Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в
них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению.
Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.
Советы бизнес-консультанта. Маркетинг
Общий тираж
на 4 серверах - свыше 55000 подписчиков. Рассылка регулярно
выходит с октября 2007 года.
Выпуск N163,
08.11.2011
Клиент всегда прав!
Если клиент не прав — это не наш клиент.
Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда
летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить меня к себе в город или в свою
компанию для проведения консалтинга и обучения: - Тел: +7 (495) 926-26-09
- E-mail:info@mrybakov.ru - Skype:mikerybakov
- Мой блог
Всегда рад новым контактам! Приятно, когда в мою жизнь входят новые
интересные люди.
Любовь
Малютина
- консультант
по маркетинговому развитию компаний, руководитель проектов, инвестор.
Практический опыт в сфере маркетинга – с 1998 года. Опыт управленческой работы –
с 2000 года. В консалтинге с 2007 года.
Занимается стратегическим и тактическим
консультированием и коучингом владельцев среднего и малого бизнеса, помогает
выстроить в компаниях регулярные маркетинговые процессы, повысить эффективность
маркетинговой деятельности, создавать и развивать маркетинговые команды. Также
занимается рыночной оценкой start-up проектов и маркетинговой поддержкой
start-up. Среди клиентов: Societe Generale, Русфинанс Банк, METRO Сash & Сarry, ТД
Сибирский берег, Nivea, Сеть книжных магазинов Книгомир.
Сегодня мы продолжаем цикл статей по маркетингу. В первой вводной статье "Система
маркетинга в Вашем бизнесе" была представлена
представлена самая суть маркетинга, и алгоритм его внедрения в компании. Если Вы
еще не прочли ее - сейчас самое время. В процессе чтения выполните
практические задания, примените их к своему бизнесу.
Итак, перейдем к шагу 1 алгоритма, описанного в
прошлой статье. Предпосылкой
построения клиентоориентированного бизнеса является сбор и анализ информации
о рынке и о ситуации, в которой действует компания. Эта информация
добывается в ходе маркетинговых исследований.
К исследованиям относятся любые действия по получению и анализу данных,
помогающих бизнесу решать вопросы сбыта. Эти данные - основа маркетингового
планирования. Зачастую ситуация выглядит так: данные собираются, но не
регулярно, а от случая к случаю, отсутствует единая форма для сбора данных,
поэтому трудно сопоставить между собой предыдущие и последующие данные, в
результате применить их в нужное время крайне сложно. Но будем разбираться.
Какой круг же вопросов необходимо прояснить в ходе анализа ситуации?
Оценка рынка.
Оценка текущего положения компании в торговой цепочке.
Оценка конкурентов.
Оценка влияния дополнительных факторов.
Анализ самой компании.
Отсутствие понимания исходной ситуации и начало действия наобум чревато для
организации серьезными потерями времени и денег. Чтобы не было мучительно
больно, рекомендую выполнить все шаги алгоритма именно в той последовательности,
в которой они даны.
Начинать изучение ситуации следует с поведения потребителей, то есть с
оценки рынка.
Для этого:
Определяем объектные границы рынка - отталкиваемся от потребности,
которую удовлетворяет продукт, затем определяем рынок. Например, компания,
производящая плиточный шоколад, может действовать на рынке кондитерских
изделий, рынке быстрого питания, рынке деликатесов. От того, на каком рынке
работает компания, зависит как дальнейшая область исследований, так и
маркетинг-микс. Например, чтобы преуспеть на рынке деликатесов, нужно
держать собственную сеть мини-магазинов, а чтобы успешно конкурировать на
рынке кондитерских изделий, нужно иметь место на полках в сетях и хорошо
раскрученный бренд. А это, согласитесь, две разные истории…
Определяем локальные границы рынка - попросту говоря, решите, в каких
регионах будет продаваться ваш продукт.
Определяем временнЫе границы рынка - а именно, какова сезонность данного
рынка.
Определяем личностные границы рынка, т.е. целевые группы. Например,
школьники, пенсионеры, домохозяйки, мелкооптовые торговцы и т.п. Именно на
этих людей будут направлены коммуникации компании, и эти характеристики
оказывают прямое влияние на дальнейший маркетинг-микс.
Практическое задание 1: Ответьте на вопросы:
Для удовлетворения каких
потребностей служит продукт вашего бизнеса?
На каком рынке представлен
ваш продукт?
Кто ваши клиенты?
Где граница территории
охватываемой вашим бизнесом?
Какова сезонность продаж на
данном рынке?
Опишите рынок вашей компании по
каждому из 4-х параметров настолько подробно, насколько это для вас возможно.
Во многих случаях бизнес продает свои товары не конечному потребителю, а
использует для распространения промежуточные звенья, оптовую или розничную
торговлю.
