Советы бизнес-консультанта. Выпуск 252. Трудная судьба бизнес-процессов в России
Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта
Трудная судьба бизнес-процессов в России
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 100000
читателей. Рассылка регулярно выходит с октября 2007 г.
Выпуск N252,
04.12.2013
Прибыль должно дать более искусное руководство делом:
побольше мозга в вашей работе — мозга и еще раз мозга. Генри Форд
До повышения цен на
бизнес-лагеря
в
Дахабе осталось всего несколько дней (до 7 декабря).Ссылка чтобы выставить себе счет есть в программе каждого лагеря.
Успевайте оплатить >>>
Причины переноса в Дахаб подробно описаны
здесь и
здесь.
Небольшие изменения в
расписании бизнес-лагеря Наталии Морозовой
"Проверки в компании". Он будет проходить 27 и 28 января с 15 до 20
часов (а не 28 февраля целый день, как планировалось ранее).
Уже много лет мы помогаем руководителям развивать свой бизнес на основе процессного подхода. Это взгляд на
управление бизнесом через призму бизнес-процессов.
Однако приживаются они в России и ближнем зарубежье ох как непросто! В этой
статье - мои размышления о том, почему так, и что с этим делать.
Напомню, что бизнес-процесс - это четкий
зафиксированный письменно алгоритм выполнения некой деятельности: поиск клиента,
выполнение заказа и т.д.
Вроде бы идея процессов давно известна, преимущества - понятны. Опишите, как
Вы работаете, добейтесь четкого исполнения процессов, совершенствуйте их - и
получите массу выгод. Вот лишь некоторые:
Повышение прозрачности бизнеса для руководителей и его управляемости,
возможность его осмысленно совершенствовать (скорость, качество,
себестоимость и т.п.).
Снижение рисков: увода клиентов, потери технологий при увольнении
ключевых сотрудников и пр.
Снижение зависимости от персонала: от "звезд", от
нерадивых сотрудников. При хорошо проработанной технологии выполнения работ
проще найти сотрудников (не нужны сверх-умные), новички легче и быстрее
начинают выдавать нужный компании результат.
Высвобождение времени и сил на развитие бизнеса и вообще
жизнь.
Повышение качества работ, а значит – репутации на рынке.
И в конечном итоге – рост прибыли и устойчивости
компании.
Про бизнес-процессы написана куча книг, их изучают в ВУЗах и
на MBA. Однако успешных внедрений в России крайне мало (до начала нашей работы).
Более того, мы все чаще сталкиваемся с компаниями, которые уже
пытались внедрить процессы, но у них это не получилось. Часто попытки были
связаны с внедрением системы менеджмента качества на основе стандарта ISO-9001
и/или какой-либо информационной системы. Порой таких попыток было уже несколько,
и все провальные.
Причины разные:
Зачастую - формальное отношение к "написанию бумажек".
Это точно не работает.
Слабое понимание процессного подхода - увы, на
постсоветском пространстве его действительно понимают и умеют использовать
лишь единицы. Большинство книг отражают очень слабое понимание авторами.
Увы, то же относится и к большинству преподавателей ВУЗов и MBA. От
некачественных книг и плохой учебы вреда больше, чем пользы.
Простейший пример: большинство авторов не понимают важности того, что почти
все процессы в компаниях - сквозные. То есть проходят через несколько
подразделений и должностей, и большинство проблем происходят на стыках.
А они предлагают описывать: процессы отдела продаж, процессы департамента
производства, процессы службы персонала и пр.
Это не просто не полезно - вредно, т.к. усиливает проблемы и
"замораживает" их!
Неудивительно,
что кривое использование даже сильной технологии дает отрицательные
результаты.
У большинства консультантов, исошников и айтишников нет
навыков работы с людьми, вовлечения их в изменения. Компетенция таких
"специалистов" заканчивается на написании документов и/или программировании.
А то, что без грамотного внедрения в разум и души людей все это пустое - кто
ж об этом думает?
