Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта -374. Причины финансовых потерь собственников. Часть 3


Советы бизнес-консультанта
Финансы для собственников. Окно Морозовой. Часть 3

Выпуск N374, 14.07.2016. Общая аудитория - свыше 100000 читателей. Регулярно выходит с 10'2007

Добрый день, уважаемые читатели!

Этот выпуск подготовлен Наталией Морозовой.

Наталия Морозова – с 1994 работает финансовым директором и главным бухгалтером в крупной экспортно-импортной компании. С 1999 – действующий член Института профессиональных бухгалтеров РФ. Отстаивая интересы компании, выиграла (самостоятельно, без помощи юристов) более 90 дел в арбитражных судах г. Москвы. С 2007 года проводит бизнес–тренинги. С 2010 года проводит семинары, повышающие квалификацию главных бухгалтеров. С 2012 года проводит стратегические сессии для собственников бизнеса.

Сначала - новости. Бизнес- лагерь "Эффективное управление финансами. Таруса - 2016"  практически набран. Осталось одно свободное место :)

А теперь вернемся к актуальной теме. В начале этой статьи я постаралась классифицировать все виды финансовых потерь. Получилась матрица, которую мой муж немедленно окрестил "Окно Морозовой".

Продолжаем рассматривать источники потерь (начало см. в первой и второй частях этой статьи):

I. Посторонние.

2.2 Партнеры по бизнесу - контрагенты-покупатели.

2.2.2 Денежные средства теряются из-за ошибок в документах

- документ подписан неустановленным лицом;

История из моей практики. Мой клиент (ставший другом) занимается ландшафтным дизайном. Он несколько лет успешно сотрудничал с неким Заказчиком. Все проекты принимала менеджер Заказчика Ковалева Н.И., ставя на проекте отметку о принятии, дату и свою подпись. На мои сентенции, что нужна копия доверенности (приказа) от лица компании на право Ковалевой принимать работу, друг возмущался: "Да от меня все клиенты разбегутся, если я буду к ним с такой ерундой приставать!"

Однажды оплата вовремя не пришла. Заказчик молчал, а спустя месяц заявил, что проект его не устроил, и денег можно не ждать. Переговоры успеха не принесли.

Был нанят адвокат, который оценил шансы на победу как высокие, т.к. договор был составлен грамотный.

И вот настал день "Ч". Заседание суда. Юрист Ответчика говорит, что Ковалева Н.И. никогда не работала в их компании, что подтверждается штатными расписаниями за несколько лет (копии прилагаются).

Все. Шах и мат. Убыток - 400 000 рублей плюс расходы на услуги адвоката и государственную пошлину. 

Проверяйте, пожалуйста, полномочия тех, кто подписывает документы со стороны Заказчика (Покупателя)!

- покупатель отказывается забирать товар

История из моей практики. Покупатель отказывается вывозить со склада оплаченный товар. Посмотрели договор. В нем ничего не сказано о сроках получения товара и о штрафных санкциях за несвоевременный вывоз этого товара. Товар занимает треть склада. И нет никакой гарантии того, что покупатель не заявит через год, что готов забрать товар, да только срок годности этого товара уже истек, а значит, нужно будет или возвращать деньги, или заказывать товар по новой.

- четко не прописано условие, когда работа считается выполненной, несмотря на то, что акт со стороны Заказчика не подписан.

Нередки ситуации, когда заказчик принимает результаты работ, а акт не подписывает. Поэтому в договор надо включить пункт, который сможет Исполнителя обезопасить, например, такой: "В случае непоступления в трехдневный срок после передачи результатов работ мотивированных претензий, акт приемки-сдачи выполненных работ считается подписанным со стороны Заказчика".

Примеров можно добавлять много.

Подытоживая тему не до конца продуманных договоров, хочу попросить:

"Пожалуйста, обратите внимание на договоры, которые вы подписываете с контрагентами!"

Мне кажется разумным один раз разработать несколько стандартных договоров, которые будут правильными и максимально продуманными. И далее пытаться подписывать именно их. Понятно, что зачастую Покупатель хочет подписывать свой типовой договор. Не беда. Главное - знать те важные для вас условия, которые в договоре должны быть отражены. Тогда человек, отвечающий за проверку договоров, будет знать, на что обратить внимание. Он будет проверять наличие важных для вас положений в договорах контрагентов, и в случае их отсутствия - пытаться их добавить. В случае неудачной попытки, вы будете знать о тех потенциальных рисках, которые у вас есть при работе по данному договору и будете иметь их в виду, принимая те или иные управленческие решения.

- не подписана спецификация;

История из моей практики. Клиент занимается импортом продукции из Испании. Товар специфический, привозится строго под заказ. Один из его покупателей - крупный и очень надежный. С ним подписан рамочный договор, который ежегодно пролонгируется. Каждая поставка оформляется отдельной спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора.

В одно прекрасное утро Покупатель сделал заявку на один конкретный товар, стоимостью 200 000 евро со словами, что надо срочно. Срочно настолько, что коммерческий директор не стал заморачиваться подписанием Спецификации, а все свои силы бросил на то, чтобы данный товар попал в уже практически сформированный заказ - фуру, отъезжающую в сторону России.

Фура пришла. Товар был растаможен. Сборы, пошлины и импортный НДС уплачены. А вот покупатель принять и оплатить товар отказался.

Пока товар шел из Испании в Россию, у покупателя сменилось руководство. Новое руководство решило, что данный товар ему не нужен.

В суд идти не с чем. Спецификации, подписанной и пропечатанной с обеих сторон нет. Почти три года товар лежит на складе, занимая место.

А ведь он не только место занимает, он является еще и одной из причин кассовых разрывов, т.к. в нем зависли "живые деньги".

Кстати, обо всех причинах возникновения кассовых разрывов мы будем говорить на бизнес-лагере "Эффективное управление финансами. Таруса - 2016".

Лагерь реально очень полезный (отзывы участников тому подтверждение). На нем будет возможность за два дня овладеть знаниями основ финансов, которые мне в институте давали два семестра (да так, что скулы от скуки сводило).

А в остальные 4 дня вы будете находить точку безубыточности и вырабатывать методы борьбы с кассовыми разрывами (предварительно узнав причины их возникновения). Будете изучать алгоритм постановки управленческого учета и применять эти знания в практических заданиях. Будете строить финансовые модели компаний, предварительно узнав как и зачем это делать. Узнаете, как не дать себя обмануть. И многое-многое другое.

Я щедро поделюсь своими знаниями и опытом, который нарабатывала более двадцати лет. Мне не жалко.

Искренне Ваша, Наталия Морозова.

P.S. А помимо интенсивной учебы будет отдых (два часа в обед и полностью четвертый день). Река, лес, рыбалка, теплоход.

Вечером - песни у костра.

Всего доброго!

***

Полный структурированный архив рассылки >>>

Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (это может занять некоторое время).

P.S. Вы можете переслать это письмо своим коллегам: бизнесменам и руководителям. Это поможет им не только сохранить бизнес, но и вывести его на новый уровень. А самим - больше заниматься стратегией, развитием, проводить время с семьей, путешествовать и отдыхать. Давайте создавать здоровую бизнес-среду в России и в мире!

P.P.S. Также вы можете рекомендовать эту публикацию в социальных сетях, нажав на кнопки вверху данного письма.

С уважением,
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант
Основатель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"

WWW: www.mrybakov.ru
Тел.: +7 (495) 926-26-09
E-Mail: info@mrybakov.ru
Skype: mrybakov.partners
FaceBook: www.facebook.com/BusinessToOrder


В избранное