия
Ну вот мы и добрались до стратегии. Суть проста. Если вы знаете, как прийти из А в Б – стратегия у вас есть. Иначе нет, даже если есть толстый документ.
Стратегия может быть записана на одном листе. И даже на салфетке в ресторане. Важен не объем, а суть. Пустые понты нам ни к чему. Надеюсь, что и вам – тоже.
Что нам нужно понять, чтобы создать стратегию?
Если у вас развита чуйка (ох, давно просится статья про нее, родимую!), то вы можете родить стратегию из головы: примерно как Зевс Афину.
Да вот беда: чуйка есть не у всех. У успешных собственников обычно есть. У топов – реже. Делегировать ее невозможно. Научить – мало кого можно в принципе, и то очень небыстро.
К тому же чуйка иногда ошибается. Особенно, если эксплуатировать ее чересчур активно. Она дама нежная, приходит по любви, а не по принуждению. Как и Муза – ее двоюродная сестра.
Да, к тому же чуйка еще и кушать любит. Разные факты, мнения, ощущения. А уже из них иногда что-то родится.
Вот с такими своенравными «персонажами» приходится работать! Да, именно так.
Поэтому, если:
Собственник хочет принимать обоснованные решения, и получать радость от успехов, а не облом от неудач;
Часть решений он хочет делегировать – хотя бы своим ближайшим топам;
Он хочет развивать другие проекты;
И иногда отдыхать,
Стратегия ему нужна. Это «дорожная карта» для него, но больше – для его команды.
Практическое задание. Решите, нужна ли стратегия вам и вашему бизнесу. Если да, то зачем?
Как создать стратегию
Здесь я описал свой опыт из живых проектов в разных компаниях русскоязычного пространства. В книгах может быть написано совсем по-другому. Я предпочитаю практику абстрактным теориям.
Вот основные блоки, которые нужно понять, проработать:
Кто ваши клиенты, какие у них потребности.
С помощью каких своих продуктов (товаров и услуг) вы эти потребности удовлетворяете.
Кто ваши конкуренты, чем вы выделяетесь на их фоне.
Какие основные тенденции (тренды) есть на ваших рынках, в обществе, экономике и пр.
Какие нужны ресурсы, чтобы достичь вашего вИдения и целей. Что из них есть у вас в наличии, где взять недостающие.
В каждом из блоков много нюансов. К тому же нужно не только собрать исходную информацию, но и – главное – ее проанализировать, сделать глубокие управленческие выводы (увы, по опыту, с этим очень туго).
На основании всего этого можно создавать стратегию.
Кстати, часто бывает так, что после проработки описанных блоков возникает желание исправить вижн и цели. Потому что выясняется, что ранее намеченные нереальны. Или, наоборот, есть какие-то хорошие возможности, которые изначально не учли.
А зачем же тогда заморачиваться созданием вИдения и целей? Не лучше ли сразу «провести все анализы», а уж потом, на их основе решать, куда идти?
Нет, не лучше. Если нет понимания, где мы есть и куда хотим прийти, то совсем непонятно, что изучать: каких клиентов, продукты и пр.
Вообще, развитие всегда происходит по спирали. На каждом следующем этапе мы как бы возвращаемся назад, но с более глубоким пониманием.
Поскольку я уже много раз писал про основные «кирпичики», на основе которых строится стратегия, не хочу повторяться.
Ключевой момент. Толковые методики – это важно. Но есть еще кое-что, без чего они не работают. А именно без внутреннего желания участников ими пользоваться, и вообще развивать бизнес. Без их стремления и умения услышать и понять друг друга, договориться.
И я бы сказал, что как минимум половина нашей работы – помочь людям в этом.
Для начала – показать, что это важно. Что развивать компанию и развиваться самим - реально, и от этого всем будет лучше. Вовлечь их в изменения, чтобы они действительно делали это с душой. Не перегорали при первых же трудностях.
Дать людям понять, что на совещании не обязательно держать «морду кирпичем» и делать вид, что крут, и все знаешь и понимаешь, а твой собеседник – тварь дрожащая. И так далее.