Процессный подход помогает выстроить эффективную работу в
компании по горизонтали: между сотрудниками и подразделениями. А это в корне
противоречит традиционному для России и сопредельных стран авторитарному
подходу: "Я начальник, ты дурак".
Итог - полнейшее разочарование руководителей и сотрудников в самой идее.
В большинстве случаев нам удается преодолеть неверие людей,
хотя бывают и особо запущенные случаи.
Свежий отзыв от нашего давнего клиента (путь пройден
огромный, на это ушло около 2 лет):
Илья Евстрин, генеральный директор ГК «Новые
промышленные технологии», Рязань
Михаил, привет!
Читаю я твои рассылки и понимаю, что давненько не подавал
тебе обратной связи))
А сижу я довольный как слон и любуюсь тем, что в компании
происходит. В частности, тем, во что у нас бизнес-процессы постепенно
превращаются… Для примера присылаю пару файликов - нравится, аж распирает)) А
еще больше нравится, что все это и многое другое работает в жизни!
Одно из наших направлений, которое было единственным
действующим в тот момент, когда мы к тебе впервые обратились, недавно поставил
себе цель перевести в состоянии самоподдержания и саморазвития. А себя и самых
сильных членов команды к 4 кварталу следующего года полностью переключить на
открытие производства и развитие направления … . Сделать для этого осталось не
так уж и много - достроить маркетинг как регулярную систему, сделать еще один
шаг в структуризации управленческого учета и на финише сделать небольшие
изменения в оргструктуре. А система рабочих групп, штаба и стратсессий позволит
дошлифовывать и улучшать постепенно все остальное на основе существующего
скелета.
Не так давно вернулся из путешествия по Европе - объехал за
рулем все Альпы, отметил свое 30-летие на формуле 1, проехал несколько кругов по
трассе гран-при Монако. В общей сложности намотал по горам 5000 км, а на работе
меня не было три недели, это новый рекорд! И за это время был только один
срочный звонок с работы, плюс по несколько часов в неделю (в свободное время) по
Элме принимал проекты и согласовывал заявки. В общем, прогресс ощущаю.
Спасибо, Михаил!
9.10.2013
Как развивать свой бизнес?
Есть разные пути:
1. Можно на все забить, и оставить как есть. Тоже путь,
и многие выбирают его: как правило, неосознанно.
Но жизнь не стоит на месте, рынок развивается. У нас
есть масса живых примеров, когда вчерашние гиганты рынка "вдруг" обрушивались со
своих глиняных ног.
Конечно, руководители любого бизнеса пытаются что-то делать.
Но зачастую в таких «пассивных компаниях» зерна разума тонут в демагогии и
попытках сохранить свой статус (всеми: от собственника до линейного
руководителя) при управленческом бессилии.
Особенно часто это встречается в государственных структурах.
Но, увы, и в частных компаниях – тоже. Ведь их основатели и руководители
когда-то учились на примерах своих боссов – с совковым мышлением и опытом.
Эти проблемы можно вылечить. Но только при целенаправленном
развитии - как бизнеса, так и его управленцев.
2. Можно набивать шишки самостоятельно. Благородно, но
уж больно долго и дорого. Да и синяки на лбах от собранных граблей заживают
долго.
3. Можно уповать на учебу, например:
Пройти MBA. Увы, шаблоны, которыми там забивают
мозг, не сильно помогают на практике.
Бегать по всевозможным тренингам – от продаж до
тайм-менеджмента и тимбилдинга. Весело, но серьезного долгосрочного
результата не дает.
Покупать всевозможные инфо-продукты. Дешево, но
крайне бестолково.
4. Можно повестись на сладкие обещания "волшебных таблеток",
которыми пестрит сейчас рынок. Система продаж для вашей компании под ключ за
пару месяцев и 3-5 миллионов рублей (в зависимости от толщины вашего кошелька).
Готовый набор документов (регламентов, должностных инструкций, и даже схем
мотивации), подходящий для любой (да-да, так даже в названии продукта
сказано) торговой компании. ИТ-система, которая волшебным образом победит
бардак, царящий в бизнесе доверчивого клиента. И многие другие чудеса…
5. Можно написать множество разрозненных регламентов и наиздавать
приказов. Создать документацию по стандарту ИСО-9001. Внедрить
новейшую чудо-ИТ-систему.
