Советы бизнес-консультанта
Атмосфера открытости, доверия и правды
Выпуск N355, 09.02.2016. Общая аудитория - свыше 100000
читателей. Регулярно выходит с 10'2007
Упрощенка-2016. Наталия Морозова выпустила новую версию книги "Об
"упрощенке" за рюмкой чая". Все, что нужно знать
предпринимателю и бухгалтеру об упрощенной системе налогообложения - в одном
месте, простым и понятным языком.
Книга поможет вам при подготовке налоговой отчетности за 2015 год, а также
при расчете страховых взносов и авансовых платежей по "упрощенскому" налогу
за 1 квартал 2016 года. Через 2 минуты
книга
может быть у вас(в электронном формате
pdf). Вы также можете сделать
предзаказ книги в бумажном формате с дарственной надписью автора (выйдет
в марте).
12-18 мартаПоддерживающий
лагерь для клиентов в Подмосковье. Глубокая проработка ваших
задач в кругу бизнесменов и топ-менеджеров. Для тех, кто проходил наши
бизнес-лагеря, участвовал в сессиях, самостоятельно работал по моей
книге и пр.
Тема выпуска. Атмосфера открытости, доверия и правды
Сегодня для вас - очередной фрагмент из моей
новой книги про бизнес-процессы и
их внедрение, управление изменениями, вовлечение людей.
Текст полностью готов и отредактирован.
Остается только сверстать и напечатать. Вы можете заказать
книгу - получите по почте с моим
автографом. А пока - отрывок из книги - глава "Атмосфера открытости, доверия и
правды".
*******
Что такое наведение
порядка в бизнесе, отладка процессов?
По сути, это поиск «узких мест», проблем – и их устранение. Однако этому мешает
одно серьезное препятствие.
Чтобы решить любую проблему, сначала нужно еепризнать.
А зачастую это ох как непросто! Ведь это означает увидеть то, куда смотреть не
хочется вовсе.
Например, не всем людям приятно видеть в зеркале себя и свою фигуру.
Зачастую человеку приходится признать, что он сам прежде что-то не понимал,
делал глупости, был неправ и т.д.
В бизнесе обычно еще сложнее. Ведь у любой проблемы естьпричины.
А значит – тот или те люди, которые их породили.
Тут перед глазами встает целый шлейф ассоциаций: брак, бракодел, виновник,
крайний, стрелочник, которого нужно «найти и расстрелять»…
При такой обстановке в коллективе никто в здравом уме не станет говорить о
проблемах, «доставать скелеты из шкафа». Наоборот – запрячет их поглубже.
Летом после второго курса института мы с друзьями поехали работать на
стройку. В совхозе бетонировали пол в коровниках, устанавливали тяжеленные
бетонные кормушки и т.д. В 6 часов вечера нас забирал «ГАЗ-66», отвозил в
общагу.
Однажды к нам на стройку минут за 15 до окончания рабочего дня с большим
опозданием приехал миксер, полный бетона. Чтобы раскидать машину бетона и
уложить его, бригаде нужно около часа.
Местному мастеру, который нами руководил, было неохота задерживаться после
работы. Он не растерялся – указал водителю канаву, куда слить несколько кубов
бетона, а вечно пьяный бульдозерист Карпуха помог скрыть следы.
Нас, студентов, такой подход, мягко говоря, удивил. Но мастер крепкими
словами объяснил нам, что к чему.
Очевидно, что организация понесла убытки – бетон пропал зазря. В чем причины
такой ситуации? Как это связано с бизнес-процессами и
с атмосферой в компании? Как это повлияло на нас – новичков?
Пока бизнесом управляют в такой манере, серьезному улучшению не бывать.
А в остальном, прекрасная маркиза,
Все хорошо, все хорошо!
(Слова из французской песни «Всё хорошо, прекрасная маркиза»)
Пока у вас в компании принято делать вид, что все хорошо, хотя на самом деле это
далеко не так, – не пытайтесь отлаживать процессы, это бесполезно.
Как же быть?
В мировом опыте и в нашей практике проверенные решения есть.
Пожалуй, основное – создать в компании такую атмосферу, чтобы людине
боялись говорить правду.
Правда – лечит!
Вот фрагмент из книги Эдвардса Деминга «Выход из кризиса», один из его
знаменитых «14 пунктов»:
«Изгоняйте страхи
Поощряйте эффективные двухсторонние связи и используйте другие средства для
искоренения страхов, опасений и враждебности внутри организации с тем, чтобы
каждый мог работать более эффективно и продуктивно на благо компании.