Конечно, я утрирую. Но часто общение людей в современном жестком мире выглядят именно так.
Именно поэтому важна помощь профессионального модератора. Это одна из наших основных ролей в работе с клиентами – помимо экспертной и разных других.
Как создать стратегию в вашем бизнесе
У Вас, как всегда, есть несколько путей:
«Забить» на стратегию, и жить сегодняшним днем. Авось кривая куда-нибудь, да вывезет.
Делать ее самим, например, по указанным материалам. Путь хорош, но граблей на нем – немеряно.
Научиться создавать ее грамотно. На нашем лагере «Как навести порядок в своем бизнесе» вы на практике пройдете все этапы. На живых примерах из бизнеса: своего и других участников.
Пригласить нас в свою компанию для проведения стратегической сессии (и последующего сопровождения - при необходимости). Темы сессии могут быть разными – в том числе и разработка стратегии. Вообще, по уму именно с этого нужно начинать проект по наведению порядка в своем бизнесе. Лучше делать это после прохождения бизнес-лагеря всеми собственниками и топами компании – толку
будет гораздо больше.
Практическое задание. Решите со своими партнерами и топами - какой путь выбираете вы. Сделайте первый шаг.
Дмитрий Мазеин, совладелец и директор по развитию компании «Адванта
Консалтинг» (разработка и внедрение ПО, консалтинг по постановке системы
управления проектами), Екатеринбург Бизнес-лагерь "Как навести порядок в своем бизнесе" Дахаб-2017
Наша компания занимается разработкой информационной системы управления
проектами, внедрением системы и построением системного управления проектами. Мы
наводим порядок не в бизнес-процессах, а в управлении проектами.
Компания растет очень быстро: за последние 4 года выросли в 8 раз. Сейчас
поставили цель за ближайшие 3 года вырасти в 10 раз, поэтому стало понятно, что
просто так такой большой рост не осуществить, нужны упорядоченные
бизнес-процессы, необходимо, действительно, проработать качественно, до мелочей,
все нюансы работы с клиентами: внедрение, разработки, чтобы мы могли
действительно делать хороший продукт, предоставлять хороший сервис.
Я
начал читать книгу Михаила Рыбакова. Увидел, что с одной стороны, очень понятные
и простые вещи. С другой стороны, видна за каждым словом мудрость, которая идет
от большого опыта внедрения в реальных компаниях этих методик. Сам я знаю тему
бизнес-процессов, много раз описывал в разных компаниях как консультант и внутри
компании. Но всегда было сложно остановиться, сложно выбрать оптимальный формат.
У Михаила достаточно простая и понятная методика, и она работает. Это очень
важно. И в ходе бизнес-лагеря я еще раз в этом убедился. Сам бизнес-лагерь помог
прожить эти методики через работу в группах с коллегами из других компаний,
через обсуждение этих методик с моими сотрудниками. Здесь я и мой партнер, плюс,
два менеджера из нашей компании.
Рекомендую, кстати, ехать управленческой командой. Вы сможете зарядить всех
едиными идеями, сможете сформировать общий язык и зарядиться на реализацию
проекта формализации и структуризации процессов в компании. Это очень полезно.
Хороший формат бизнес-лагеря: и отдых, и учеба. Очень помогает,
действительно, не перегрузить голову, дает время продумать те идеи, которые
каждый день даются на тренинге. Очень лаконичный формат, очень рекомендую в этом
формате участвовать. Будем эти методики использовать также в своих проектах,
внедряя проектное управление у своих клиентов. Некоторые ноу-хау Михаила тоже
используем, если он не будет против.
Рекомендую и книгу, и бизнес-лагерь, и реализовать наведение порядка в своем
бизнесе. Уверен, что каждому из вас это даст что-то свое, но достаточно ценное.
Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).
P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!
Эта рассылка выходит на сервисе GetResponse. Рекомендую и вам - рассылки помогают привлекать и удерживать клиентов в любой сфере бизнеса, ощутимо увеличивают прибыль.
С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, модератор стратегических сессий
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"