Советы бизнес-консультанта. Выпуск 404. Друзья, магнолии и зарплата собственника
Советы бизнес-консультанта
Друзья, магнолии и зарплата
работающего собственника
Выпуск
N404, 30.03.2017. Регулярно выходит с января'2007
Выпуск подготовлен Наталией Морозовой.
Наталия Морозова–
с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной
экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института
профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла
(самостоятельно, без помощи юристов) более90
дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С
2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С
2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса.
Проходит время, и хочется подвести итог. С 2012 года я провела 10
бизнес-лагерей "Эффективное управление финансами". Количество участников все
увеличивалось, достигнув своего пика в феврале 2017 года, в Дагомысе. Мой
перфекционизм боролся с желанием повысить рентабельность лагеря.
Перфекционизм победил. Я поставила максимум - 25 человек. Набор закрылся на
этой цифре. Именно столько участников и было. Приехали собственники и
руководители бизнеса от Благовещенска до Кингисеппа. Все очень яркие,
имеющие смелость вести бизнес в России. И программу они освоили великолепно,
и день отдыха мы провели ярко и насыщенно: кто-то поехал в Салох-аул
любоваться прекрасными видами, посетить монастырь и купить потрясающего чая
на чайной фабрике, кто-то на Красную поляну кататься на горных лыжах и
развлекаться в парке аттракционов. В общем, сдружились и расставались почти
(а кто-то и буквально) плача.
Так получилось, что за 5 лет сформировался некий закрытый клуб, куда
зовут только тех, кто стал своим. Почему? Потому что эти люди не только
знают многое из "жизни финансов", но и мы с ними уже не чужие. А это важно,
т.к. я даю информацию различной степени конфиденциальности. Например, на эту
"Встречу
друзей" в Дагомысе (21-23 апреля) приедет человек, который будет
говорить очень серьезные вещи о технических аспектах IT-безопасности. Его
первый вопрос был о том, хорошо ли знаю людей, которые приедут. "Вопрос,
конечно, интересный..."
Когда меня просят за кого-то поручиться, я сразу вспоминаю ситуацию,
которую видела у одного из клиентов. В кабинет заходит очень лояльный
сотрудник, который проработал более 10 лет. Много пройдено. расставаться
жалко, но за окном кризис, сокращения, к сожалению, неизбежны. И этот
лояльный сотрудник говорит: "Или вы выплачиваете мне столько-то, или я вот
это несу в налоговую и трудовую инспекцию". И вытаскивает бумажку, которая
оказывается справкой для получения кредита в банке. С реальными доходами. За
подписью главного бухгалтера и печатью организации. У собственников был шок.
Ведь думали, что человека знают хорошо. А самое ироничное, что за пару дней
до этого я убеждала их финансового директора, что такие справки давать не
надо. И убедила собственников в своей правоте. Но поздно...
Итак, я не могу дать голову на отсечение за лояльность каждого из тех,
кто приедет на "Встречу друзей", но я общалась с этими людьми неделю и, как
мне кажется, неплохо их узнала. И доверяю им.
А если говорить о второй части "Встречи друзей", а это "Показатели
эффективности бизнеса", то она будет чужда тем, кто не знает, как считаются
EBITDA, рентабельность или ликвидность. Люди, прошедшие бизнес-лагеря «Эффективное
управление финансами», знают не просто формулы, а смысл всех этих
понятий. Ведь каждый начинал с азов финансового учета, сам, порой матерясь,
писал проводки, составлял балансы и "отчеты от прибылях и убытках". Каждое
непонятное раньше слово обрело смысл. Теперь можно и новой информации
подкинуть.
Итак, приглашаю участников прошлых лагерей на "Встречу
друзей" в солнечный Дагомыс. Я лично по солнцу истосковалась. Сегодня
(28 марта) шёл снег, и не просто шёл, метель настоящая. Меня очень радует,
что в Дагомысе я буду не только работать, но и купаться в бассейнах, гулять
у моря и вдыхать запах цветущих магнолий.
А тех, кто еще не в нашем клубе, но кому интересно разобраться в финансах
и научиться ими эффективно управлять, зову на Оку, в Тарусу. С 16 по 22
июня.
До 31 марта - первоначальная цена. Потом - повышение. Все подробности
здесь.
Да, еще сообщение, напоследок: осталось место для участия представителей
одной компании в практикуме "Налоговая
безопасность и проверки в компании" (6 апреля). О противных законах,
действующих в 2017 году писать мне сейчас не хочется. Лучше о финансах.
У меня есть любимый вопрос к предпринимателям-руководителям:
«Вы в управленческом учете в полном объеме зарплату себе начисляете?»
Все отвечают: «Да, конечно, мы же на карточку ее
перечисляем».
Но я не отстаю: «А сколько бы получал в месяц наемный
сотрудник вашей квалификации, если бы вы остались только учредителем, больше
не руководили компанией и отдыхали бы где-то в красивых местах? Столько же?»
Как правило, ответ отрицательный, за их официальную зарплату
толкового руководителя не найдешь. Цифра разнится в разы, а иногда и на
порядок.
И сразу же звучит встречный вопрос: «А зачем нам ее себе
начислять, если мы потом дивиденды возьмем?»
Но давайте разберемся в том, что же происходит, когда
руководитель-собственник не начисляет себе зарплату (в УУ, естественно).
А происходит следующее. Зарплата директора относится к
косвенным расходам, которые уменьшают доходы компании. Если мы ее не
начисляем, то тем самым завышаем прибыль компании, а этак же рентабельность
и прочие показатели. То есть обманываем сами себя. А зачем?
Иногда мне говорят: «У нас просто нет сейчас денежных
средств, чтобы выплатить себе эту зарплату». Нет так нет. Пусть не
выплаченная вам зарплата висит в УУ как задолженность компании перед вами,
или переведите эту задолженность в беспроцентный заем, который вы выдали
родному предприятию. Появятся наличные – компания вам его вернет.
И финансовый результат работы организации не будет искажен!
А это главное.
Но самое трагическое происходит, когда собственников
несколько, работает из них только один и адекватная зарплата в УУ ему не
начисляется.
История из практики. Как-то во время бизнес-лагеря
на Угре сижу, завтракаю. Подходит Николай, предприниматель из Москвы, и
говорит: «Вы вчера за пять минут спасли мне два миллиона рублей».
На мой немой вопрос ответил, что вчера был на моем
мастер-классе и понял, что мой пассаж по поводу работающих руководителей, не
начисляющих себе зарплату, – это как раз про него. Он руководит компанией
один, а дивиденды делятся между тремя учредителями. Если он будет учитывать
в расходах свою зарплату, то чистой прибыли для выплаты дивидендов
практически не останется, но он – наконец-то! – перестанет чувствовать себя
дискомфортно, работая много и профессионально и не получая за это достойного
вознаграждения.
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все
корректные письма (это может занять некоторое время).
P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и
руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на
новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить
время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую
бизнес-среду в России и в мире!
С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант, модератор
стратегических сессий Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"