Практическое задание 2: Чтобы провести оценку текущего
положения в торговой цепочке, ответьте на следующие вопросы:
1.По каким критериям различаются
торговые компании в вашем канале продаж - организованная (юрлица) /
неорганизованная (физлица) торговля, форма организации торговли, размер компании
(одно дело, если продажа ведется физлицами и правила на рынке не сформированы, и
совсем другое - если есть рынок, конкуренты и традиции: тогда "со своим уставом
в чужой монастырь" ходить нужно осторожно).
2.Чем
отличается специфика закупок отдельных торговых компаний? Сколько они
приобретают в целом? Сколько в рамках одного заказа? Также проанализируйте
ассортимент закупок, и связь между ассортиментом и профилем клиента.
3.Как часто поступают заказы?
Насколько регулярно? Каков уровень лояльности клиентов?
4.В каких целях заказчики
используют приобретенные продукты?
5.В каких ситуациях заказы
прекратятся? (когда мы можем потерять клиента?)
Верная оценка конкурентов – один из наиболее важных моментов в
планировании маркетинга. Стремитесь получать полную и подробную информацию о
конкурентной среде.
Практическое задание 3: Напишите список 7 своих ближайших
конкурентов.
Каково их положение на рынке
по сравнению с Вашей организацией?
Насколько сильно
соперничество между существующими конкурентами, будет ли это соперничество
усиливаться?
Могут ли на рынке появиться
новые игроки или отрасль защищена высокими барьерами вхождения на рынок?
В чем сильные и слабые
стороны названных конкурентов перед Вашим бизнесом? Заполните таблицу:
Название конкурента
«+» и «-» продуктовой линейки конкурента по сравнению с вашим бизнесом
«+» и «-» каналов сбыта конкурента по сравнению с вашим бизнесом
«+» и «-» коммуникаций конкурента по сравнению с вашим бизнесом
«+» и «-» ценовой политики конкурента по сравнению с вашим бизнесом
Прочие «+» и «-» конкурента по сравнению с вашим бизнесом
Помимо изучения непосредственных точек соприкосновения компании с окружающим
миром: с конечными потребителями, конкурентами, посредниками важно учесть,
какие прочие факторы могут влиять на сбыт. Это общая экономическая ситуация,
социо-культурные особенности, уровень развития технологий, окружающая среда,
действующее законодательство и регулирующие нормы.
Практическое задание 4: Напишите, какие дополнительные
факторы оказывают воздействие на вашу компанию?
Как влияет экономическая
ситуация?
Как влияют локальные
социо-культурные особенности региона, где действует ваш бизнес?
Какое влияние на ваш бизнес
оказывает уровень развития технологий в отрасли?
Проанализировать собственную компанию – означает, выявить фактические
внутренние условия и ресурсы. Обратите внимание на следующие аспекты:
финансовые возможности компании (движение наличности, уровень
доходности)
физические возможности (например, демонстрация товаров / услуг для
клиентов, точки продаж и пр.)
организационные возможности (например, информационные системы)
технологические возможности (например, квалификация кадров, оборудование
и технология производственного процесса)
Практическое задание 5: Составьте перечень внутренних
условий и ресурсов вашей организации согласно списку выше. Проанализируйте
сильные и слабые стороны.
Практическое задание 6: Теперь, вернитесь,
пожалуйста, к статье "Система
маркетинга в Вашем бизнесе". С учетом полученной информации уточните маркетинговые
цели своего бизнеса. Запишите эти цели.
В следующей статье мы определим маркетинговую стратегию для вашего бизнеса.
Открыт портал, посвящённый вопросам гениальности и
методикам творчества
19 октября 2011 г., в свой день рождения, И.Л. Викентьевым (г.
Санкт-Петербург) открыт интеллектуальный портал
http://vikent.ru/, посвящённый вопросам гениальности и современным методикам
творчества.
Материалы для портала собирались с 70-х годов XX века, и многие из них
впервые публикуются в Рунете.
Основу проекта составляет электронная база данных, содержащая на момент
открытия около
24 000 записей, которые постепенно выкладываются на портал.
Cудя по данным руководителя проекта, на момент открытия, портал является
крупнейшим собранием русскоязычных текстов по указанной тематике.
Материалы портала построены на здоровом научном основании и не содержат
элементов мистики и оккультных воззрений.
Разработчик портала предупреждает, что опубликованные материалы содержат много
неожиданностей, поскольку то, что хорошо для высших уровней творчества, может
быть весьма непривычно в быту или на службе…
Уже в первые часы после открытия портала, получено более 50 благодарностей из
12 стран мира.
Дополнительная информация:
1) Перед открытием портала было проведено исследование «Представления россиян
о гениальности и талантливости»:
P.S. Если Вы считаете, что эта информация будет
интересна кому-то из Ваших коллег или друзей, и может помочь ему в бизнесе и в
жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, коуч
Управляющий партнер компании "Михаил Рыбаков и Партнеры"
Все
тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из
моей рассылки:в неизменном виде (без
сокращений и правок)
при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт
WWW.MRYBAKOV.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста,
предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих
сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или
частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы
Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале
письма. Спасибо.