Любой работник, испытывающий страх перед своим вышестоящим руководителем, не
может надлежащим образом сотрудничать с ним. Лучшее, что можно ожидать в таких
обстоятельствах, – обиженная покорность, т.е. как раз то, чего и желает такой
руководитель. Однако подобное положение вещей никогда не приведет к хорошим
результатам.
Истинное сотрудничество позволяет достигнуть намного большего, чем
изолированные индивидуальные усилия. Но это взаимодействие не может быть
хорошим, если не взращивать взаимное доверие, уверенность и уважение. Те, кто
работает, испытывая страх, – стараются ускользнуть из поля зрения тех, кого они
боятся. А как можно ожидать отдачи, соответствующей потенциальным возможностям,
от людей, чье основное желание – просто не быть замеченным?»
Создание в компании атмосферы доверия может начинаться с малого. Например, в процессном
подходе принято говорить «дефект», а не «брак» – чтобы не было
обвинительного тона, чтобы люди не закрывались, не прятали проблемы.
***
Конечно, бывают и исключения.Например,
работник что-то украл, допустил ошибку из-за преступной халатности, напился на
работе и т.п.Он действительновиноват.
За такое, как правило, нужно жестко наказывать, чтобы другим неповадно было –
вплоть до увольнения на месте.
Однако таких ситуаций – немного. По опыту, в большинстве случаевсотрудник
старается делать свою работу хорошо. По крайней мере, в начале своей карьеры
или работы в конкретной компании, пока ему не «отбили охоту».
Но система устроена так, что не позволяет ему работать качественно, разумно. Ему
мешают «кривые» процессы, всевозможные «косяки» и накладки.
Это – не вина работника, а недоработки в системе. Наказывать за них – неразумно, неэффективно. Непедагогично.
***
Пусть каждый работник компании будет уверен, что запризнание
проблемыему не «прилетит по
башке» от начальства и коллег. Наоборот – егопохвалятза
то, что он обнаружил дефект в процессе, вынес его на рассмотрение. Особенно,
если он нашел и предложил пути решения проблемы и ее предотвращения на будущее.
На стартовой
стратегической сессии по наведению порядка в бизнесе мы помогаем создать
атмосферу доверия. Это непросто, учитывая традиции авторитарного
управления, которые веками складывались в нашем обществе. Как правило, нам это
удается – пожалуй, для меня это один из главных предметов профессиональной
гордости!
Помогает многолетний опыт работы с «жесткими» отраслями: нефтянка, стройка,
различные производства. Где до нашего появления долгие годы звучало: «Мать,
мать, мать!»…
Потом этот опыт открытого сотрудничества люди закрепляют нарабочих
группах– там они постепенно
прорешивают сложные проблемы, копившиеся в компании годами.
Важен личный пример первых лиц компании. Если шеф перестает «бить сотрудников по
рукам» и «затыкать им рот» (пусть даже он делал это из лучших побуждений),
постепенно люди оттаивают.
Конечно,довериев
команде складывается не за один день. Тем больше моя радость, когда через
год-два работы с компанией, я вижу, как меняются люди и их взаимоотношения.Люди
теплеют, поддерживают друг друга, при необходимости быстро создают группы и
решают возникающие трудности. Компания становится живой, гибкой,
быстро приспосабливается к изменениям во внешней среде,например,
к кризисам, появлению сильных конкурентов, изменениям в законодательстве и пр.
Конечно, это сказывается и на прибыли бизнеса, и на отношении сотрудников к
клиентам. В компании становитсяпо-человечески
приятноработать.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Насколько открытая атмосфера в вашем бизнесе?
Могут ли люди свободно говорить о проблемах, делают ли это?
Предлагают улучшения? Вы их внедряете?
Люди знают об этом, видят результаты?
*****
Вы можете заказать
новую книгу и получить ее по почте, как только она выйдет в свет.
Пишите: присылайте
нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на
все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из
Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
Мы выпускаем рассылку с помощью
Smartresponder
- лучшего сервиса рассылок в российском Интернете.
Рекомендую
и вам - рассылки помогают привлекать клиентов в любой сфере бизнеса.
Всегда рад долгосрочному и взаимовыгодному сотрудничеству.
С уважением, Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Основатель
команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"