Увы, все это пустое - без серьезных изменений в головах Вас и Ваших сотрудников.
И даже вредит, т.к. на тратит Ваши ресурсы и на несколько лет создает у Вас
ложное ощущение, что все хорошо.
Мы уже много лет помогаем клиентам пройти четкий путь - навести порядок в
своем бизнесе
Вот его подробное описание. Мое выступление на нашей 3-ей конференции
с 250 владельцами бизнеса и топами в 2012 году:
http://youtu.be/LOYa4vUX474.
Его плюс в том, что он работает.
Минус - в том, что наводить порядок в бизнесе придется Вам.
Как спортсмену, который тренируется сам - под руководством опытного тренера (не
путайте с бизнес-тренером).
Мы обучаем технологиям, помогаем адаптировать их под специфику
бизнеса клиентов. Предупреждаем о разбросанных тут и там граблях. Вдохновляем
команду и даем "волшебный пендель" руководителям и лично собственнику.
Но работать за Вас не будем. Потому что это не принесло бы Вам
пользы.
На изменения нужно время. И особую компетенцию "управление
изменениями"-
крайне редкую на наших просторах.
Мы работаем с Вами и Вашей управленческой командой в режиме
стратегических / рабочих сессий
и помогаем грамотно организовать самостоятельную работу между сессиями.
Преимущества просты и очевидны:
Бизнес-результаты, очевидные для собственника
Экономия (сил, времени, денег) по сравнению с путем проб
и ошибок
Стартовая сессия показывает команде: «Пути назад нет!»
Поддержка в ходе изменений
Вовлечение команды, драйв
Тренировка работы в новом режиме: люди думают и
договариваются
Оздоровление психологической обстановки в компании
Оценка команды, грамотная расстановка людей по ролям и
позициям
Рост компетенции – команды в целом, а не только отдельных
людей. Обучение на реальных задачах Вашего бизнеса
О внедрении процессного подхода в Ваш бизнес подробно
расскажем мы с Виктором Лучковым. Кстати, вся наша команда активно использует
бизнес-процессы в работе.
Вы сможете понять технологию, познакомитесь с нами и
посмотрите нам в глаза, чтобы осознанно принять решение о сотрудничестве.
Приезжайте командой соучредителей и управленцев - чтобы вовлечь их в развитие
бизнеса и потом внедрить все то, о чем узнаете на конференции.
Затем - Основной бизнес-лагерь
для собственников и топов в Дахабе в феврале. Это практикум. Мы с Вами
подробно по шагам проработаем технологию наведения порядка в бизнесе на живых
примерах из бизнеса участников.
Лагерь пройдет в 8-ой раз, в нем уже приняли участие 229 бизнесменов. От
микро-бизнесов до 3 тысяч сотрудников, от новичков до зубров с 20-летним и более
опытом ведения бизнеса.
Результаты есть у всех, кто реально применяет полученные знания
и навыки. Отзывы - в
программе
каждого лагеря.
Кстати, участникам
конференции - скидка 5000
рублей на любой один лагерь от цены, действующей нам момент Вашей оплаты.
А уже после этого обучения – осознанно и грамотно начинайте
проект управляемых изменений в своей компании. Мы готовы сопровождать Вас до
устойчивых результатов.
После прохождения бизнес-лагеря Вы будете действительно готовы к наведению
порядка в своем бизнесе.
До повышения цен на
бизнес-лагеря
в
Дахабе осталось всего несколько дней (до 7 декабря).Ссылка, чтобы выставить себе счет, есть в программе каждого
лагеря. Успевайте
оплатить >>>
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет интересна кому-то из Ваших
коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста,
перешлите ему это письмо.
С уважением, ведущий рассылки Михаил Рыбаков Бизнес-консультант Руководитель команды "Михаил Рыбаков и Партнеры"
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.